АВТОМОБИЛЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДАВ апрельском номере журнала была опубликована статья «Антидетонаторы и токсичность». Идея замены в бензине тетраэтилсвинца нетоксичным марганцевым антидетонатором (ЦТМ) вызвала горячий интерес читателей и одобрение специалистов, прежде всего медиков и химиков. Начнем с КОЛЛЕКТИВНОГО ПИСЬМА группы автомобилистов, сотрудников Московского института электронного машиностроения: «Мы внимательно следим за публикациями в области развития топлива для автомобильных двигателей. Среди них следует особенно выделить вопрос, связанный с применением в Советском Союзе высокооктановых бензинов, содержащих тетраэтилсвинец (ТЭС). Опубликованное в журнале интервью с М. О. Лернером и послесловие академика А. Н. Несмеянова еще раз заостряют внимание специалистов и общественности на этом вопросе. Аналогичные публикации имели место и раньше, например, в журнале «Химия и жизнь» (1975, № 2), газете «Социалистическая индустрия» (1978, 12.10). Из них явствует, что техническая сторона дела, связанная с заменой тетраэтилсвинца на ЦТМ, практически решена. Мы считаем, что давно наступила пора окончательно решить вопрос о внедрении ЦТМ в Советском Союзе. Для нашей родной Москвы, которую мы под руководством партийных организаций превращаем в образцовый коммунистический город, эта проблема имеет особо важное значение». Читатели отмечают своевременность публикации, подчеркивают еще раз, что борьба с загрязнением атмосферы токсичными компонентами отработавших газов — актуальнейшая проблема современности, которая становится тем острее, чем быстрее растет численность автомобилей. Большое внимание вопросам защиты окружающей среды вообще и созданию приборов для исследования атмосферы в частности уделяет секция научного приборостроения при Центральном правлении НТО приборостроительной промышленности имени академика С. И. Вавилова. Ученый секретарь этой секции кандидат химических наук Л. ИВАНОВ написал в редакцию: «Секция с интересом встретила публикацию интервью корреспондента журнала Н. Семиной с одним из разработчиков антидетонаторов на основе элементоорганических соединений марганца М. О. Лернером, с послесловием академика А. Н. Несмеянова. Мы считаем, что наличие тетраэтилсвинца в бензинах не только превращает бензин в высокотоксичный продукт, но и выводит из строя аппаратуру для контроля и улучшения состава отработавших газов. Кроме того, отходы элементоорганических соединений марганца достаточно легко и удобно определяются комплектными приборами, базирующимися на электронном парамагнитном резонансе даже в следовых концентрациях, содержащихся в атмосфере, чего нельзя сказать о свинцовых продуктах». Пришли в редакцию и еще два отзыва — из научных учреждений: Онкологического научного Центра АМН СССР и из Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта, которые мы публикуем здесь же. Редакция благодарит всех откликнувшихся на публикацию и присоединяется к мнению читателей, представителей научных учреждений о скорейшем переходе к практическому решению вопроса о новом антидетонаторе. отработавших газах признан в международном масштабе бенз(а)пирен. Это один из самых канцерогенных представителей ПАУ. Во всем мире изучается концентрация бенз(а)пирена в отработавших газах. Установлено, что в среднем легковой автомобиль выбрасывает в течение 13 минут около 40—50 мкг бенз(а)пирена — при испытаниях по европейскому ездовому циклу, то есть в усредненных условиях езды по городу. И пока только в СССР, где здоровью уделяется самое серьезное внимание, установлены санитарные нормы на выброс этого углеводорода. Предельно допустимая концентрация его в населенных местах не должна превышать 0,1 мкг на 100 мз воздуха. В городах с интенсивным движением автотранспорта в настоящее время очень трудно удержать этот показатель в пределах нормы, особенно на перекрестках, в узлах интенсивного движения, на стоянках автомобилей. Совместные исследования разных специалистов показали, что один из важнейших способов борьбы с канцерогенными веществами в отработавших газах — применение нейтрализаторов. Однако они дороги, а главное несовместимы с этилированным бензином, точнее с тетраэтилсвинцом. С годами выяснилось, что существенное снижение выброса транспортных предприятиях, содержат, как известно, специальный раздел (XII), посвященный особенностям применения этилированного (то есть с добавкой ТЭС) бензина. Для того чтобы представить весь объем таких мер безопасности, достаточно ознакомиться с этим разделом. Он содержит длинный перечень запрещении и трудоемких профилактических операций, необходимых, чтобы хотя бы частично защититься от токсичного, опасного для здоровья продукта, и не идет ни в какое