20
21
Рейд „За рулем"Вдоль тротуара недалеко от московского кинотеатра «Ударник» медленно Движутся «Жигули» 65-48 МКЛ . Водитель Пытается втиснуться в просветы между Стоящими автомобилями. Не получается. Зато вольготно чувствуют себя счастливцы, которые подъехали раньше. Машины Стоят одна от другой на таком расстоянии, что между ними при определенном мастерстве, пожалуй, втиснется еще автомобиль. Но выйти можно будет только через заднюю дверь. Что, сами пониМаете, не совсем удобно. Наконец, после нескольких неудачных попыток «Жигули» как-то боком, под УглОм въехали на стоянку. Встали они некрасиво, и мы подумали, что за рулем малоопытный водитель. Но когда в . полуоткрытую дверь, а шире распахнуть бе было невозможно, с трудом пролезла женщина, стало понятно, что только благодаря вот такому «угловатому» положению автомобиля, да еще собственной стройности, она и смогла выбраться Иа волю. И мы решили, что перед нами Нак раз довольно опытный водитель, Вероятно, у же не раз попадавший в подобные ситуации. Знакомимся. Зоя Николаевна Орлова Водит машину с 1971 года. Рассказываем, что наблюдали за ее мучениями. — Да, места мало. С трудом нашла, где машину поставить, но и сюда, к ак Видите, еле заехала. — Ну, к ак же. мало, — возразили мы.— Машины стоят довольно свободно. У каждой по бокам метра по полтора-два. — Вот потому что так становятся, и проблемы. Если бы каждый думал не ГолЬко о себе, но ио тех, кто подъедет следом, места хватило бы всем. Тут как раз из магазина напротив выходит водитель рядом стоящих «Жигулей» 41-54 МНГ. Новое знакомство. Виноградов И. А. — Вам не кажется, что неудачно поставили свою машину? — Нет. А что? По-моему, нормально. — А почему не поближе к стоящей рядом? Еще на метр левее — и женщина, Которая подъехала за вами, не мучалась бы. — Вот вы о чем. Не подумал. Спешил, Знаете, до перерыва в магазин успеть. Да и места, вроде, много было. Вот как получается: одним кажется, Что места много, и они, не подумав, т ак его транжирят, что для других места не Оказывается вовсе. Стоянка возле «Ударника» довольно бойкая. То почти все машины разъезжаются, то вдруг очередной наплыв заполняет ее до предела. И тогда несуразно, необдуманно поставленные автомобили вызывают законное возмущение у тех, кто выискивает свободное место, создают нервозную обстановку, что, конечно, никоим образом не способствует безопасности движения. Вот прямо против дверей гастронома, у же вопреки всяким правилам — во втором ряду останавливается ИЖ — 2 715 55-57 ЮВЛ. Мы думали, что он тут же уедет. Но нет, водитель выходит и устремляется в магазин. Двадцать минут его автомобиль маячил на проезжей части, создавая явную помеху движению. Наконец водитель возвращается. Поход в гастроном, судя по сверткам в руках, закончился успешно. Он спешит, беспокойно поглядывает по сторонам, похоже, ожидая увидеть у своей машины инспектора ГАИ. — Да, понимаю, что помешал, — соглашается с нами Н. А. Харев, — но, знаете, хотел по-быстрому, а в магазине очередь. — А почему не поставить машину чуть подальше и30 — 4 0 метров до дверей гастронома преодолеть пешком? Это и правилам бы соответствовало, да и для здоровья полезно. Харев с нами опять же согласился, но поторговался в отношении расстояния — он считал, что пришлось бы идти метров сто. Мы не стали спорить, но, судя по возрасту и телосложению водителя, 100 метров пешего хода тоже не предел его физических возможностей. Интересная закономерность: входы во многие магазины, к ак магнитом, притягивают к себе автомобили и являются,если так можно сказать, стоянкообразующим центром. Водители таки норовят занять место напротив дверей, не думая о том, удобно это или неудобно для других. И нагромождаются автомобили, к ак торосы, и боком к тротуару, и «елочкой», и по-всякому втискиваясь в безалаберно оставленные свободные места, а то вообще останавливаясь во втором ряду, перекрывая выезд со стоянки, мешая движущемуся транспорту. Цель одна: из автомобиля прямо в дверь магазина. Ни шагу лишнего. У гастронома на Суворовском бульваре останавливается ГАЗ — 2 4 . Пассажир ны-•••^••ОСЮФСЮОООСИДОГДР. За первую половину прошлого года по сравнению с тем же периодом 1977-го количество ДТП уменьшилось на 2561, погибших — на 119 и раненых — на 1775. ПОЛЬША. Страхование автомобилей является обязательным. Недавно в его условия введено новшество: если водитель за два года не нарушил правила движения (о чем в специальных талонах делает отметку дорожная милиция), его страховой взнос уменьшается на 20%. За два нарушения в течение года взнос, наоборот, увеличивается на 20, а при трех и более нарушениях — на 50%. Кроме того, водители в течение первого года после получения «прав» платят страховку на 25% больше. ПОЛЬША. Парк автомобилей в личном пользовании превысил 1,5 миллиона машин. Сегодня