Ча«*ь. ч«*Ш|В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФДВОЙНАЯПОБЕДАДЕЛО ЧЕСТИ МАСТЕРАМатериально-техническая база — понятие широное, охватывающее едва ли не все стороны жизни учебных организаций ДОСААФ. Это и здания, сооружения, и оснащение классов, и оборудование парка. И, конечно же , учебные автомобили. Придавая важное значение вопросам их сохранности, московский городской комитет ДОСААФ провел в этом году техническую конференцию под девизом «Безаварийная эксплуатация и продление межремонтных сроков работы автомобилей — дело чести каждого мастера и водителя». В зале волгоградской автошколы ДОСААФ собрались начальники школ, мастера обучения вождению, преподаватели производственного обучения — люди, от каждого из которых зависит, сколько жить и служить автомобилю с эмблемой «У», как обеспечить его постоянную техническую готовность. Заместитель председателя МГК ДОСААФ В. Расщупкин, проанализировав состояние техники в столичных автошколах и СТК, отметил, что нередко повреждения автомобилей происходят по вине мастеров вождения, в результате недисциплинированности некоторых из них. Наблюдаются и такие явления, когда к работе с будущими водителями допускаются мастера с низкой квалификацией, а то и просто неподходящие. Случается, что за руль учебной машины садятся люди в нетрезвом виде. Все это — прямые предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям, к большому материальному ущербу. — Есть и другие причины низкой технической готовности парка, малых межремонтных пробегов машин, — дополнил докладчика мастер вождения Ф. Борчан из тимирязевской школы. — Это плохое техническое обслуживание, небрежный уход за автомобилем. И все мы знаем, что если мастер сам неправильно ведет себя за рулем, нарушает правила движения, то ничему хорошему он не научит своих питомцев. Скажу больше: если кто-то из наших учеников совершит аварию — в этом будет и наша вина. Организации контроля за техническим состоянием и эксплуатацией учебных автомобилей посвятил свое выступление мастер вождения из краснопресненской автошколы С. Олторжевский. — В передовых учебных организациях, — отметил он, — коэффициент технической готовности парка доведен до 0,85 и более. Необходимо добиваться этого и нам. Следовательно, надо учить будущих шоферов не только умению управлять автомобилем, но и беречь его, грамотно эксплуатировать. К ежедневному осмотру и проверкам основных регулировок нужно обязательно привлекать курсантов. Участники конференции выразили пожелание чаще встречаться для обмена опытом и обратились ко всем мастерам обучения вождению с призывом приложить все знания и умение, чтобы увеличить межремонтные пробеги учебных автомобилей, продлить их жизнь, ликвидировать дорожные происшествия.Начинать спортивный сезон в серии кольцевых гонок на Кубок дружбы всегда сложно. За зиму происходят изменения в конструкции машин, появляются новые имена среди спортсменов. Так что первое соревнование, ноторое по традиции бывает в СССР, можно назвать разведкой боем. И в этот раз оно проходило на киевской трассе «Чайка». 21 круг для гоночных автомобилей формулы «Восток» с моторами ВАЗ—21011 быстрее всех закончила тройка чехословацких гонщиков — Вацлав Лим, Иржи Черва и Иржи Москаль. Державшийся на втором месте лидер нашей сборной Тоомас Нэпа из-за спустившей шины и непростительно долгой возни механиков потерял один круг. Несмотря на это, он дрался до последнего момента, на финише был семнадцатым, получил зачет и обеспечил команде второе место на этом этапе розыгрыша Кубка. Позже жюри соревнований и организаторы вручили ему специальный приз за волю к победе. Его товарищи по команде Александр Медведченко и Рауль Сарап были на шестом и седьмом местах. Говоря откровенно, результаты контрольных заездов на официальной тренировке не внушали надежд на хорошие места. У же тогда чехословацкие гонщики показали времена лучшего круга на 3 — 4 секунды меньше, проходя 4,46 километра кольца за 1 мин. 51 (52) с. при высокой плотности контрольных результатов в первой десятке, разнившихся порой лишь десятой долей секунды, было особенно заметно преимущество их новых машин. В гонках серийных легковых автомобилей класса 1300 см 3 , подготовленных по