сравнение с трудоемкостью обслуживания свеч зажигания. Ясно, что использование ЦТМ вместо ТЭС в качестве антидетонатора на практике вряд ли будет дороже. Я уж не говорю о здоровье человека, которое не имеет материальной оценки. Бензозаправщики, слесари по ремонту топливной аппаратуры, наконец, водители автомобилей, работающих на этилированном бензине, постоянно соприкасающиеся с ТЭС, не должны страдать из-за межведомственных барьеров на пути внедрения ЦТМ в практику. Это взгляд с узко специальной точки зрения. Само собой понятно, что проблема имеет большую социальную сущность, выходящую далеко за рамки автомобильного транспорта. Установлено, например, что свинцовибенз(а)пирена — почти в два раза! — возможно, если использовать в качестве антидетонационной присадки одно из элементоорганических соединении марганца. Это и есть ЦТМ — марганцевый антидетонатор. Эта новая присадка была изучена п Онкологическом научном Центре АМН СССР совместно с коллективом авторов, разработавших ее. Исследования показали, что ЦТМ не только позволяет работать на бензинах, содержащих меньшие концентрации бенз(а)пирена, но и приводит к существенному (на 30—40%) снижению его содержания в отработавших газах.. Нам хотелось бы поддержать высказывание академика А. Н. Несмеянова, заключающее статью «Антидетонаторы и токсичность», — о необходимости принять меры для практического внедрения нового антидетонатора, так как это один из реальных способов снижения канцерогенных выбросов с отработавшими газами автомобилей. ЦТМ вместо ТЭС — это вопр'ос здоровья. Л. ШАБАД, академик АМН СССР профессор, заведующий кафедрой ОНЦ АМН СССР А. ХЕСИНА, доктор биологических наук, старший научный сотрудник стые выбросы могут оседать на почву (в нашем случае у автомобильных дорог), создавая концентрации, превышающие предельно допустимые. В конечном счете, свинец по звеньям биологической цепи попадает в организм миллионов людей. В нашей стране идет постоянная работа — научная и практическая — по охране окружающей среды от неблагоприятных последствий хозяйствования. В ней участвуют и Министерство автомобильной промышленности, и Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а среди научных учреждений и наш институт. На этом фоне тем более странным кажется тот факт, что разработанная, испытанная, крайне необходимая нетоксичная антидетонационная присадка у нас все еще не внедрена. Межведомственные барьеры .должны быть преодолены с тем, чтобы устранить одно из негативных явлений в эксплуатации автомобилей -г загрязнение окружающей среды токсичными свинцовистыми выбросами. В. ИВАНОВ, доктор технических наук, директор НИИАТаМНЕНИЕ ОНКОЛОГОВВ рубрике «Автомобиль и окружающая среда» журнал поднял важный вопрос о необходимости конкретных мероприятий для снижения количества токсичных веществ в автомобильном выхлопе. В. связи с публикацией статьи «Антидетонаторы и токсичность» хотелось бы посвятить читателей «За рулем» в некоторые выводы из многолетних исследований, проводимых, в частности, Отделом по изучению канцерогенных агентов Онкологический научный Центр АМН ХСР). Они направлены на поиски способов снизить содержание канцерогенных веществ в отработавших газах автомобилей. Все эти исследования проводились нами в комплексе ив содружестве со специалистами, изучающими токсичность двигателей. Как известно, канцерогенными называются вещества, вызывающие злокачественные новообразования у человека и животных. Среди разных вредных веществ, которые содержатся в отработавших газах автомобилей, есть так называемые ПАУ — полициклические ароматические углеводороды. Вот они-то и оказывают не только токсическое, но и канцерогенное действие на организм. Индикатором присутствия этих веществ вJМНЕНИЕ ТРАНСПОРТНИКОВВ статье весьма полно и подробно освещается социальная актуальность применения марганцевого соединения ЦТМ вместо ТЭС в качестве присадки к бензину. Тех, кто занят эксплуатацией автомобилей, естественно, интересует проблема использования ЦТМ, вопросы трудоемкости и безопасности при проведении соответствующих работ с бензинами, в состав которых входят антидетонаторы. В частности, выступление журнала, основанное на результатах широких эксплуатационных испытаний, в которых принимал участие и Государственный научноисследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), свидетельствует, что при использовании ЦТМ возникает необходимость в дополнительном объеме работ по регулярной, через каждые 10—12 тысяч километров пробега очистке свечей зажигания. Этим и ограничивается вся профилактика. Посмотрим, каковы же преимущества применения ЦТМ непосредственно при эксплуатации автомобилей. Действующие правила техники безопасности, обязательные к выполнению во всех авто8