16
17
С1ГОРТ*СП0РТ*СП0РТиш\тшДа, авторитет «Золотых песков» сегодня непререкаем, и этому в значительной мере способствует неистощимый энтузиазм болгарских автомобилистов. Только побывав здесь в эти дни, окунувшись в атмосферу ралли, с ночными бдениями болельщиков у информационных щитов, с предрассветным ожиданием прибытия машин на KB и многим, многим другим, можешь по-настоящему оценить и любовь болгар н автоспорту, и их заинтересованность в нем — все то, что говорит о высоком уровне автомобильной культуры в стране. По представительности — 16 стран — нынешнее ралли побило все рекорды прошлых лет. На старте «Золотых песков» можно было увидеть тех, кто занимает в европейской классификации самые почетные места. Австриец Франц Витман — победитель многих громких ралли. Со своим 270-сильным «Порше-СК» он признанный фаворит. Так же , впрочем, к ак испанец Антони Занини — фирменный гонщик СЕАТа — барселонского филиала ФИАТа. В его распоряжении одна из лучших в мире раллийных машин «ФИАТ-131-абарт» и в придачу к ней 10 автомобилей техпомощи, 20 механиков. Не рассчитывая только на это, Занини ведет спартанский образ жизни — строго соблюдает режим, не курит, не употребляет алкоголь, постоянно тренируется. Немногим уступает Занини сервисная служба другого владельца «Абарта» — бельгийца, который скрывается под псевдонимом «Диди» и представляет «ФИАТ-карлин» — тоже дочернее предприятие итальянского концерна. На «Лянча-стратос» . — марке, не имевАттиле Ферьянцу — тоже победителю этих ралли. Но, честно говоря, не они сегодня больше всего волнуют нас. «Золотые пески» — это и первый этап розыгрыша Кубка дружбы социалистических стран — почетного приза, который в прошлом году завоевали советские раллисты. Сюда, в Болгарию, отряжены наши лучшие силы — пять экипажей, прошедших сквозь раллийные «огонь и воду»: Стасис Брундза — Анатолий Брум, братья Каститис и Арвидас Гирдаускасы, братья Николай и Игорь Больших, Николай Елизаров — Виктор Московских — все они стартуют на «жигулях», и Анатолий Козырчиков с Михаилом Титовым на «Москвиче». Кубок, к ак известно, разыгрывается только на автомобилях соцстран, и потому нас более всего занимает чехословацкий квинтет во главе с Вацлавом Блахной. На сегодня их «шкоды-130 PC», подготовленные заводом в рамках второй группы, имеют самую высокую репутацию — и по надежности, и по динамике, и по другим показателям. На счету раллистов ЧССР и их машин командные и личные победы в европейских ралли, даже труднейшем «МонтеКарло». Общая длина маршрута «Золотых песков-79» — 1540 километров, включающие 45 скоростных соревнований. Из них первые 820 километров и 26 спецучастков входят в программу Кубка дружбы. А начинается все с Албены — кольцевой гонки. Она в какой-то мере всех расставляет по своим местам, отвечает на извечно волнующий любителей спорта вопрос — «кто.есть кто?» В 15.00 первый старт самых маленьких машин. От группы к группе возрастает напряжение. В 15.45 среди одиннадцати стартующих Брундза и Гирдаускас в компании с двумя победителями ралли «Золотые песни» Чубриковым ис Ферьянцем на «Рено-5-альпин». Я стою у здания почты, там, где гон-Сигнал фанфариста — заслуженного артиста НРБ Георгия Костова возвестил об открытии ралли.Полковник милиции Желев стянул фуражну с потного лба, крикнул в микрофон: «Взлет!», и сразу же , заглушая все вокруг, заговорил мотор Ми. Вертолет оторвался от земли, поднимая нас над Албеной, над ее кольцевой трассой, по которой неслись сейчас участники десятого по счету ралли «Золотые пески». Покаюсь: в тот момент не они, спортсмены, начавшие трудный спор, и не великолепные архитектурные ансамбли этого известного болгарского курорта, и даже не удивительно красивое под весенним солнцем море более всего привлекли мое внимание. Под нами было другое море — автомобильное. Везде,Нескончаемый поток автомобилей тянулся к трассе кольцевой гонки в Албене.Трасса в полторы тысячи километров съедает по тридцать и больше покрышек. Сервисные бригады за работой.где только можно — справа и слева от дорог, на всех площадках и площадях, у домов теснились машины. Сколько их было там — судить не берусь. Тысячи, десятки тысяч... Позже полковник Желев — комендант гонок (так называют здесь лицо, ответственное за безопасность на трассе ралли) говорил мне: «Жаль, что ты не бывал у нас раньше, когда ралли проходило в июне, тогда и машин и людей было больше...» «Золотым пескам» в этом году было предоставлено право открыть чемпионат Европы-79 по ралли среди водителей. В год своего десятилетия болгарское ралли было отмечено «четырьмя звездами» — высшим, согласно действующей в ФИА «табели о рангах», коэффициентом сложности. 