группе 2, все было иначе. На тренировке среди восьми первых результатов только один не принадлежал нам. Мирослав Гержман из команды ЧССР показал лучшее время — 2 мин. 5,0 с. Надо отдать ему должное, до седьмого круга он отчаянно боролся сначала за второе, потом за третье место. Но, пройдя треть дистанции с прогоревшей прокладкой головки цилиндров, въехал в ремонтный боне и до конца гонки уже не покинул его. Наши ребята затеяли борьбу друг с другом за призовые места. Делать этого не стоило, и мне пришлось вмешаться, жестами показав, что такая игра может кончиться плачевно. На старте розыгрыша Кубка главное создать прочный фундамент командной победы. Вопрос о том, кто здесь будет первым — вторым в личном зачете не так уж важен. Нам нельзя было потерять ни одной машины из заявленной национальной тройки. Даже когда вся лидирующая группа из шести автомобилей стала нашей, мне еще было неспокойно. Ведь Мирослав Гержман не проиграл гонку, он сошел по техническим причинам, а от такого исхода застрахован только тот, кто уже пересек финишную черту. Концовну заезда советские спортсмены провели уверенно. Пройдя всю дистанцию (21 круг) со средней скоростью 126,3 км/ч, первым финишировал Виталий Богатырев. Через 4,4 секунды — Владимир Трушин, а еще через 1,6 секунды младший из братьев Богатыревых — Михаил. В итоге двойная победа в этом классе машин. Командная — более чем убедительная. Да ив десятке — восемь мест были за советскими спортсменами. Десятое занял ветеран сборной Валерианас Вайшвила. Из-за обидного переобогащения смеси на старте мотор его машины сумел «продышаться» только после того, к ак остальные гонщики прошли почти полкруга. Вайшвила был последним среди тех, нто полностью закончил дистанцию, отстав от лидера на 1 мин. 43,9 с. Во всем этом — заслуга и гонщиков, и, конечно, Волжского автозавода, систематически ведущего работу над совершенствованием серийного автомобиля группы 2 для кольцевых соревнований. Если бы с такой же настойчивостью и материальной поддержкой велись работы над шасси наших гоночных машин, вероятно, мы смогли успешнее конкурировать с конструкциями, созданными инженерами Чехословакии и ГДР. Престиж отечественной автомобильной промышленности и спортивной школы не может быть делом только одних спортсменов, к ак бы ни была велика их роль в подготовке техники ив управлении ей на трассе. Оглядываясь на годы, проведенные на трассах Кубка дружбы ив роли гонщика, и в роли тренера, могу без всяких скидок сказать, что наш спорт сделал большой шаг вперед. От первых «вартбургов» третьей формулы, построенных в мастерских X. Мелькуса в ГДР, мы пришли к интернациональной формуле «Восток», в которой, по единодушному мнению спортсменов, нет конкурента моторам Волжского автозавода. Ими снабжены машины из Болгарии и Венгрии, Польши и ГДР. Даже самые сильные наши соперники — спортсмены ЧССР предпочитают их моторам «Шкода». Еще не исполнилось и десяти лет, к ак отдельный зачет Кубка ведется для серийных легковых автомобилей. Было время, когда тон здесь задавали «шкоды». А сегодня среди 25 участников первого этапа 23 выступали на машинах тольяттинской сборки.. Это уже показатель авторитета волжской марки в странах СЭВ. Что и говорить, факт радостный. Но последние успехи не должны успокаивать нас. Сложностей ив создании техники ив подготовке спортсменов немало, так жекаки неиспользованных резервов. Но от года и году, от этапа к этапу мы учимся, совершенствуемся, что наглядно продемонстрировала первая большая гонка сезона. Ю. АНДРЕЕВ, старший тренер сборной команды СССР г. КиевРезультаты соревнований Класс А2-1300 см3. Личный зачет: 1. В. Богатырев (СССР); 2. В. Трушин (СССР); 3. М. Богатырев (СССР); 4. А. Григорьев (СССР); 5. А. Нуждин (СССР); 6. И. Дерешкявичус (СССР), все — ВАЗ—2101L Командный зачет: 1. СССР; 2. ГДР; 3. НРБ; 4. ЧССР. Класс Б8-1300 см3. Личный зачет: 1. В. Лим (ЧССР), «Авиа-1300-2»; 2. И. Черва (ЧССР), «Металэкс-103»; 3. И. Москаль ЧССР), «Металэкс-102>; 4. У. Мелькус (ГДР), СЕГ-МТ77; 5. В. Гюнтер (ГДР), СЕГ-Ш; 6. А. Медведченко (СССР), «Эстония—19»; 7. Р. Сарап (СССР), «Эстония—19М»... 9. ?. Асмер (СССР), «Эстония—19». Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ПНР; 4. ГДР.