В дорожном калейдоскопе за окнами автомобилей все чаще и чаще мелькают детские лица. По пути на работу ребят завозят в школу, в детский сад. В выходной день едут с ними за город, в театр, на стадион. А уж р,б отпуске и говорить нечего — в машине, как правило, вся семья. Между тем, когда ребенок в автомобиле, все не так просто, как может показаться. Ребята очень любознательны и активны, особенно в возрасте от четырех до семи лет. Томясь в машине в вынужденном бездействии, они обычно находят выход энергии в бесконечном «исследовании» рычагов и ручек, которыми так богат салон современной машины. Водитель вынужден все время контролировать поведение ребенка, делать замечания, что неизбежно мешает ему сосредоточиться на управлении автомобилем. В силу неразвитости координации, неумения предвидеть и вовремя среагировать на возникшую опасность, ребенрк может получить травму даже в достаточно безобидной ситуации, при резком торможении или неожиданном маневре.ДЕТИ В АВТОМОБИЛЕдолжен лежать перпендикулярно продольной оси автомобиля. Иначе при интенсивном торможении у него могут возникнуть повреждения скелета и нарушения в центральной нервной системе. Сетка, закрывающая коляску сверху, поможет избежать серьезных травм даже при опрокидывании автомобиля. Для детей в возрасте от года до шести наша промышленность уже выпускает специальные автомобильные стульчики, на которых их можно перевозить в салоне любой машины. Малыш, усаживаясь в стульчик, наденет наплечные ремни, входящие в его комплект, отец подгонитВсе эти причины и вызвали необходимость поговорить о том, как надо перевозить детей, чтобы поездка с ними была не только приятной, но и безопасной. С нынешнего года Правила дорожного движения, как известно, запретили перевозить детей младше 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля, если оно не оборудовано специальным креслом для ребенка. Вообще способ перевозки маленьких пассажиров зависит от их возраста. Условно его можно разделить на следующие группы: от года до шести лет, когда необходимо специальное сиденье; от шести до 15 лет, когда дети должны находиться на заднем сиденье; старше 15 лет, когда они могут пользоваться ремнями безопасности для взрослых. В первые месяцы жизни детей просто не рекомендуется возить в автомобиле. Но если такая необходимость возникла, то в продолжительной поездке советуем поместить ребенка в специальное жесткое приспособление, выполненное в виде люльки или кроватки. Для этой цели подойдет и верх детской колясни, который необходимо установить ближе к середине заднего сиденья и обязательно зафиксировать тем или иным способом. Ребеноких по росту, установит подлокотники — и все будет как у взрослых, что, несомненно, придется по душе маленькому пассажиру. Родители могут быть спокойны, и ребенку очень удобно. Детское кресло навешивается на переднее или заднее сиденье автомобиля так, что ребенок смотрит вперед. Но есть мнение, что безопасней устанавливать его «против движения». Тогда силы торможения в случае аварии равномерно распределятся на значительной части тела. Видимо, и нашим конструкторам стоит подумать об этом. После шести лет, когда ребенок вырастет из своего креслица, его можно перевозить, как уже говорилось, только сзади. Пока задние сиденья отечественных автомобилей еще не оборудованы ремнями безопасности, желательно, чтобы рядом с ребенком находился кто-либо из взрослых. Если это не получается, то водитель при движении должен соблюдать максимальную осторожность, избегать резких маневров и экстренного торможения. Но даже когда для задних сидений наших автомобилей появятся ремни безопасности, пользоваться ими ребенку в возрасте до 12 — 15 лет будет нельзя. Грудная клетка и таз ребенка не в состоянии выдержать нагрузок от обычных ремней, которые рассчитаны на человека, достигшего роста 145 см и веса 35 кг. Следовательно, конструкторы и промышленность должны позаботиться о том, чтобы дать специальные ремни, предназначенные для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Они состоят обычно из двух широких бретелей, поясного и спинного ремней. Эта конструкция типа «упряжь» крепится в точках анкерного крепления, предусмотренных для задних ремней безопасности. Освобождаются от них простым нажатием на кнопку. А пока детских ремней нет, водитель, если он везет на заднем сиденье ребенка, должен постоянно об этом помнить. В заключение считаем нужным подчеркнуть, что новые Правила, определившие порядок перевозки детей, являются не только руководством для водителей. Одновременно они предъявляют настоятельное требование к конструкторам — расширить ассортимент детских средств пассивной безопасности, а к заводам — оперативнее осваивать их выпуск. Только при таком заинтересованном и активном подходе к этому важному делу мы, взрослые, сможем создать необходимые условия для обеспечения безопасности детей, которые едут вместе с нами в автомобиле. Да и нам самим будет спокойнее. Р. ДЕМЬЯНОВА, старший_ научный сотрудник ВД ВНИИ БД MBJ СССРшшШ^ Т дк ^^Ш^1=^ИМ^^Н^L\W~КР*1 « ^ Е У Кввш9ШШНа снимках показан один из выпускаемых у нас детских автомобильных стульчиков. Согласитесь, и ребенку удобно, и вам спокойно.|ЩНЦШктШНа рисунках внизу — другие способы обеспечения безопасности детей в автомобиле, которые применяются в разных странах, — специальные сиденья, устанавливаемые против движения, и ремни для школьников (типа «упряжь»).