'шей себе равных в последних чемпионатах мира, еще один инкогнито — «Сирокко» из Греции. Сведущие люди утверждают, что эти гонщики прячутся под кличками, дабы не нанести ущерб (финансовый, разумеется) своим богатым родичам, имеющим вложения в конкурирующие автомобильные фирмы. Похоже на истину. Спорт спортом, а бизнес бизнесом. .«Золотые пески» всегда собирают весь цвет раллистов соцстран, прославивших себя в последнее десятилетие на европейских трассах, приветливый Анджей Ярошевич, у же побеждавший здесь, и его земляк Мачей Ставовяк впервые экзаменуют новую отечественную машину — «Полонез» в столь крупном ралли. Другой победитель «Золотых песков» прошлых лет кумир болгарских автомобилистов Илия Чубриков (он недавно выиграл на «Ладе» международное ралли «Вокруг Средиземного моря») сегодня стартует на спортивном «Рено-5-альпин», который принес ему не один триумф, к аки его давнему сопернику венгру16 щики, врываясь на бешеной скорости к повороту, почти не сбрасывают «газ» и уходят на подъем. Места для обгона здесь достаточно, и тысячи зрителей ждут острых событий. После первого круга БрунДза держится в тени, — похоже, он не собирается вступать в спор с соперниками на легких и мощных переднеприводных «альпинах». Да так ли это? Стасис все ближ е подбирается к венгру. Еще миг — и лихо заходит слева. Какие-то мгновения «Жигули» и «Альпин» идут рядом, а потом я вижу впереди быстро отрывающуюся машину Стасиса, которую не спутаю ни с какой другой. Это был один из самых запоминающихся эпизодов кольцевой гонки. Когда несколько часов спустя, у же вечером в Золотых-песках давали старт дорожным соревнованиям, экипаж Брундзы встретили аплодисментами. Стасис заслужил их. По результатам «кольца» 33-й номер занимал почетную восьмую строку в списке 86 участников. Но гонка в Албене при всей ее привлекательности и спортивном азарте только прелюдия к мощным аккордам ралли. Еще не успели уйти со старта наши ребята, к ак прилетела весть: в районе первого спецучастка, у монастыря Аладж и оставил трассу Витман. А раньше из-за неполадок в двигателе прекратил соревнования Ярошевич. Ралли всегда полно неожиданностей. Проходит час, второй, третий. Наша пятерка идет без потерь, чехословацкая — тоже. Но в современном быстротечном ралли уже не дорожные соревнования, к ак это было раньше, а скоростные участки делают погоду. И потому к ним все внимание. Первые участки наш лидер, экипаж Брундза —Брум проходит на уровне. Албены, то есть вслед за внеконкурентными «абартами», «стра-' тосами». Если дело так пойдет — он победитель в классе, а может ив личном зачете Кубка? Но загадывать рано. На четвертом—пятом участках его скорость снижается, и идущие по пятам Ферьянц и чехословацкие гонщики отыгрывают несколько секунд. Затем снова отличные времена, и снова сбой — после десятого этапа Брундзу оттесняют сразу несколько конкурентов. Потом, словноПод номером «33» выступал лидер нашей команды экипаж С. Брундза — А. Брум.на втором дыхании, Стасис отвоевывает у «шкод» по 10 — 12 секунд на участке, потом еще двадцать. Времена, показанные им на отдельных гравийных участках, в горах, кажутся просто невероятными — форсированный до 150 сил ВАЗ Брундзы проходит их лишь на секунду хуже 280-сильного «Лянча-сирокко» (он стал вторым призером «Золотых песков»), Молодец Стае] Нет, не подумайте, что' мы мчимся в темпе ралли или ведем наблюдение с воздуха — это Невозможно, да и нет в том нужды. Электронные информаторы через . несколько минут после прохождения спецучастка выдают на экраны мониторов, установленных в штабе ралли, пресс-центре, все данные, и можно, сидя в кресле за чашкой кофе, представлять себе, что творится на трассе. И не только представлять: переживать, прикидывать, обмениваться мнениями. В этом «заочном присутствии» есть своя' притягательность. 