КУРС ПЕРВЫЙ- КУРС ПЯТЫЙЕсли лет десять назад об этой первичной организации в обкоме ДОСААФ говорили редко, то теперь редко молчат. Мы в Волгоградском инженерно-строительном институте. Изучение его скромной истории начали с небольшой комнатки музея славы. Учебному заведению немногим больше четверти века. Столько же и оборонной организации. В музее есть уголок, где среди экспонатов — награды ЦК ДОСААФ, дипломы, кубки. Главным образом, за первые места на Всесоюзных слетах победителей походов по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, Иван Трофимович Горбунов — председатель первичной организации ДОСААФ вуза — рассказал мне о ее делах, Он же познакомил меня с одним интересным документом, который называется «Комплексный перспективный план военнопатриотического воспитания студентов и сотрудников Волгоградского инженерно-строительного института», В нем четко прослеживается, как комитеты комсомола, ДОСААФ, профком, совет ветеранов войны и совет музея славы, спортклуб, действуя совместно под руководством парткома института, направляют свои усилия к одной цели. А начинается все со студенческой клятвы. Первого сентября на Мамаевом кургане, у братских могил героев волжской твердыни, проходит посвящение в студенты: «Клянемся быть достойными памяти тех, кто погиб за свободу и независимость нашей Родины...» Потом, в течение всего учебного года — посещение музеев, экскурсии по памятным местам города-героя, теоретические конференции, встречи с ветеранами войны. Это, как правило, курс первый. Курс второй — проведение политинформаций и участие в конференциях уже не в качестве слушателей, а со своими, пусть еще маленькими, докладами. Курс третий — работа в патриотических клубах «Поиск», /«Фронтовая землянка», «Подвиг». Теперь уже сами студенты руководят военно-патриотическим воспитанием своих младших товарищей, выезжают на промышленные предприятия с лекциями, готовят к изданию каталог имен сотрудников института, участвовавших в Великой Отечественной. Курс четвертый — в составе отрядов студенты выезжают на комсомольские стройки страны, а также в социалистические страны,. ведут шефскую работу в школах, самостоятельно разрабатывают маршруты и проводят экскурсии. Курс пятый — самое последнее, самое важное и почетное, чего удостаиваются лучшие из лучших, — проектирование и создание памятников героям гражданской и Великой -Отечественной войн, В итоге вся эта разносторонняя деятельность по гражданскому, военно-патриотическому воспитанию будущих инженеров-строителей, архитекторов сливается в одно русло с их профессиональной подготовкой, ...17 ноября 1942 года, когда фашисты рвались к Сталинграду, две тысячи комсомольцев по призыву обкома ВЛКСМ собрались на митинг в городе Камышине. Родина в опасности! И с митинга — на фронт. Спустя почти тридцать лет, в том же самом городе, на том же самом месте состоялся митинг. Инициаторами его были комсомольцы волгоградского инженерно-строительного — участники мотопробега по местам боевой славы земляков. Тогда-то после митинга в институте и был объявлен конкурс на лучший памятник героям-комсомольцам. Представлено было 30 проектов. Проект третьекурсника Виктора Дроботов.а, участника мотопробега, был признан лучшим. Теперь перед монументом склоняет голову каждый, кто бывает в Камышине. Памятник стоит в центре города, именно там, откуда уходили комсомольцы на Великую Отечественную. В институт стали поступать заявки из Серафимовича, Подтелкова, других городов и сел области. Вскоре был организован специальный строительный отряд «Архитектор». С тех пор создано уже одиннадцать памятников. «Клянемся быть достойными,..» Эти слова можно поставить эпиграфом ко всей военно-патриотической работе в институте. Мне показывали письма — руководители различных учреждений, НИИ, конструкторских бюро, командиры воинских подразделений, где работают, служат выпускники института, с благодарностью пишут: «Вы воспитали настоящих патриотов», Многие бывшие питомцы сами теперь стали воспитателями. Все, чему их научил институт, они передают новому подрастающему поколению. Комплексный перспективный план — это не просто сумма мероприятий. За ним реальные, тесно связанные между собой дела, живущие в умах и сердцах питомцев инженерно-строительного. Как бы ни были хороши планы, а мы судим обо всем по результатам. Одна только цифра скажет о многом: в институте все сотрудники и студенты — члены ДОСААФ. Все до единого! В общем, хорошо идут дела в инженерно-строительном. Но и проблем у досаафовцев хватает. На одну из них натолкнулся я, вроде бы, неожиданно. — Машенцев! — крикнул преподаватель физкультуры. От бегущих по кругу отделился невысокого роста плотно сложенный паренек. — К вам корреспондент. От занятий освобождаетесь. Сергей недоверчиво осматривал меня! Потом взглянул на удостоверение. И я увидел, как настороженность в его глазах моментально сменилась радостью. — Ага! грешительно бросил он. — Пойдем. Разгоряченный бегом, говорил он быстро, отрывисто. — «За рулем»? Давно пора. Понимаешь, желающих вагон! Только скажи: автомобильные курсы или секция — отбоя не будет. А где база? Машины? Нет их! Выпалив про автомобили, он успокоился. И уже ровно стал сетовать: — Да куда же нам без автомобилей? Мы же автодорожники. Мосты, тоннели строить будем, дороги. А машин не знаем. Этим лётом работал их курс на консервном заводе. В первый день главный инженер рассказал, чем будут заниматься. Потом спросил: — Машину-то водит кто-нибудь? — Я, — вскочил Сергей. Дали ему старенький «газик». И началось: с утра до вечера — первая передача, вторая, третья, погрузка, выгрузка... — Что? Уже? — и он нехотя вылезал из кабины. Вроде и ночью во сне ехал и ехал. От склада к цехам, обратно. И все прислушивался к работе двигателя. Сменные нормы выполнял чуть ли не на 200 процентов. По предметам, имеющим малейшее отношение к автомобилям, у него «отл». Да и на автодорожный он пошел опять же из-за них. — Я недавно был у Ивана Трофимыча — наш председатель, знаешь? Говорю: так, мол, и так, открыть бы курсы. Или секцию. Посмотрим, говорит. Ты с ним поговори! Поговори! Тебя он послушает. А?! Такое дело сделаешь! И я поговорил. — Знаю. Машенцев недавно был у меня. Потом в обкоме беседовали. А где, говорят, преподавателей для курсов возьмете? Я им про Машенцева и рассказал: машины знает прекрасно, и опыт преподавательской работы у парня есть — при ворошиловском РК ДОСААФ группу мотоциклистов ведет. Чем не преподаватель? Сказали — посмотрим. И мне кажется, будут курсы. Все понимают — дело нужное. Оно бы в комплексном плане тоже не лишним было... Из института в центр я шел пешком. Шел тихими зелеными дворами. Думал о Сергее. Представлял, как откроют курсы и как будет Сергей преподавателем. И еще думал о том, как много можно сделать, если вот так, как в волгоградском инженерно-строительном, объединить усилия во имя одной высокой цели — воспитания патриотизма, воспитания патриотов. А. ЛОСКУТОВ, спецкор «За рулем» г. ВолгоградЗа нашу Советскую Родину!За доем7 # Июль ф 1979Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 года