БЕСЕДА С МАЭСТРО-Что лежит в основе творчества автомобильного дизайнера? Такой вопрос я слышу часто. Многочисленные открытия последних лет в науке и технике, — говорит Бертоне, — увлекли дизайненеров, предрасположили их к созданию проектов смелого стилистичеческого выражения. Для этого, между прочим, мы имеем богатую базу достижений человеческой культуры. Производство мелкосерийных кузовов, ориг инальны х, изящных, неповторимых будет существовать всегда, несмотря на размах массового производства. Ни в одной из отраслей промышленности никогда массовое, стандартное изделие вовсе не исключало существования индивидуального. Так, в автомобилестроении наряду с моделями, выпускаемыми подчас миллионами, есть и будут спортивные, престижные, выставочные машины. Поиски в создании таких особенных, ни на что не похожих автомобилей полезны для совершенствования класса, художественного уровня массовых моделей. Именно эти мысли побуждают меня и моих сотрудников обращать свое «оружие» к поискам вершин в творчестве. Доклад окончен, и вот мы лавируем среди экспонатов выставки^ неожиданных по формам «Карабо», «Стратос», «Икс 1/9» и «Браво», находим удобный для беседы уголок и:— Синьор Бертоне, ваше мнение о развитии в ближайшие годы искусства кузовного дизайна, искусства «индивидуального пошива платья» для автомобиля?Мастера «индивидуального пошива» кузовов, автомобильные «модельеры» сегодня играют заметную роль в автомобилестроении. Они ищут новые формы и материалы и являются не просто специалистами по художественному конструированию, а мастерами своеобразного вида прикладного искусства. Не случайно лучшие образцы их творчества можно видеть в художественных музеях. Среди виртуозов автомобильных кузовов первую скрипку в послевоенные годы играют итальянцы Б. Пининфарина, Н. Бертоне, Д. Микелотти, Д. Джуджаро. Их произведения (именно этот термин в данном случае наиболее точен) были представлены на проходившей весной в Москве выставке «Автотехника —Италия-79». Среди четырнадцати экзотических машин, большая часть которых существует в одном единственном экземпляре, четыре созданы промышленно-художественной фирмой, которую возглавляет Нуччо БЕРТОНЕ. Перед широкой аудиторией дизайнеров, художников, конструкторов, специалистов советской автомобильной промышленности он выступил с докладом, посвященным, естественно, дизайну в автомобильном кузовостроении. Первый вопрос в интервью с туринским маэстро я не успел задать. Он ответил на него в докладе. ком идей, предложений, вариантов для других автомобильных заводов?— За 15 лет мы представили потребителям и экспертам 29 прототипов машин, некоторые из них экспонируются здесь. И в связи с этим фактом отмечу, что единственная защита и сила кузовостроителей состоит в постоянной созидательной деятельности, стремлении к обновлению и вершинам фантазии.— Наверное, среди всех ваших созданий есть наиболее любимые, наиболее близкие сердцу...Чтобы внести свежую мысль в наши поиски новых форм, мы проводим регулярно конкурс среди молодежи (он называется «Золотой гриф») на лучшую разработку проекта кузова по заданной теме. Сам по себе дизайн, тем более автомобильный, особенно близок по духу молодым людям, вызывает у них глубокий интерес, и среди них мы находим кандидатов в хорошие специалисты. — Мой отец, который был мастеромкаретником, в 1921 году обратил свое (и мое тоже!) внимание на автомобильные кузова. Самые первые из них, спортивные двухместные, были сделаны на шасси ФИАТ-501 и СПА-9000. Навыки и знания, полученные под руководством отца, стали основой моего образования по художественному конструированию, и С 1938 года я принимал непосредственное участие в создании кузовов.