17-й спецучасток: что-то не ладится у Брундзы — добрых полминуты проиграл он соперникам. На следующем, гравийном опять прибавил. Вообще наши раллисты показывают отличные скорости именно на самых трудных дорогах. А вот к концу у лидера команды стряслось что-то серьезное — он уже за пределами десятки. Позже Стасис объяснит все: «на 4-м спецучастке — неисправность бензонасоса, в районе 17-го — обрыв поперечных тяг, а в конце круга — повалил дым из сапуна». Наша команда завершила первый круг в полном составе, позади «шкод», открыв счет очкам в розыгрыше Кубка дружбы. Все были полны желания идти дальше, завершить этап чемпионата Европы — но идти было /уже не на чем. Руководитель и тренер команды Александр Александрович Карамышев — один из основателей советской школы ралли, мудрый наставник и организатор автоспорта с грустью сказал: «Это лишено смысла»,На ралли все приезжают побеждать. Советские гонщики не стали первыми, но неудержимо стремились к победе, показав образцы высокого боевого Духа. Столь часто употребляемые в спортивных отчетах слова о «споре на грани человеческих возможностей» подходят к автоспорту, к ралли лишь частично, потому что это еще и спор на грани возможностей техники. И о том ио другом лучше всего могли бы поведать наши ребята. Скажем, Костя Гирдаускас, показавший второй после Брундзы результат в команде, выступал, можно сказать, один в двух лицах. По дороге в Болгарию пришлось оставить в больнице штурмана с приступом .аппендицита, и его место занял механик, никогда ранее не выступавший в этой роли. Или Анатолий Козырчиков — один из самых талантливых наших гонщиков. Как удавалось ему на «Москвиче» с шинами, метко окрещенными кем-то «из каменного века», показывать на спецучастках времена, до которых не дотягивались прославленные «опель-кадетты» и другие, обутые в самые что ни на есть лучшие раллийные покрышки, — уму непостижимо. А Николай Елизаров? Он уверенно довел до финиша свои «Жигули» без «двух передач». Нет, не смогли наши гонщики победить в Золотых песках, не выступили по полной программе. И все же мы вправе говорить ио высоком уровне их подготовки, и о наших надеждах, связанных с ними. Помнится, первые крупные успехи Брундзы и Гирдаускаса в европейских ралли были равносильны преодолению звукового барьера. До этого казалось невозможным вклиниться в первую десятку «абсолютного зачета». Теперь мы знаем: можно. Наши гонщики едут на любое, самое авторитетное ралли, чувствуя не дрожь в коленках, а жажду победы. У нас сложилась своя школа ралли, у нас целое созвездие больших мастеров. Пусть не сочтут это прожентерством, но я глубоко убежден: дайте им в руки 250-сильные моторы, обеспечьте новейшими раллийными покрышками (сегодня это, к ак считают, целых полдела), фирменным сервисом — и они заставят заговорить о себе весь автомобильный мир. Но пока нет у нас этих возможностей, пока мы ориентируемся на серийные ВАЗы и «москвичи», создавая на базе их технику ралли, надо делать все необходимое, дабы облегчить и улучшить подготовку машин и команд. И решать эти задачи не кустарно, не на чистом энтузиазме, а по-деловому, опираясь на заводскую базу, заинтересованное участие промышленности. Так, например, к ак это делают чехословацкие товарищи на заводе «Шкода». Не будем делать секретов из того, что сегодня даже такой признанный ас, как Гирдаускас, готовит боевую машину в основном сам, в домашнем гараже, днюя и ночуя там. Не будем закрывать глаза на то, что огромное количество энергии раллистов уходит не на подготовку к стартам, а на то, чтобы что-то пробивать, доказывать, уговаривать должностных лиц. Даже совершенно очевидная необходимость иметь механика на каждый экипаж становится предметом уговоров и споров, И не станем забывать, что ралли существует не только в секундах и очках. Оно дает уроки и спортсменам, и сотням тысяч, миллионам автомобилистов — зрителей соревнований. Уроки мастерского управления автомобилем, уроки безопасной езды, отменных технических знаний и смекалки. Оно учит. Оно воспитывает. И в этом его большая общественная функция. Варна — Москва спецкор М. ТИЛЕВИЧ, «За рулем»Фото автора, Р. Узунова, М. Ковачевой и Т. МитоваРезультаты соревнований I этап Кубка дружбы. Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. НРБ; 4. ПНР; 5. ГДР; 6. ВНР; 7. СРР. Личный зачет: 1. В. Влахна — И. Мотал; 2. В. Хавел — Я. Соукуп; 3. С. Квайзар — М. Райхл (все — ЧССР, «Шкода-130РС»). Этап чемпионата Европы для водителей: 1. А. Занини — Ж. Петиско (Испания), «ФИАТ-131-абарт»; 2. «Сирокко» — К. Фертакис (Греция), «Лянча-стратос»; 3. «Диди» — А. Паули (Бельгия), «ФИАТ-131-абарт».17