КЛУБ 'АВТОЛЮБИТЕЛЬСКОЛЬКО стоитСегодня за руль садятся люди, по роду своей трудовой деятельности не связанные с автомобилем, а часто вообще не имеющие ничего общего с техникой. Хорошо это или не очень, но в этом один из неизбежных результатов высоких темпов автомобилизации. По данным социологического обследования, недавно проведенного в Ленинграде и его области, свыше 90% владельцев «жигулей» относятся именно к этой категории, и только 9% автолюбителей непосредственно связаны с вождением, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств. Этим во многом объясняется важность популярного разъяснения таких понятий, как надежность автомобиля и стоимость его эксплуатации. Мы с необходимой подробностью «разложим все по полочкам», но прежде считаем нужным показать, как. влияет на эксплуатационные расходы конструкция, качество механизмов, то есть завод, и что зависит от самого владельца машины. Основой для разговора могут служить наблюдения за эксплуатацией двух групп автомобилей ВАЗ—2101: 106 машин 1971 — 1972 гг. и 201 машины 19731974 гг. выпуска. Такое разделение принято потому, что к 1973 году на Волжском автозаводе был реализован комплекс конструктивных и технологических мероприятий, направленных на повышение качества и надежности автомобилей. Обе группы машин находились под наблюдением до пробега 50 тысяч километров, что соответствовало трем-четырем годам эксплуатации. Наиболее нагруженными и определяющими в отношении надежности агрегатами ВАЗ—2101 являются- передняя и задняя подвески, электрооборудование, тормозная система, двигатель и задний мост. Опыт эксплуатации первых «жигулей» выявил наиболее характерные отказы в этих механизмах. В результате внесенных заводом • усовершенствований их надежность была существенно повышена, что напрямую отразилось на ремонтных расходах владельцев машин. Если прежде на замену шаровых опор в 1-й группе автомобилей уходило 38,7% общих затрат на ремонт передней подвески, то во 2-й — лишь 27,5%. Сальниковые узлы задних амортизаторов 1971 — 1972 гг. выпуска «съедали» 92,6% общих затрат по задней подвеске. Позднее на эти нужды расходовалось 86,4%. Наиболее характерными причинами отказов электрооборудования и приборов автомобилей 1-й группы были трещины в корпусе и разрушение -пластин аккумуляторов, поломки счетчиков пройденного пути, спидометров, указателей температуры охлаждающей жидкости. На их долю приходилось до 60% общих затрат по электрооборудованию. По автомобилям 2-й группы расходы на устранение подобных отказов снизились более чем вдвое и составляют 25,4%. Износы кулачков распределительного вала и рычагов привода клапанов встречаются и сейчас. Но если их устранение требовало 85,6% общих затрат по двигателю. то позже эта цифра снизилась до 46,5% и продолжает падать. Износы тормозных колодок в большей степени, чем манжет поршеньков в суппортах передних тормозов, зависят от стиля езды. На их долю приходится в 1-й группе машин соответственно 57,5% и 25,8% от общих затрат по тормозной системе. Основные претензии по заднему мосту — шум редуктора и износ подшипников полуосей. А в целом шесть перечисленных агрегатов и систем ВАЗ—2101 за 50 тысяч километров берут 84,8% всех денег, которые владелец машины вкладывает в ее обелуживание и ремонт. Это хорошо видно в табл. 1, позволяющей правильно спланировать будущие расходы и взаимоотношения с автомобилем при различных дорожных условиях. Перегружать его или воздержаться от этого, ехать по грунтовой дороге со скоростью 70 или 50 км/ч, следить за аккумулятором или менять его каждый год — подобные и ТАБЛИЦА 1 Стоимость ремонта агрегатов и систем автомобиля ВАЗ—2101 1973—1974 гг. выпуска в первые 50 тысяч километров пробегаАгрегаты и системы Передняя подвеска Электрооборудование и приборы Двигатель и его системы Тормозная система Задняя подвеска Задний мост Кузов и его детали Рулевое управление Диски колес Сцепление Карданные валы Коробка передач Всего по автомобилю Затраты,За свою сравнительно короткую биографию