„АВАРИЙНЫЙ" КУЗО« результате аварии моей машине нанесены серьезные повреждения: деформирован и стал негоден к эксплуатации кузов, — пишет нам М. Филиппова из Москвы. — Госстрах выплатил мне полностью страховое возмещение, взыскав его с виновника аварии, водителя грузового автомобиля. Спустя год после ремонта виновник потребовал аварийный кузов, хотя в сумму возмещения не вошла его остаточная стоимость. Прошу объяснить, правомерно ли его требование». Отвечает адвокат Л . Г. Могилянский.Поэтому подключение РС514 потребует значительных переделок пучка проводов и установки 'дополнительного переключателя, причем реконструированный таким образом узел будет не очень удобен в работе. Кроме того, из-за наличия в электрической цепи дополнительного переключателя снизятся надежность и пожарная безопасность всей конструкции. По этой причине нельзя рекомендовать установку реле РС514 на «москвичи». Однако есть другое решение вопроса. Для машин, ни оборудованных системой циклической работы стеклоочистителя, в том числе и «москвичей—2140», выпускается несколько типов специальных электронных реле («Вариом», «Ритм» и другие). Их можно подключить в систему электрооборудования той или иной модели автомобиля в соответствии с инструкцией, прилагаемой к прибору при продаже. Реле, о котором идет речь, поступают в торговлю. Сведениями о наличии их в тех или иных специализированных магазинах ни заводы-изготовители, ни редакция не располагают.ЦВЕТ „НЕВЫ"«Знаю, что1 выпускаемая промышленностью тормозная жидкость «Нева» окрашивается в желтый цвет, — пишет В. Комов Из Ульяновской области. — Однако заметил, что в тормозной системе моих «Жигулей» находится жидкость красного цвета. Неужели завод допустил ошибку и использовал не ту жидкость?»МАРКИРОВКА СТЕКЛА«При покупке «Жигулей» мне пришлось доплатить за то, что на автомобиле было установлено полированное лобовое стекло. Но как покупатель может определить, полированное стекло или нет?» — спрашивает минчанин И. Веремейчик.Как сообщили редакции на Волжском автозаводе, применяемая в тормозной системе «Нева» — прозрачная однородная жидкость от желтого до светло-желтого цвета без осадка. Она довольно гигроскопична и может поглощать из окружающей среды (даже через резиновые шланги) некоторое количество влаги. Способна «Нева» и забирать из резиновых деталей незначительные количества наполнителей. Вот из-за этого после длительной эксплуатации цвет «Невы» может измениться до темно-красного. Таким образом, никакой ошибки завод не допустил. При необходимости в покрасневшую «Неву» можно доливать свежую.Вопрос возмещения убытков, связанных с необходимостью замены кузова в металле, в случае, если есть ответчик, решается двумя способами. Первый — виновник аварии выплачивает потерпевшему полную стоимость восстановительного ремонта и сохраняет за собой право потребовать аварийный кузов. Второй — из суммы восстановительного ремонта исключается остаточная стоимость поврежденного кузова. Тогда ответчик не вправе его требовать. В случае, если ответчика нет, Госстрах выплачивает потерпевшему возмещение за вычетом остаточной стоимости кузова.ДЛЯ ИНВАЛИДОВСейчас для инвалидов выпускается несколько модификаций «запорожцев». Почему именно на этой марке остановили конструкторы свой выбор? Будет ли налажено производство других машин — «москвичей», «жигулей» с ручным управлением? Можно ли в домашних условиях переоборудовать органы управления автомобилей? С такими вопросами обратились к нам Б. Маникас из Литвы, И. Наймушин из Томской области, челябинец А. Самарцев, Г. Нуретдинов из Ульяновской области, многие другие читатели. Вот какую информацию редакция получила в Министерстве автомобильной промышленности СССР ив Главном управлении ГАИ МВД СССР.ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ БАТАРЕИ«Приобрел для мотоцикла батарею ЗМ14 чехословацкого производства взамен батареи ЗМ014 с дополнительной буквой «N». Какая между ними разница икак зарядить новую батарею (инструкция на чехословацком языке)?» С такими вопросами обратился в редакцию ленинградец Л . Косинский.На Волжском автозаводе, куда обратилась редакция, разъяснили, что полированные лобовые стекла имеют идеальную поверхность без волнистости и искажений. Видимость через полированное стекло лучше. Выпускаемые полированные лобовые стекла маркируются так: ТПГ-5 (трехслойное, полированное, гнутое, толщиной 5 мм); ЗПГ-5 (закаленное, полированное, гнутое, 5 мм); ЗПП-5 (закаленное, полированное, плоское, 5 мм). Маркировка неполированного стекла выглядит так: ЗП-5 (закаленное, плоское, 5 мм). Наносится маркировка на правом нижнем углу.