Читатель продолжает разговорЭТО ВОЛНУЕТ ВСЕХПроблема взаимоотношений человека с окружающей средой не может не затрагивать каждого из нас. Тем более это относится к моторизованным туристам, которые чаще кого-либо имеют возможность в выходные дни, во время отпуска выезжатьв живописные районы страны, наслаждаться прелестью лесных прогулок или пребывания на берегу реки. Неудивительно поэтому, что статья мастера спорта Ю. Штюрмера «Автотурист на природе» («За рулем», 1979, № 2) вызвала живой отклик у читателей. Почти во всех письмах подчеркивается актуальность темы. Почти в каждом говорится о чудесных свойствах активного отдыха, о незабываемых впечатлениях, духовно обогащающих участников путешествий, придающих им новые силы для плодотворного труда. Но вместе с тем авторы их выражают горечь, вызванную тем, что есть еще среди авто- и мототуристов такие, кто не заботится о сохранении природы, действуя по принципу «После меня — хоть потоп». «В районе Люберец Московской области, — пишет Л. Крупин, житель этого города, — есть выработанные песчаные карьеры, залитые водой. Появилось хорошее место отдыха... Но посмотрите летом, во что превращаются берега этого водоема. Они больше похожи на свалку мусора.., В этой зоне, к ак правило, отдыхают приезжие автолюбители...» М. Невский из Ленинграда добавляет: «Справедливо замечено, что автои мототуристы порой наносят вред растительности, и прежде всего не колесами, а топорами, порубкой для костров и палаток». Он даже приходит к выводу, что со временем мы вынуждены будем запретить авто- и мототуристам возить в машине топоры, разводить костры. Но о предложениях ниже. Их, кстати, немало, и таких, которые заслуживают внимания. Однако не все авторы писем, присланных в редакцию в связи со статьей, согласны с этой точкой зрения. Некоторые считают, что вопросы взаимоотношения моторизованных путешественников с окружающей средой не являются столь актуальными. «Выступая в защиту окружающей среды, следует иметь в виду прежде всего те пагубные явления, которые на нее оказывают промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие изних порой нарушают элементарные требования предосторожности, сбрасывают в водоемы ядовитые химикаты», — пишет и . Потапенко из Йошкар-Олы. Что правда, то правда. Таких фактов немало. Но ведь в статье, о которой идет речь, взят только один аспект проблемы, приобретающий с каждым годом все большую остроту в связи со значительным ростом числа авто- и мототуристов. И все мы обязаны всегда помнить, что охрана природы — конституционная обязанность каждого советского гражданина. Не может быть оправдан такой подход, что, мол, раз есть примеры более серьезного нарушения, чем те, которые мы допускаем, то Давайте говорить о них, а не о «второстепенных вещах». В большинстве откликов, к ак это было уже отмечено, приводятся не только примеры поведения, заслуживающие порицания, но и предложения, к ак избежать подобных явлений. «Согласен со статьей Ю. Штюрмера, — пишет И. Лепеха из Ровенской области. — Конечно, некоторые автотуристы наносят ущерб природе. Но ио них надо подумать, они выезжают для отдыха, знакомства с родной страной. Следует, очевидно, отводить специальные зоны, оборудовать их,чтобы не приходилось нарушать окружающую среду. Конечно, могут быть серьезные соображения, по которым приходится на некоторых территориях ограничивать или вовсе запрещать въезд на автомобилях и мотоциклах, но нельзя ведь злоупотреблять шлагбаумами, «кирпичами», к ак делается сейчас в некоторых местах. Разве это выход из положения?» В ряде писем предлагается усилить разъяснительную работу среди любителей активного отдыха. Н. Исаков из Омска считает полезными выступления по телевидению в зимний период о прведении на природе: «Важно познакомить туристов еще до начала массовых выездов, как вести себя в лесу, на берегу водоема, к ак укрепить размывающийся берег реки, склон оврага или даже как правильно сорвать гриб, собирать ягоды, чтобы их в будущем не становилось меньше». И. Лепеха, разделяя мнение омича, призывает . выработать правила поведения во время путешествия. Он считает целесообразным организовать при станциях техобслуживания прокатные пункты, где можно получить «Скиф», багажник и другие вещи, необходимые туристу. Есть предложения издавать плакаты, призывающие туристов беречь природу, разъясняющие, к ак вести себя. Некоторые товарищи считают, что у нас слишком либерально подходят к тем, кто не по-хозяйски относится к природе. «В журнале, к ак мне кажется, — заявляет М. Косичнин из Московской области, — следует писать о том, кто и за что наказан . Все достаточно грамотные, и нет большой необходимости убеждать, к ак вести себя на лоне природы. Воспитание включает в себя две стороны: убеждение и принуждение. Нельзя забывать о второй стороне». Москвич В. Бирюлин полагает, что наиболее опытные и дисциплинированные авто- и мототуристы могут быть общественными инспекторами по охране природы. Их следует обеспечивать соответствующим документом, дающим право призыватьк порядку нерадивых путешественников. Успешное решение проблемы «автотурист и природа», к аки ряда других волнующих моторизованных путешественников, во многом зависит от руководства авто- и мототуризмом. Письма читателей свидетельствуют о том, что оно ощущается «обратно пропорционально» росту числа любителей активного отдыха. «Можно с уверенностью сказать, что