ИНЖЕНЕРЫ ЧИТАТЕЛЯМЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ(«включены зажигание и стартер») контакты остаются замкнутыми, только пока водитель удерживает ключ. Стоит снять усилие — и он под действием пружины возвращается в положение «I». Замки ВК-352, ВК-330, ВК-ЗЗОА и ВК-ЗЗОБ, предназначенные для «запорожцев» и машин прежних лет выпуска, как уже сказано, также имеют четыре положения ключа с фиксацией на «О», «I» и «III» позициях, а стартер включается • в положении «II» с возвратом ключа пружиной в первую позицию. Но у них нет противоугонного устройства, и при положении ключа в позиции «III» энергия от бортовой сети поступает только для питания радиоприемника на стоянке при выключенном зажигании. А вставить и вынуть ключ можно только в положении «0». Автолюбителю важно знать, какие клеммы есть на корпусе выключателя зажигания, какого цвета провода присоединены к ним ик каким агрегатам и системам ведут эти провода. Очень часто, сняв узел для каких-либо работ или при замене контактной группы замка, водитель затем в недоумении разглядывает провода и штеккеры, пытаясь вспомнить, «как было». Рассмотрим сначала замки ВК-330, ВК-ЗЗОА и ВК-ЗЗОВ. Два первых различаются только формой ключа, а отличие последнего в том, что он поступает в проРис. 1. Схема коммутации выключателей зажигания ВК-330, ВК-ЗЗОА, ВК-ЗЗОБ и ВК-352. дажу без запорного цилиндра и ключа. Все они имеют винтовые клеммы (рис. 1), а для крепления на щитке приборов в корпусе предусмотрена резьба М23Х1. Клеммы замков маркированы. Ту, что имеет буквы «AM», нужно подключать к источнику питания («плюсу» амперметра), «КЗ» — к системе зажигания, «СТ» — к тяговому реле стартера и «ПР» — к радиоприемнику. Всего четыре вывода, и здесь все более или менее просто. Выключатель ВК-352 отличается от семейства ВК-330 практически лишь тем, что имеет штеккерные клеммы, причем для удобства монтажа каждая состоит из двух штеккеров. Сложнее с получившим у нас наибольшее распространение выключателем зажигания 2101-3704000, который оснащен контактной частью ВК-347. Этот замок, кск мы говорили, устанавливается на всех моделях «жигулей», -на «москвичах—412» и «2140», на ЗАЗ—968М и на «волгах» ГАЗ—24. Выводы с обозначениями «30» и «30/1» служат для подключения к источникам питания («плюс» генератора и аккумуляторной батареи); «15» — к системе зажигания; «50» — к тяговому реле стартера»; «ШТ» — для приборов освещения, радиоприемника, вспомогательного электрооборудования. На рис. 2 показаны места подсоединения проводов к штеккерам этого выключателя. А какой провод к какому выводу должен присоединяться, ясно из таблицы. Из нее следует, что на сегодня не все выводы требуют подключения проводовк штеккерам с обозначением «16» ничего не присоединяется. Это запасные выводы. Возможно, в них появится необходимость на перспективных моделях автомобилей. Скажем, для включения цепи сигнализации о незастегнутых ремнях безопасности, подключения подкачивающего бензонасоса или других надобностей. Рис. 2. Схема коммутации замка зажигания 2101-3704000-10 с контактной частью ВК-347.«При замене контактной части замка зажигания своих «Жигулей» я не пометил порядок подключения проводов, — пишет нам автолюбитель Б. Савин из Москвы, — и потом так и не сумел в этом разобраться без помощи автоэлектрика: не понял схему, которая дана в инструкции. Хорошо бы написать в более доступной форме об этой несложной для знающего человека операции в журнале». Рассказать о замках зажигания просят также А. Донец из г. Николаева, К. Кулинов из Челябинска. Отвечает читателям старший инженер отдела коммутационной аппаратуры НИИавтоприборов Б. КОКОТОВ. Выключатель зажигания современного легкового автомобиля — один из его наиболее важных и ответственных коммутационных приборов. К этому сравнительно небольшому устройству сходятся провода от источников тока, зажигания, тягового реле стартера, других приборов — освещения, стеклоочистителя, электровентилятора отопителя и радиоприемника, если он имеется в машине. Все современные выключатели зажигания легковых автомобилей приводятся в действие индивидуальными ключами (отсюда — распространенный термин «замок зажигания»). Ключи достаточно сложны, и это дает владельцу машины уверенность в том, что ее нелегко угнать. Тем более что некоторые системы замков зажигания выполняют и функции противоугонного устройства, «запирая» руль, когда извлекают ключ. Конструктивно выключатель зажигания состоит из запорного устройства и контактной части, размещенных в одном корпусе. Для разных отечественных автомобилей ленинградский завод «Автоарматура» производит и различные выключатели: ВК-330. ВК-ЗЗОА, ВК-ЗЗОБ для «москвичей-407» и «408», ГАЗ—21, ЗАЗ—965 и ЗАЗ—966 взамен устаревших замков ВК-21Д и ВК-21К. На ЗАЗ—968 всех модификаций, кроме «968М», применяется узел модели ЁК-352. А на всех моделях ВАЗа, «москвичах—412» и «2140», ЗАЗ—968М, ГАЗ—24 устанавливается выключатель зажигания 2101-3704000-10 с контактной частью ВК-347. В любом из этих замков предусмотрено четыре положения ключа. «Жигулевская» система, то есть выключатель 2101-3704000, работает так: «0» — «все выключено»; «I» — «включено зажигание»; «II»—«включены зажигание и стартер»; «III» — «включено противоугонное устройство руля, выключено зажигание». Положения ключа «0», «I» и «III» — фиксированные, причем ключ свободно вставляется и извлекается только в позициях «0» и «III». А в положении «II»Ш ОIIДЛЯ ВК-330Для ВК-352IIчастью ВК-347 Цвета проводов ГАЗ—24 ВАЗ (все модели)Подключение проводов к выводам замка зажигания с контактной Маркировка вывода 30 30/1 15 INT 50 16ЗАЗ—968 два красных красный два зеленых розовый оранжевый«москвичи — 412», «2140»h 1зс1*6Ш Тчерный оранжевый белый белый два оранжевых два черных оранжевый, серый и красный черныйрозовый коричневый два голубых с черной полосой два черных красныйшт|Для 8K3t7\^ р |50 19серый