автомобиль индивидуального пользования превратился в обычное транспортное средство. Дело здесь не только в развитии массового производства, но ив общем росте реальных доходов во всех социальных слоях нашего общества. Ежегодно сотни тысяч советских граждан становятся владельцами автомобилей, по доброй воле принимая на себя обязанности содержать, обслуживать и ремонтировать собственную машину. И порой эта добровольная ноша у человека, привыкшего к существующим у нас общественным фондам потребления, вызывает недоумение. Он «вдруг» обнаруживает, что нужно платить за бензин и масло, за техобслуживание и ремонт, за пользование стоянкой н запасные части, что автомобиль — это удобство,, которым следует пользоваться соразмерно со своими трудовыми доходами. Редакционная почта богата вопросами, подобными тому, что задал П. Черенцов из Иркутской области: «Моя машина ВАЗ—2103 прошла 9 тысяч километров. Вышел из строя генератор, сгорело реле, и еще кое-что из мелочей. Сам ничего не делаю, только на сервисе, и за 9000 км она съела порядочную сумму из бюджета. Неужели ив других государствах так же приходится расплачиваться за хорошую и нужную в семье вещь?» Встречаются даже крайности. Например, А. Романченко из г. Печоры Коми АССР пишет: «И еще хочу сказать, т. е. сделать Вам упрек, почему у нас нужно кругом платить? За обучение в ДОСААФ плати, за лотерейные билеты плати, за экзамены плати, членские взносы в общество автолюбителей плати, за бензин плати... вот и думай или бутылку коньяку взять или ехать в лес на лоно природы отдохнуть?» Прежде чем приступить к теме, навеянной письмами, напомним авторам, подобным А. Романченко, что «платить за все» надо не только у нас — всюду, причем у нас услуги, которые получает человек, купивший автомобиль, куда дешевле, чем во многих странах. Впрочем, об этом писалось уже не раз., Можно было бы подробно прокомментировать эти письма. Но здесь нам надо подчеркнуть одно: без правильно поставленной «семейной бухгалтерии» все комментарии будут лишены смысла. Продолжая экономическую тему, начало которой было положено в № 7 «За рулем» за 1978 год статьей «Стиль езды в рублях и литрах» (она получила развитие в статье «Хотите поднять расход бензина?» — № 1 за этот год), мы предоставляем слово специалистам кафедры «Автомобили и двигатели» Ленинградского инженерно-строительного института кандидатам технических наук А. А. ЗВЯГИНУ, А. В. ЕГОРОВУ и аспиранту А. М. МОТИНУ, начальнику отдела Волжского автозавода инженеру В. П. ПИРОЖКОВУ и московскому автолюбителю инженеруэкономисту В. Н. АБРАМОВУ.%22,5 21,4 8,8 11,3 10,8 10,0 6,4 0,9 3,3 3,2 1,3 0,1 100,0другие размышления, очевидно, будут полезны автолюбителю. Перечень узлов и деталей автомобиля, которые в основном определяют затраты на поддержание его в работоспособном состоянии, приведен в табл. 2. К ним относятся наиболее дорогостоящие, или мало приспособленные к ремонту и замене детали, или чаще других выходящие из строя. Следует отметить, что на их долю приходится 78,2% затрат, связанных с ремонтом машины. ' ТАБЛИЦА 2 Узлы и детали, определяющие затраты на поддержание работоспособности автомобиля ВАЗ—2101 1973—1974 гг. выпускаНаименование узла или деталиi ящ >.Я Еяа«_и о йа, хFa о !*о£ £•£0.0 evenПередние тормозные колодки Втулки задних амортизаторов Задний амортизатор Верхняя шаровая опора Свеча зажигания Замок зажигания Сайлент-блоки передних амортизаторов Ремень вентилятора Передний амортизатор Аккумуляторная батарея Нижняя шаровая опора Колесный тормозной цилиндр Задние тормозные колодки Распределительный вал Сайлент-блоки рычагов передней подвески Крестовина кардана Диск колеса Нижний рычаг передней подвески Электродвигатель стеклоочистителя Ведомый диск сцепления Ведущий диск сцепления Диодная плата генератора Полуось Суппорт переднего тормоза Редуктрр заднего моста25 —4530—4035354045455050505050--50 •50 -50 -70 -75•60 60 •70 70 •7055- •75 60- 70 60- •80 60- 80 60- •90 75- •9080120120120150160-75-95 •110 150•150 •160 •180 19014