каждая шестая семья имеет автомобиль. В среднем по стране одна машина приходится на 22 человека. ЮГОСЛАВИЯ. Принято решение о снижении максимальной скорости на автомагистралях со 120 до 100 км/ч, а на дорогах других категорий — со 100 до 80 км/ч. Смысл экономия топлива. ВBICIEПОС ВЕТА ъгч*чшрщ&1*г w шг*иет—9этих же целях владельцы личного автомобиля один день в неделю должны не пользоваться им. Для некоторых типов грузовиков установлен максимальный суточный пробег в 200 км. АВСТРАЛИЯ. Специалисты указывают на необходимость усиления надзора за техническим состоянием автомобилей. По статистике, из-за неисправностей транспортных средств в стране происходит приблизительно 10% всех ДТП. АВСТРИЯ. Согласно статистическим данным по Вене за 1978 год, в 60% ДТП с легковыми автомобилями были виноваты не их водители, а другие участники движения, в авариях с грузовыми автомобилями и автопоездами в 70% случаев оказались виноваты сами водители. АВСТРИЯ. Совет по безопасности движения обратил внимание родителей на учащение гибели детей в результате ДТП. В 1977 году было 88 случаев, а в минувшем — 112. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Специалисты указывают на необычную и весьма серьезную причину ДТП в городах, где есть современные небоскребы, покрытые с первого до последнего этажа стеклянными панелями. В яркие солнечные дни такие панели отражают интенсивный свет на несколько километров. Эти «зайчики» могут вызывать у водителей временное ослепление. Особенно опасны они при восходе и заходе Солнца. США. В Вашингтоне на пассажирских такси в порядке эксперимента стоп-сигналы были переставлены по высоте до середины заднего стекла. Оказалось, что водители реагируют на них лучше: количество наездов на эти автомобили сзади снизилось на 54%. США. Несмотря на различные меры и ограничение максимально допустимой скорости, состояние безопасности на дорогах поправить не удалось. ДТП занимают шестое место в ряду причин смертности в США и первое среди людей в возрасте от пяти до 34 лет. ФИНЛЯНДИЯ. Три года министерство транспорта проводило эксперимент по дифференцированному ограничению скоростей движения в зависимости от категорий дорог. Были приняты лимиты 60, 80, 100 и 120 км/ч. Анализ показал, что20 Стоило водителю «Жигулей» придвинуться к стоящей впереди машине (для выезда достаточен просвет в1 — 1,5 м), и к тротуару смог «причалить» еще один автомобиль, то есть площадь стоянки увеличилась вдвое. Фото И. Агаянцаряет в магазин. У водителя есть возможность подать машину вперед или назад и освободить место еще одному автомобилю. Сделает он это? Нет, глушит мотор.Подходим, спрашиваем, почему бы ему подвинуться. — А что? — не понимает А. М. Абрамов. — Поближе? Ну да, а сзади встанут, потом не выедешь. — Но ведь неудобно занимать одной машиной столько места. — Ничего, кому надо вперед, проедут. — Почему бы вам не сделать это? — Мне? Мне и здесь удобно... Примерно такие же «доводы» приводит водитель «Волги» 93-41 МКЖ А. В. Дроздов, с которым мы беседовали у магазина «Ванда». Свою позицию он подкрепил таким малопривлекательным тезисом: «Каждый ставит машину как ему нравится. А как все, так и я». Дурные примеры, увы, заразительны. Вот метрах в двух от тротуара, под углом к движущемуся потоку машин стоят «Жигули» 05-32 МКЦ . Сначала мы подумали, что у автомобиля внезапно отказал двигатель, поэтому он стоит в таком неподходящем месте. Но отсутствие знака аварийной остановки и безмятежный вид пассажира успокоили нас в отношении технического состояния машины. Тогда мы решили дождаться водителя, чтобы познакомиться и узнать причину такого странного паркования. Водителем оказалась молодая женщина. Мы подошли, представились, но в ответ — молчание. Вероятно, полученное воспитание! не позволяет этой женщине знакомиться на улице. А нам оставалось лишь предполагать, глядя вслед быстро удаляющимся «Жигулям», что в тот момент, когда их владелица решила остановить машину столь неудобным для других образом, ее хорошее воспитание дало лишь временный сбой. неУ ТРОТУАРА•***й8!^;-jgt^M-аВот так приходится «пристраиваться» на стоянку.Такой малопривлекательный вид приобретает стоянка автомобилей, когда водители располагают их, не думая о других.