советы по туризму и экскурсиям, точно так же, к аки советы ВДОАМ, не оправдывают тех надежд, которые на них возлагали автолюбители», — пишет И. Потапенко. «У меня такое впечатление, — добавляет С. Погосов, опытный автотурист из г. Обнинска Московской области, — что Центральный совет по туризму и экскурсиям занимается разными видами туризма, но автомототуризм был и остается делом самих автомотолюбителей». Можно, разумеется, продолжить высказывания подобного рода, привести немало выдержек из писем читателей, в которых рассказывается о мытарствах, испытываемых путешественниками летом во многих местах не только при попытке остановиться в кемпинге, на турбазе, но даже на охраняемой платной стоянке. Но какой же выход предлагают автолюбители? Первое и главное — автотуризм требует к себе более серьезного внимания, постоянного руководства. А для того, чтобы он был легче управляем, приносил большее удовлетворение автолюбителям и не вредил природе, пора уже постепенно вводить организационное начало, делать его органической частью индустрии туризма. Вот что пишет по этому поводу упоминавшийся уже С. Погосов: «Как я понимаю организованный автомототуризм? Это поездки на личном автомобиле или мотоцикле по определенному маршруту, с приобретенной заранее путевкой». Многие читатели разделяют его мнение. Разумеется, реализация таких предложений потребует немалых усилий от Центрального совета по туризму и экскурсиям — это разработка рекомендуем ых маршрутов, создание и оборудование стоянок при турбазах, увеличение количества кемпингов и ряд других мероприятий. Не обойтись здесь и без самого активного участия советов ДОАМ в развитии авто- и мототуризма, создании условий для активного отдыха, в пропаганде маршрутов, распространении путевок. Но вся эта работа окупится сторицей.«ШОФЕР ВЫСШЕГО КЛАССА»«Прошлым летом был на уборке урож аяв Кировоградской области. Услышал, что здесь местным водителям присваивают так называемый «Высший класс». Нельзя ли узнать, за что людей отмечают таким образом?». — спрашивает И. Черноков из Курска. По просьбе редакции отвечает начальник оргколхозного отдела Управления сельского хозяйства Кировоградской области В. КРАМАРЕНКО. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники, улучшению ее сохранности, обеспечению колхозов и совхозов кадрами механизаторов и закреплению их в сельском хозяйстве» было предложено разработать порядок и условия поощрения механизаторов, шоферов, инженерно-технических работников и руководителей хозяйства за увеличение сроков службы сельскохозяйственной техники до капитального ремонта и списания. Выполняя это указание, мы ввели в области следующий порядок учета качества работы водителей и механизаторов и поощрения за высокопроизводительный труд. Каждый шофер получает на руки так называемую эксплуатационную книжку на закрепленный за ним автомобиль. Она не только содержит основные характеристики машины, нормы расхода топлива и масел, периодичность ТО и т. п., но и условия поощрения за классность, беспрерывный стаж работы, сохранность и эффективное использование машины, экономию горюче-смазочных материалов и шин. Приводятся и условия поощрения за непрерывную работу на одном и том же автомобиле. Например, на третий год его эксплуатации водитель (если он все время на нем работал) получает доплату по 0,5 рубля с каждой тысячи тонно-километров, на пятый год — от 0,7 до 0,9 рубля, на десятый — от 1,2 до 1,9 рубля. Отработавшему на автомобиле амортизационный срок без полнокомплектного капитального ремонта и ежегодно выполнявшему план по тонно-километрам в поощрение выплачивается 80% суммы, сэкономленной на ремонтах. И он, естественно, стремится сэкономить побольше. Что же касается квалификации водителей, то в нынешней системе ее оценки есть слабое место. Ведь любой шофер при желании может получить первый класс уже к 25—30 годам. И за всю оставшуюся трудовую жизнь ему уже не подняться на другой уровень, хотя мастерство и опыт растут. Учитывая это обстоятельство, мы разработали и внедрили Положение о присвоении звания «Механизатор (шофер) высшего класса». Оно присваивается водителю, имеющему уже 1-й класс на протяжении пяти лет, в совершенстве владеющему своей профессией, проработавшему беспрерывно по специальности в данном хозяйстве не меньше 15 лет ина одном автомобиле — не ме : нее шести лет. Кандидат должен показывать образцы высокопроизводительного труда, добросовестно относиться к общественной работе, быть наставником и примером в быту, помогать товарищам повышать квалификацию. Как видите, добиться звания «Шофер высшего класса» далеко не просто. Тем, кто его удостоен (оно присваивается решением районного совета колхозов на основании представления правления колхоза, подкрепленного ходатайством коллектива гаража, характеристикой кандидата и другими документами), предоставляются определенные преимущества: ежемесячная надбавка к тарифной ставке в размере 40%; отпуск топлива (газа, электроэнергии) и воды с 50-процентной скидкой; при выходе на пенсию устанавливается доплата к государственной пенсии в размере 40% за счет средств колхоза. Все перечисленные меры морального и материального стимулирования благоприятно сказались на продлении срока службы автомобилей и другой техники, закреплении в хозяйствах кадров механизаторов. А, к ак известно, когда есть кадры, и кадры хорошие, можно справиться с любой работой.7