Книжная полка«МАШИНОСТРОЕНИЕ»АВТОМОБИ ЛИСТАМНаше издательство выпускает немало литературы по автомобильному делу. Спрос на эти книги велик, как и круг их читателей. Представим книги, выходящие в этом году. Начнем с учебников. Третьим изданием выходит учебник для техникумов Е. В. Михайловского, К. Б. Серебрякова и Е. Я. Тура «Устройство автомобиля». В нем помещен краткий очерк истории отечественного автомобилестроения и, его перспектив; рассказано об устройстве и работе отечественных автомобилей, в том числе марки «КамАЗ». От второго издания (1974 г.) учебник отличается тем, что в нем большое внимание уделено дизелям и актуальным сегодня вопросам охраны окружающей среды. Для автотранспортных техникумов предназначен и учебник В. И. Иларионова «Теория и конструкция автомобиля». На более широкий круг читателей рассчитан справочник «Автотракторные фильтры». Работники автотранспортных предприятий найдут в этой книге необходимые сведения прикладного характера по конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию фильтров практически всех марок отечественных автомобилей. В книге В. М. Архангельского и Г. Н. Злотина «Работа карбюраторного двигателя на неустановившихся режимах» рассматривается совершенствование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания. Известно, что автомобильный двигатель 80 — 90% общего времени работает на таких режимах. Книга раскрывает их влияние на коэффициент полезного действия, экономичность, крутящий момент. Авторы приводят интересный анализ факторов, влияющих на токсичность двигателя. Издание адресуется в первую очередь инженерно-техническим работникам. Все стадии проектирования грузовых автомобилей и автопоездов рассмотрены в книге «Грузовые автомобили»: составление технического задания, создание эскизной компоновки, технический проект и рабочая компоновка. Читателю предлагается также технико-экономический анализ грузовых автомобилей. Многих автолюбителей заинтересует, вероятно, «Каталог деталей и запасных частей автомобилей «Москвич —1500». Он содержит технические характеристики и спецификации узлов и деталей автомобилей «Москвич» моделей «2140», «2137», «2734». В каталоге указаны номера узлов и деталей, их наименование и число. Иллюстрации выполнены в порядке сборки. Увеличение количества автомобилей на наших улицах, и прежде всего легковых, с их высокой динамикой, требует постоянного внимания к вопросам безопасности движения. Любопытна в этом отношении выходящая в нынешнем году книга И. С. Джонса (перевод с английского) «Влияние параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия». В ней рассматриваются, в этом плане ис учетом активной роли водителя, скорость, тормозные качества, износ и другие факторы. Автор исследовал зависимость безопасности движения от срока службы автомобиля. Издательство рекомендует читателям своевременно оформлять заказы в местных книжных магазинах. В. ЧУГУНОВ, заместитель главного редактора издательства «Машиностроение»СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙВ ПОМОЩЬ ДОСААФЧаще всего дорожно-транспортные происшествия, как свидетельствует статистика, происходят по вине водителей. И, случается, даже тогда, когда причиной ДТП является неисправность в автомобиле. Она могла зарождаться, что называется, на глазах. И если бы водитель поступил, как требуют Правила, — прекратил движение или вернулся в гараж — аварии бы не произошло, Поэтому, изучению раздела Правил дорожного движения, регламентирующего действия водителя при обнаружении неисправности в автомобиле, в автошколах ДОСААФ уделяется самое серьезное внимание. В куйбышевской объединенной технической школе ДОСААФ для изучения этой темы разработан и внедрен специальный электрифицированный стенд. Он изготовлен из древесно-стружечной плиты и закреплен на главной стене класса. Длина стенда — около 4 м, высота — чуть больше метра. Он состоит из отдельных планшетов. На трех первых показан автомобиль (в данном случае — МАЗ—500) в разных вариантах: спереди, со снятыми кабиной и кузовом, сзади. На четвертом графически изображены тормозные пути легкового, грузового автомобилей и седельного тягача с полуприцепом со скорости 30 км/ч. В верхней и нижней частях щита расположено два ряда квадратных окошек размером не меньше 20X20 см. В каждом из них между двумя стеклами установлены обратной стороной к классу фотографии того или иного узла, агрегата, механизма, от состояния которого зависит безопасность движения. Каждая фотография окантована рамкой зеленого или красного цвета. А на планшетах, на тех местах, где расположёны эти агрегаты в автомобиле, установлены лампочки, также зеленого или красного цвета. Говоря о той или иной неисправности, преподаватель на пульте включает нужный тумблер (их всего 45), под которым имеется соответствующий текст. При этом загорается лампа на планшете и одновременно высвечивается фотография в одном из окошек. Если неисправность такова, что дальнейшее движение автомобиля невозможно — вокруг фотографии высвечивается красная окантовка и на планшете горит красная лампа. Если с названной неисправностью запрещается эксплуатировать автомобиль, но можно с известными мерами предосторожности доехать до пункта ремонта — окантовка зеленого цвета перекликается с зеленой лампой на планшете. Общий вид стенда показан на фотографии. Электрическая схема настолько проста и очевидна, что не нуждается в пояснениях. Скажем лишь, что для обеспечения безопасности питание осуществляется через трансформатор 220X12 В. Стенд разработан и изготовлен преподавателем И. А. Канцуровым и мастером производственного обучения Б. С. Кузнецовым. И. ЕЛЬЧАНИНОВ, начальник учебно-методического кабинета ЦК ДОСААФ СССР