_ Заканчивая свое короткое выступление, еще раз поздравляю вас от имени областного комитета ДОСААФ с заслуженной и почетной победой,—сказал заместитель председателя обкома Евгений Степанович Тараненко. — И хочу попросить нашего дорогого гостя, представителя агитпоезда «Ленинский комсомол» Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации в отставке Феодосия Порфирьевича Котляра выполнить почетную миссию — вручить вам во второй раз подряд переходящее Красное знамя • областного комитета... Зал встал, и под дружные аплодисменты начальник школы Леонид Иванович Лосев принял из рук прославленного генерала знамя — знак признания успехов гагаринской автошколы. Это был торжественный и счастливый финиш. А путь к победе занял долгих десять лет. Знакомясь с автошколой, беседуя с ее людьми, присутствуя на ежедневных планерках, я искал ответы на вопрос, что привело к победе. И, думается, в трех, разных по характеру высказываниях руководителей школы этот ответ есть. Михаил Николаевич Позняк, заместитель начальника школы по учебной части: .— Вот на фотографии сборный щитовой барак. Вы можете не поверить, но это наша школа в 1967 году. Я был первым и единственным преподавателем. Потребовались общие усилия, чтобы сколотить работоспособный коллектив.ня практической водительской выучке придается особое значение. Вячеслав Федорович Слабое, заместитель начальника школы по политико-воспитательной работе: — У нас в методическом кабинете вывешено замечательное высказывание Льва Николаевича Толстого: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Обучая курсантов, вкладывая в них технические знания, наши педагоги воспитывают их как будущих участников дорожного движения и как будущих военных шоферов. Передавая ребятам знание воинских уставов, требуя выполнения воинских норм поведения, мы воспитываем в них качества солдата. А знакомя с историей города, приглашая в школу интересных людей, формируем в своих подопечных лучшие качества гражданина: патриотизм, личную ответственность перед Родиной, готовность к подвигу. Наш город невелик — около 20 тысяч жителей. Но не раз за свои 260 лет он оказывался в орбите больших дел и исторических событий. В петровские времена отсюда водным путем везли хлеб в Петербург. Во время Отечественной войны 1812 года в здешних местах действовали партизанские отряды Василисы Кожиной и Дениса Давыдова. В Гжатском уезде родилась Вера Засулич, нашим земляком был известный революционер Петр Алексеев. В Великую Отечест-Усилить военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовку юношей к воинской службе — одно из требований постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политиковоспитательной работы»тывать. Они сами показывают пример. Михаил Николаевич Позняк, к слову, окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию, не раз признавался лучшим преподавателем в области. Вячеслав Федорович Слабое учится на пятом курсе смоленского автотракторного техникума, имеет большой опыт комсомольской работы. Преподаватель Геннадий Яблоков учится на третьем курсе политехнического института. В общем, люди совершенствуются. Совершенствуется и наша материальная база. В нынешнее здание мы переехали только два года назад. Не все тут еще сделано. Кое-что уже переделывается по-новому: во вс«х классах теории внедряем по единой схеме дистанционное управление с пульта преподавателя, оснащаем их кинопроекционными уста-В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФСейчас у нас 12 мастеров производственного обучения вождению. Самому старшему из них — 46 лет. Остальные гораздо моложе. Семеро из двенадцати учились в нашей школе, а отслужив в армии, вернулись в нее — уже мастерами. Можно искать истоки успехов в чем угодно. Но главное, мы сумели привить ребятам и гордость за школу, и уважение к труду инструктора, педагога. Все эти качества они с успехом передают своим ученикам. Вот уже третий год, как у нас нет отсева курсантов.' Больше того — третий год наши выпускники, все до единого, экзамены в ГАИ сдают с первого захода. А средний балл успеваемости по школе составляет сейчас 4,74. Так обучать, конеч.но, можно, если опираешься на современную техническую базу. И все же я считаю более важным (хотя одно с другим определенным образом связано) — качество самого преподавания, Учитель должен прежде всего быть человеком одержимым, влюбленным в дело. И обладать серьезными знаниями. Из наших двенадцати мастеров вождения одиннадцать имеют первый класс — то есть обладают высшей квалификацией, являются истинными мастерами. Об их отношении к делу говорит такой факт: за последние семь net из школы ушло только двое. Стабильность состава преподавателей, мастеров — важнейшее условие успеха. Говорю главным образом о мастерах вождения не потому, что преподаватели теории или мастера производственного обучения им уступают. Просто на сегод1. «За рулем» № 7ГАГАРИНЦЫ!венную войну под Гжатском действовал партизанский отряд «Победа». А за подвиги на фронтах 17 нашим землякам было присвоено звание Герой Советского Союза. Обо всем этом узнают курсанты автошколы, когда мы ведем их на одну из первых экскурсий — в краеведческий музей. Но прежде того они приходят в мемориальный музей первого космонавта Вселенной Юрия Алексеевича Гагарина. «Мы — гагаринцы!» — эти гордые слова наполняются для ребят особым значением, когда они читают строки писем героя или слушают рассказ матери космонавта, Анны Тимофеевны, приходящей на такие встречи. Мы используем всякую возможность, чтобы посеять в ребятах семена гордости за школу, за свой город, за смоленскую землю. Стремимся почаще приглашать к ним интересных людей. Перед каждым потоком у нас непременно выступают комсомольские активисты, представители милиции, врачи, работники прокуратуры, ветераны войны. Надо ли говорить, что агитпоезд «Ленинский комсомол» был для нас самым желанным подарком. И ребята слушали генерала Ф. П. Котляра, освобождавшего Смоленщину от фашистских захватчиков, с таким восторгом, что верилось: они станут достойной сменой своих отцов и старших братьев. Леонид Иванович Лосев, начальник школы: — Мои товарищи верно сказали о необходимости высокой деловой квалификации тех, кто призван обучать и воспиновками, проекторами «ЛЭТИ», электрифицированными стендами. Хозяйственным способом завершаем строительство очень нужного нам класса лабораторнопрактических занятий площадью 290 м2 . А впереди — еще более заманчивые перспективы. Утвержден генеральный план застройки территории, в который входят курсантское общежитие, небольшой стадион, гаражи. Все это нам иметь тем более важно, что наступивший год для всего коллектива будет трудным. Школе оказана высокая честь: она в числе первых учебных организаций ДОСААФ страны переходит на изучение новых автомобилей — КамАЗов. Значит, предстоит замена наглядных пособий, действующих схем, стендов, замена оборудования в классах сборочно-разборочных работ, горячей регулировки двигателей. И, само собой, нужно основательно «перетрясти» багаж знаний преподавателей и мастеров, что немыслимо без специальной учебы. Приятно, конечно, что мы второй год подряд получаем переходящее Красное знамя обкома ДОСААФ, что в 1978 году удостоены юбилейного «Почетного знака ДОСААФ СССР». Но отдаем себе отчет, что работаем не для наград. Готовность — техническая и моральная — наших выпускников без промедления стать в армейский строй была и будет высшей оценкой нашего труда. Б. ДЕМЧЕНКО, спецкор «За рулем» Смоленская область, г. Гагарин Фото В. Князева 1