РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ«Правила дорожного движения требуют от водителя применения ремней безопасности. Однако на моем ижевском «Москвиче—412» гнезд для крепления ремней нет. Что я должен сделать для того, чтобы выполнить требования Правил?» — спрашивает Ю. Куликов из Краматорска. Требования пункта 12 Правил дорожного движения относятся к водителям только тех машин, у которых при изготовлении на -заводе предусмотрено крепление ремней безопасности (как сверху на боковых стойках, так и внизу на полу). Если же гнезд нет, то установка ремней необязательна. Это указание было приведено и начальником отдела технического надзора Главного управления ГАИ МВД СССР В. Герасимовым в статье «Готовясь к техосмотру» («За рулем», 1979, № 2). Точки крепления ремней безопасности установлены на все без исключения автомобили ВАЗ. На «москвичи» производства автозавода имени Ленинского комсомола они устанавливаются начиная с 1970 года, на машины ижевского автозавода — с февраля 1974 года, на «запорожцы» — с апреля 1973 года с метрической резьбой М10, а с марта 1974 года — с дюймовой резьбой, как иу машин других марок. Рекомендации для установки ремней приведены в заводских инструкциях по эксплуатации машин, а также в нашем журнале. В февральском номере за 1975 год — для «москвичей», в декабрьском за тот же год — для «жигулей», в июньском за 1976 год — для «запорожцев».шенко, владельцы ЗАЗ—968АВ4, не име­: ющие правой ноги, должны при переста новке педали «газа» под левую ногу прикрепить к стенке туннеля пола специальную скобу (см. рисунок). Отверстия на туннеле есть, скоба — прилагается к автомобилю, а инструкция не только дает рекомендации по ее установке, но и предупреждает, что инвалид, пользующийся протезом правой ноги, должен закрыть рычаг дроссельной заслонки скобой. Если скоба установлена, то протез не упрется в рычаг, и водителю не надо будет сдвигать его влево под педаль тормоза. На необходимости строго выполнять инструкцию следует заострить- внимание всех, кто ездит на «запорожцах» моделей 968В2. 968АБ2, 968АВ4.Изображение опоры можно найти в книге К. С. Фучаджи и Н. Н. Стрюка «Автомобиль ЗАЗ—968А «Запорожец» (Издательство «Транспорт», 1978) на рис. 117.САМОДЕЛЬНЫЙ ТАХОМЕТРВ июльском номере журнала 1969 года мы поместили схему самодельного тахометра, достаточно точного, удобного и простого в изготовлении. По просьбе Н. Авдеева из г. Жирновска Волгоградской области, В. Николаева из Саратова и других читателей повторяем этот материал. Известно, что скорости вращения коленчатого вала прямо пропорциональна частота искрообразования. Зная одну величину, легко рассчитать другую. Этот принцип и положен в основу конструкции электрического тахометра, предложенного работником НАМИ О. Кузовниковым. Такой простой и надежный прибор каждый автолюбитель может изготовить сам. Прерывистое напряжение, поступающее с контакта распределителя зажигания на «вход» тахометра, преобразуется в нем в одинаковые по форме и амплитуде импульсы, которые после выпрямления измеряются микроамперметром (например, типа М93 или М494). Теперь о тарировке прибора. Можно использовать стандартную шкалу микроамперметра или сделать новую, разделив ее дугу на равные отрезки — деления. 6000 оборотов на приборе достаточно для любой модели автомобиля. Включим наш прибор в сеть переменного тока с частотой 50 Гц через понижающий (до Ю1—12 В) трансформатор. Подбором конденсатора С2 (см. схему) выводим стрелку тахометра в положение, близкое к принятому на шкале за 1500 об/мин (на шкале 50 МкА, например, соответствуют цифре «15»). Регулировкой резистора R4 добиваемся точного совмещения стрелки с цифрой, обозначающей 1500 об/мин.Вот так должна крепиться к туннелю пола защитная скоба.