Известно, что срок жизни легкового автомобиля практически определяется сохранностью его кузова. Если судьба добра к нему и избавит его от аварийного разрушения, то все остальное зависит от владельца машины, от того, сумеет ли он справиться с главным врагом железа — ржавчиной. На стороне коррозии — естественные процессы: в природе ведь не бывает 'железа в чистом виде, а потому оно и стремится к своему первозданному уравновешенному состоянию в виде рыжей пыли. На стороне автолюбителя — химия, трудолюбие и, конечно, знания. Продукция химии — на прилавках магазинов, трудолюбия настоящему автомобилисту не занимать, а необходимыми знаниями по уходу за- автомобильным кузовом мы попросили поделиться специалистов лаборатории «Союзбытхима» при автозаводе имени Ленинского комсомола инженеров Ю. Н. ЗАРУДНОГО и Д. Г. ГУРЕВИЧА. Первая из их статей, которая предлагается на этих страницах, посвящена защите наружных окрашенных поверхностей машины. Кузов автомобиля выходит с завода защищенным от коррозии. Этому служат эмали, грунты, мастики, гальванические покрытия и другие средства, предохраняющие металл узлов и деталей от контакта с влагой. Тем не менее существующие защитные покрытия кузовов автомобилей всех марок неспособны безгранично долго противостоять разрушительному воздействию дорог, климата и агрессивных веществ, содержащихся в воздушном бассейне современных промышленных городов. В зависимости от реальных условий эксплуатации раньше или позже на кузовах появляются очаги коррозии, развивающиеся с разной степенью интенсивности. Этот процесс необратим. Его нельзя остановить полностью, но приостановить, задержать появление ржавых кружевных дыр на кузовных деталях возможно. Система автотехобслуживания уже начала на ряде своих станций выполнять комплекс работ по так называемой дополнительной защите от коррозии кузовов индивидуальных автомобилей. Он включает обработку наиболее подверженных коррозии скрытых полостей, днища, колесных ниш и выполняется на удовлетворительном техническом уровне. Однако количество постов антикоррозионной обработки еще слишком мало, и, хотя предусмотрено интенсивное расширение их сети, нельзя рассчитывать в ближайшие годы на удовлетворение потребностей всего автомобильного парка. Есть у этого вопроса и еще одна важная сторона. Антикоррозионная обработка требует очень большого старания и аккуратности. Иначе ее смысл будет потерян. Задачу существенно облегчает наличие в продаже препаратов, специально предназначенG - Э ЗАЩИЩЕННЫЙных для ухода за автомобилем, его технического обслуживания и антикоррозионной защиты своими силами. Не вдаваясь в необязательное для наших целей рассмотрение механизмов образования и развития коррозии, а также в анализ свойств применяемых на заводе защитных и защитно-декоративных покрытий, отметим три важных момента! коррозия развивается только при доступе влаги к незащищенному металлу; у различных защитных покрытий разная устойчивость против разрушительного воздействия окружающей среды; способность разных частей кузова к развитию коррозии также неодинакова. Дополнительные меры заключаются в своевременном повышении защитных свойств имеющихся покрытий и (или) нанесении специальных дополнительных покрытий, предотвращающих доступ влаги непосредственно к металлу. Поскольку разные части (поверхности) кузова при эксплуатации находятся в разных условиях, имеют разные заводские покрытия и обладают специфическими конструктивными особенностями по доступности и удобству обработки, химическая промышленность выпускает защитные средства целевого назначения. Начнем с окрашенных и хромированных поверхностей кузовных деталей, доступных для полирования. Эти поверхности испытывают на себе вредное влияние солнечных лучей и температурных перепадов, влаги и примесей, содержащихся в воздухе и воде (соль с дорог, сернистый газ, продукты сгорания топлива и др.), мороза и грязи, брызг асфальта и ударов ' камней, неправильного мытья автомобиля. Постепенно лакокрасочные покрытия тускнеют, на них появляются микротрещины, которые со временем увеличиваются и, так же как механические повреждения, открывают доступ к металлу влаге, быстро образующей очаги коррозии. Как же усилить защитные свойства наружных покрытий? • Первое. Постоянно, по возможности круглый год, содержать, окрашенные и хромированные поверхности автомобиля полированными. Нужно четко представлять себе, что основным назначением полиролей является защита, консервация поверхностей, а не косметический эффект — блеск, который при этом получается. Образующаяся при полировании тончайшая пленка полиро-. ля предохраняет лакокрасочное и хромовое покрытия от непосредственного контакта с влагой, пломбирует м*икротрещины, увеличивает стойкость к внешним воздействиям, повышает водоотталкивающую способность поверхности, снижает ее склонность к накоплению пыли и способствует при этом со-. хранению цвета и блеска эмали. В настоящее время в продажу поступает целый ряд отечественных и зарубежных полирующих средств для автомобиля: «Автойолироль-П» для новых покрытий в аэрозольной упаковке, «Автовоск АВ-70», «Лак-бальзам», «Автополироль для новых покрытий», «Автополироль-I консервирующий» для новых покрытий и ряд других препаратов. Все они одного назначения и различаются в основном способом нанесения, легкостью располировки и стойкостью. Автополироли в аэрозольной упаковке легче в работе, чем, например, «Автополироль-I консервирующий», но ими надо обрабатывать машину в четыре-пять раз чаще. При средних условиях эксплуатации они сохраняют на обработанной поверхности пленку в течение двух-трех недель (выдерживая одну-две мойки с шампунями), а консервирующий полироль сохраняет пленку в течение двух-трех месяцев. Остальные полироли занимают по стойкости промежуточное положение. Вообще же следует иметь в виду, что износ пленки полироля больше всего зависит от частоты и интенсивности мытья автомобиля. Способ применения каждого состава дается на его упаковке, и остается только добавить, что располировку можно вести как вручную, так и любой доступной специальной машинкой, которая существенно облегчает дело. Каждый автолюбитель волен выбрать любой полироль, отвечающий его возможностям, характеру, режиму эксплуатации автомобиля, а эффект будет практически одинаковый, если соблюдать соответствующую применяемому средству периодичность обработки кузова. Оговоримся. Мы не рассматриваем по.лироли для обветренных и старых покрытий, так как они рассчитаны главным образом на освежение (восстановление) цвета эмали, то есть применяются редко и никак не заменяют полироли для новых покрытий. Название «полироль для новых покрытий» не следует понимать буквально. Как и остальные, о которых сказано вначале, он применяется в течение всей жизни автомобиля, независимо от пользования полиролями для обветренных и старых лакокрасочных покрытий. Слово «новых» только отличает его от полиролей для «обветренных» и «старых» покрытий. Надо помнить, что в течение первых двух-трех месяцев после окраски автомобиля (или выхода с автозавода) пользоваться полиролями не следует. Второе. У автомобиля, долгое время не эксплуатируемого и хранящегося в неотапливаемом гараже или на открытой стоянке, целесообразно покрывать весь кузов автоконсервантом (ТУ 6-15870-74). При этом отпадает необходимость зачехлять его. Консервант защищает обработанную поверхность и от атмосферных воздействий, и от действия солнечного света. К способу применения его, приведенному на упаковке, можно только добавить, что при отсутствии распылителя (а пригоден даже распылитель пылесоса)'консервант мож-28