ДАВНО НЕ ВЫПУСКАЮТ«Меня интересует, — пишет Ю. Болховитинов из Томска, — выпускаются ли в настоящее время «запорожцы» с двигателями, работающими на бензине АИ-93, и сколько было сделано таких машин». Отвечает главный конструнтор мелитопольского моторного завода Ф. А. Реппих.Эти батареи различаются только системой отвода газов: ЗМ014 имеет общий закрытый вывод, а ЗМ14 — раздельный, у нее пробки банок не сообщаются между собой. Буква «N» указывает на то, что батарея сухозаряженная. Если со дня выпуска прошло не более года, в нее достаточно залить электролит плотностью 1,26 и после 20-минутной выдержки, нужной для пропитки, пластин, можно ставить на мотоцикл и начинать эксплуатацию. Если буквы «N» нет или батарея хранилась больше года, ее заливают электролитом плотностью 1,23 и после выдержки в течение 3—5 часов заряжают током 0,8 А до появления трех признаков полного заряда: напряжение на выводах батареи достигает 7,9—8,1 В (при подключенном зарядном устройстве) и не меняется в течение 2 часов заряда; наблюдается интенсивное газовыделение из банок (электролит как бы кипит); плотность электролита превышает 1,26. Обычно на полный заряд требуется около 50 часов. Перед установкой батареи на мотоцикл плотность электролита следует довести до нормы (1,26), добавляя дистиллированную воду.Двигатели МеМЗ — 968А мощностью 45 л. с. со степенью сжатия 8,4, работающие на бензине АИ-93, устанавливали только на автомобили ЗАЗ—966. Эти двигатели завод изготовлял в 1972 году, да и то в очень небольших количествах (6123 штуки). Сейчас такие двигатели уже не выпускают. Что касается стоящих на производстве в настоящее время автомобилей ЗАЗ — 968, ЗАЗ—968А, ЗАЗ—968АВ, ЗАЗ968АБ2, ЗАЗ—968АБ4, то они комплектуются двигателями МеМЗ—968, топливом для которых служит бензин А-76.КОД НА ПАНЕЛИ«В сводной табличке заводских данных, расположенной на панели в передней части кузова (около правой петли капота) «жигулей», указывается модель и номер автомобиля, модель двигателя, номер для запасных частей. Но есть там еще одна графа — «вариант». Что означают цифры, выбитые в ней?» — спрашивает В. Кириллов из Ленинграда.„МОСКВИЧАМ" НЕ ПОДХОДИТА. Шпитя из Днепропетровской области — владелец «Москвича—2140» попросил объяснить, можно ли установить в нем реле прерывистой работы стеклоочистителя РС514.На автозаводе имени Ленинского комсомола сообщили, что реле РС514 рассчитано для стеклоочистителей автомобилей ВАЗ, конструкция которых принципиально отличается от «москвичовскои».В производственном управлении «АвтоВАЗтехобслуживание» разъяснили, что заинтересовавшие читателя цифры — это так называемый код варианта исполнения кузова. Код «01» означает, что закрытые полости кузова не обработаны антикоррозионным материалом. код «02» — что эти полости обработаны им.Основной моделью, на базе которой выпускаются в настоящее время автомобили, рассчитанные для инвалидов, является «Запорожец» ЗАЗ—968. При выборе базового автомобиля учитывались его умеренная динамичность, высокая прочность, неприхотливость, использование дешевого недефицитного бензина А-76. Сравнительно невысокая мощность машин (на некоторые модификации специально устанавливаются двигатели пониженной мощности) объясняется тем, что при определенных видах инвалидности возможности водителей надежно и безопасно управлять автомобилем ограниченны. Для расширения гаммы легковых автомобилей с ручным управлением принято решение об освоении автозаводом имени Ленинского комсомола производства соответствующей модификации «Москвича1500» — «21403». Производство этой машины планируется начать во второй половине 1979 года. - Выпускать автомобили «Жигули», «Нива», ЛуАЗ с ручным управлением не предполагается. Что касается переоборудования машин е обычного на ручное управление, то по* этому поводу в инструкциях по эксплуатации автомобилей, прилагаемых заводомизготовителем к каждой модели, четко сказано: внесение каких-либо конструктивных изменений или замена заводских деталей и узлов специальными не разрешается. А Министерство автомобильной промышленности СССР требует: «автомобили, сдаваемые в техническое обслуживание и ремонт, по типу конструкции должны соответствовать моделям заводаизготовителя». Органы социального обеспечения выделяют ту или иную конкретную модель автомобиля в строгом соответствии с ха. рактером инвалидности и предоставляют право на приобретение машины с ручным управлением только инвалидам, не име»ющим медицинских противопоказаний к их вождению. Станции обслуживания не выполняют работ по изменению органов управления и не обеспечиваются необходимыми для этого деталями. Главным управлением ГАИ МВД СССР дано указание управлениям ГАИ МВД союзных республик не принимать к регистрации автомобили с переоборудованными органами управления.23