Ну что ж , кажется, достаточно примеров, и самое время поразмышлять. Прошли те годы, когда машин на улицах было немного, и у водителей не возникало проблемы, где поставить автомобиль, места хватало всем. Сейчас другие — массовая автомобилизация. И теперь у магазинов, кинотеатров, учреждений, даже просто у жилых домов мы зачастую испытываем сложности при парковании. А в дальнейшем эта проблема будет еще острее. Но многое зависит и от нас, водителей. Несколько десятилетий назад, когда автомобиль во многих районах страны был предметом чуть ли не экзотическим, Ильф и Петров выдвинули тезис, что он не роскошь, а средство передвижения. Сегодня никто уже не уловит в этом высказывании того оттенка юмора, который вкладывали в него сатирики. Автомобиль в семье — нормальное дело. Но, к сожалению, некоторые понимают достоинства автомобиля слишком буквально. Их зачаровывает возможность передвигаться, кан говорится, прямо от двери до двери. Наблюдая за такими водителями во время нашего рейда, мы подумали, что, будь у магазинов или кинотеатров двери пошире, они не преминули бы заехать непосредственно К прилавку или в зрительный зал. А когда мы пытались таких водителей убедить в том, что лучше было бы, проехав еще 20 — 3 0 метров и встав на разумном раестоянии от другого автомобиля, положить начало организованной стоянке, то они воспринимали наш совет чуть ли не как покушение на личную свободу. Помните: «Каждый ставит как ему нравится»? Психология эта, вероятно, складывалась, когда улицы и, соответственно, стоянки у тротуаров еще были достаточно свободны. Но сегодня надо постоянно помнить, что ты на дороге не один. Надо признаться, мы испытывали некоторое неудобство, когда приходилось взрослым, солидным людям объяснять очевидные вещи, напоминать об элементарных правилах человеческого общежития, которые, конечно, действуют ив сфере автомобильной — на дорогах, стоянках, АЗС, о внимательном и доброжелательном отношении друг н другу. Да и много ли от нас требуется? Чуть-чуть отвлечься от собственных забот и подумать, не ущемляешь ли ты интересы тех, кто окажется рядом с тобой через несколько минут. Мы уверены, что такое отношение должно войти в привычку, И доброжелательность к партнерам по движению станет так же естественна, как дыхание. И тогда вы поставите автомобиль у магазина, кинотеатра, учреждения или своего дома так, что подъехавший следом вспомнит вас добрым словом, а если- не вспомнит, неважно, главное он, наверняка, последует хорошему примеру. Покажите же его! В. ПАНЯРСКИИ••••^••00##ООООООем»»000©0**00000*^;*«#<Общее число ДТП после этих мер уменьшилось на 10—12%, со смертельным исходом на 25—54, а число ранений — на 10—28%. ФРАНЦИЯ. Согласно последним данным, среди причин ДТП здесь первое место занимает превышение скорости — в среднем 24% от общего числа, далее следуют невнимательность водителей (15%) и неудовлетворительное техническое состояние автомобилей (13%). ФРАНЦИЯ. Специалисты по безопасности Движения определили, что 83% ДТП возникают вследствие нарушения правил движения, из них 9% вызваны употреблением алкоголя водителями. Среди погибших водителей 40% находились в нетрезвом состоянии. ФРАНЦИЯ.'Согласно данным Центра документации и информации по страхованию, каждый год в городах страны получают ранения 86 тысяч человек, то есть примерно в пять раз больше, чем в сельской местности. ФРГ. Исследования показали, что водители мопедов и моф недооценивают защитные шлемы. Анализ последствий ДТП, в которых участвовали легкие мотоциклы, свидетельствует, что применение шлема могло бы снизить количество тяжелых травм почти вдвое. ФРГ. Согласно проведенному недавно опросу покупателей автомобилей, красный цвет снова стал наиболее популярным. Почти такой же спрос и на машины зеленого цвета. Далее идут автомобили коричневого и бежевого цветов. ФРГ. Парламент рассматривал предложение запретить в целях охраны окружающей среды движение на земле, в воздухе и на воде в течение двенадцати воскресений в год. Принято решение запретить езду на автомобилях, один день в году. Таким днем выбрано третье воскресенье сентября. ШВЕЙЦАРИЯ. На состоявшейся в Берне конференции по безопасности движения обсуждалась одна проблема — ДТП на перекрестках. Связано это с тем, что ежегодно на них происходит более 22 тысяч столкновений и свыше 10 тысяч наездов на пешеходов. В 1978 году 4 тысячи пешеходов получили ранения, а 341 погиб. ШВЕЙЦАРИЯ. Как и во многих странах мира, здесь действует строгое предписание, по которому водители обязаны проезжать транспортные туннели, даже если они обеспечены круглосуточным освещением, с ближним светом фар. За нарушение — штраф до 50 франков. ЯПОНИЯ. Один из патентов предлагает устанавливать на мотоциклах на специальной стойке в задней части предупредительный сигнал в виде эллипсоида вращения из полупрозрачного материала оранжевого цвета. Высокое расположение светильника, согласно расчетам, дает водителям транспортных средств и пешеходам возможность лучше видеть мотоциклистов в транспортном потоке. ЯПОНИЯ. Вступили в действие новые правила дорожного движения. В них уделено особое внимание защите детей, престарелых и инвалидов как участников движения. Введены более строгие штрафы за невнимательность и небрежность водителей, а находящиеся за рулем В состоянии алкогольного опьянения будут теперь немедленно лишаться водительских прав.21