КАК ЗАМЕНИТЬ НАКЛАДКИМотолюбители А. Костров из Брянской области и В. Сигаенко из Полтавы просят рассказать, как можно заменить накладки на тормозных колодках мотоцикла. В прежние годы накладки к колодкам приклепывали, а ныне в большинстве случаев приклеивают или приформовывают (в домашних условиях применимы только два первых способа). Приклеенные служат дольше, так как у них используется почти вся толщина, тогда как у приклепанных — только до заклепок. Накладки приклеивают термостойким клеем ВС-10Т следующим образом. Наждачной шкуркой зачищают поверхность колодки до металлического блеска, а поверхность накладки — до удаления глянцевого слоя. Обезжирив их чистым бензином, наносят на обе детали тонкий слой клея и сушат 30 минут. Затем наносят второй слой клея и после 10-минутной Выдержки плотно прижимают смазанные поверхности, стягивая детали проволокой или струбцинами. Еще лучше поместить колодки в кольцо или тормозной барабан и разжать, прижимая к внутренней поверхности приспособления. Клей ВС-10Т твердеет при температуре 190±10°С в течение 40 минут, поэтому колодки помещают в печь или духовку бытовой газовой плиты. Для контроля за температурой рядом с колодками кладут ртутный термометр. Если нет клея, накладки приклепывают заклепками диаметром 3 мм (шестьвосемь штук на колодку) с плоской головкой. • Готовые колодки устанавливают на мотоцикл, и поверхность накладок припиливают напильником, добиваясь полного прилегания их к поверхности барабана. Для лучшей и быстрейшей их приработки можно при первой поездке некоторое время двигаться на небольшой скорости с приторможенными колесами. Так вы, кстати, и испытаете прочность приклейки накладок.ТОЛЬКО ПО ТЕХУСЛОВИЯМ«При ремонте ВАЗ—2103 в продаже не было двигателей соответствующей модели, — пишет Н. Сидоров из Куйбышева. — Поэтому я приобрел более мощный мотор ВАЗ—2106.. СТО установила его, а ГАИ отказалась зарегистрировать отремонтированный автомобиль. Верно ли решение ГАИ?» В управлении главного конструктора Волжского автозавода редакции сообщили, что завод не разрешает заменять двигатели у автомобилей ВАЗ моторами, предназначенными для других моделей (даже менее мощными). Чаще всего это влечет замену некоторых узлов трансмиссии, ходовой части (заднего моста, шин и др.). А все это можно выполнить только в заводских условиях. К тому же при описанном вами переоборудовании автомобиля нарушаются технические условия. А согласно Правилам регистрации и учета автомототранспортных средств, утвержденным приказом МВД СССР № 20 от 30 января 1975 г., автомобили не принимаются к регистрации, если они переоборудованы с нарушением технических условий (глава II, пункт 26). Таким образом, решение Госавтоинспекции правильно.Тахометр готов. Установите его на щитке приборов в удобном месте и подключите к системе зажигания. Провод, обозначенный на схеме буквой «Р», подключается к контакту низкого напряжения распределителя, другой — «М» — к «массе» автомобиля. Если на вашей машине с «массой» соединен «плюс» аккумуляторной батареи, провода прибора при подключении надо поменять местами.«ЮНКТ РИГИ»«Я где-то читал, что в Мурманской области на апатитовых рудниках эксплуатируются канадские карьерные самосвалы «Юнит Риг», — пишет Н. Федоров из Кемерова. .— Не могли бы вы сообщить краткую техническую характеристику этих машин и выводы, полученные при их эксплуатации». Самосвалы «Лектра Хол М-120-17» канадского отделения американской фирмы «Юнит Риг» эксплуатируются на руднике «Центральный» производственного объединения «Апатит» в Мурманской области с января 1976 года. Это двухосная машина с 16-цилиндровым 1200-сильным дизелем и электрической трансмиссией переменного тока. Грузоподъемность — 108 т, снаряженная масса — 70 т. Самосвал развивает скорость до 50 км/ч. В 1977 году в карьере глубиной 450 метров работало 22 самосвала «Юнит Риг». По маневренности и скоростным качествам канадские машины одинаковы с советскими.ВЛАДЕЛЬЦАМ ЗАЗ-968Б2, АБ2, АБ4«Что надо сделать, чтобы водить «Запорожец» ЗАЗ — 968АБ4, имея протез правой ноги? — спрашивает Г. Рыбин из Москвы. — Ведь он нередко упирается в рычаг привода дроссельной заслонки карбюратора или попадает под педаль тормоза. А это может привести к аварии». Подобный вопрос задал редакции и другой москвич — Ю. Тюняев. За разъяснениями мы обратились на запорожский автозавод «Коммунар». Как сообщил главный конструктор В. Сте-НОВЫЙ ЗАМОК НА ЗАЗ-968Владелец «Запорожца» Г. Кохан из Винницкой области просит рассказать, что надо сделать для установки на ЗАЗ —968 замка зажигания с противоугонным устройством. Вот что редакции сообщили на запорожском автозаводе «Коммунар». Чтобы применить на ЗАЗ—968 замок зажигания с противоугонным устройством, надо взамен прежней, литой опоры вала рулевого управления (деталь 9683403015) установить новую (деталь 968А3403015). Наконечники проводов замка необходимо оснастить штеккерным соединением вместо винтового.п