— Синьор Бертоне, к ак вы оцениваете эту первую в нашей стране экспозицию итальянского автомобильного дизайна? Она за эти дни вызвала большой интерес Vi среди специалистов, и среди широкой публики. — А как вы начинали свою дизайнера-кузовщика? карьеру— Так утверждать не могу. Все мои конструкции, кузова — словно дети, среди которых невозможно выделить особого, любимого. Автомобили немного сродни живым существам, а тем более те, в которые ты вложил свое сердце. Милы все, каждый по-своему.— Пожалуйста, несколько слов о возглавляемой вами фирме «Карродзериа Бертоне».— Мы не только делаем проекты кузовов, изготовляем опытные образцы, выполняем исследовательские работы, но и ведем мелкосерийное производство кузовов 2 на двух заводах площадью 20 000 м , где работает 1700 человек. Они находятся в городе Грульяско неподалеку от Турина. Ежедневный выпуск — свыше 100 машин с нашими кузовами: «ФИАТ-Икс 1/9», «Волво-264ТЕ» и «ВолВО-262С» (фирма «Бертоне» получает от заводов узлы шасси, изготовляет кузова и ведет окончательную сборку машин).— Для нас, туринских куэовостроителей, эта встреча представляет важный контакт с высокоразвитой автомобильной промышленностью вашей великой страны. Нам выпала большая честь принять участие в этом приятном событии.Беседу вел Л . Ш УГУРОВ— В условиях нынешнего массового производства, на мой взгляд, не следует ожидать какого-то всплеска индивидуальности. Внешний облик разных моделей, изготовляемых миллионными тиражами, постоянно нивелируется, но и постоянно питается новыми идеями из сферы дизайна мелкосерийных кузовов. Вот в ней-то и идет очень интенсивная эволюция форм. Концепция таких кузовов все в большей степени определяется аэродинамикой. Более того, она начинает сказываться и на общеинженерных решениях в конструкции автомобиля, приобретая нередко первостепенное значение. Поэтому для зарождения и развития новых решений в мелкосерийных кузовах очень большую роль играют автомобильные соревнования: гонки, ралли. Этот важный момент я хотел бы особо подчеркнуть, поскольку воздействие спорта помогает нам, дизайнерам, синтезировать необычные и интересные модели.— Вы хотите сказать, что спорт прямо или косвенно играет роль катализатора в творческих поисках дизайнера-кузовщика?jtegH;V.,,«Бертоне-браво» — с портивноекупе на шасси « Л амборгини » : темно-зеленые тонированныестекла , н еобычная форма воздухозаборника для распол оженного сзади двигателя (8 цилинд ­ ров, 3000 смз), а эродинамически «чистая» форма кузова (снорость маши ­ ны — 260 км/ч).В 1970 году «Бертоне-стратос» был выставочнымопытным образцом, а два года спустятрансформировалсявсерийный «Лянча-стратос». М аши ­ ны этой модели, к оторых сделано 550, т рижды побеждали на чемпионатах мира по ралли (1975, 1976 и 1977 годы)-— Да, именно, катализатора, присутствие которого меняет не только элементы, форму, но и облик машины в целом, заостряя звучание темы новой модели. Сам по себе дизайн, как я уже сказал, в настоящее время, несмотря ни на что, все же оказывает влияние на все модели, включая самые массовые. Ведь даже из уникальных экзотических образцов, представляемых кузовными фирмами в автомобильных салонах, всегда можно выделить какой-то элемент, звено, концепцию, которые в будущем найдут рациональное применение на одной из массовых машин. Примеров тому очень много.— Среди созданных вами кузовов, скажем, за последние 15 лет, сколько было прототипов, которые предвосхитили тенденции завтрашнего дня, стали источни-ттшмтВид спереди на фантастическийкузов «Бертоне-карабо». С озданныйна шасси «Альфа-ромео-33» одиннадцать лет назад, он до сих пор удивляет оригинальностью. С портивнаянотка всегда звучала произведениях Н. Бертоне. Пример тому — д вухместный «ФИАТ-Икс 1/9». С 1973 года вГрульясковыпущеносвыше 110 тысячкузововэтой модели. Ф ото В. К нязева24