Говорящий амперметр«Ha моем ВАЗ—2101 нет амперметра, — пишет нам автолюбитель В. Трегубое из Оренбургской области. — Но у моего соседа на «Москвиче—2140» он есть. Не могли бы вы рассказать о полезности этого прибора и стоит ли его установить на машину?» Ответить на вопрос читателя мы попросили опытного автомобилиста инженера О. В. ЯРЕМЕНКО. Некоторые приборы автомобиля выдают информацию, намного более обширную, чем та, которой обычно пользуется водитель. Пожалуй, первое место по такой способности среди них принадлежит амперметру, который устанавливается на «москвичах», «Волге», УАЗах. Еще до пуска двигателя вы можете убедиться в исправности стоп-сигнала, нажав на педаль тормоза — стрелка амперметра должна отклониться. Имея определенный опыт, можно даже по величине этого отклонения (при неработающем двигателе и включенном зажигании) узнать, что перегорела одна из лампочек стоп-сигна-ла — в этом случае ток будет меньше, чем обычно. Когда при резком нажатии на педаль акселератора во время работы двигателя на стоянке стрелка амперметра не сразу, а нехотя отклоняется в сторону «плюса», как бы отставая от набора двигателем оборотов, то очевидно ослабление или замасливание вентиляторного ремня, из-за чего он проскальзывает на ведущем шкиве. Бывает, что при плавном увеличении скорости вращения коленчатого вала стрелка амперметра сначала остается на месте, а затем резко «прыгает» в сторону «плюса». Причиной может быть загрязнение коллектора (в генераторе постоянного тока) или контактных колец (в генераторе переменного тока), износ или зависание щеток генератора. Об этом же свидетельствует дрожание стрелки при средних оборотах вала. Заметив эти симптомы, нужно приводить в порядок генератор, а не ждать, пока он откажет в пути. Если заряд аккумулятора прекратился внезапно во время движения (стрелка отклоняется к «минусу»), то, скорее всего, отказал реле-регулятор напряжения, а может быть, оборвался ремень или пробит диод выпрямителя в генераторе переменного тока. Й наоборот, постоянно большой ток заряда исправной батареи (более 5 А) свидетельствует о нарушенной регулировке регулятора напряжения. В идеальном случае, когда регулятор напряжения и генератор работают нормально, полностью заряжена аккумуляторная батарея, а машина движется на прямой передаче со скоростью около 60 км/ч, стрелка амперметра должна оставаться на нуле независимо от того, выключены или включены мощные потребители электроэнергии. Амперметр бывает полезен и при поисках неисправности в системе зажигания. Цепь низкого напряжения и контакты прерывателя можно не прове-рять, если стрелка ритмично отклоняется в сторону «минуса» при равномерном вращении коленчатого вала заводной рукояткой. Когда же стрелка упорно остается возле нуля — вероятнее всего, что загрязнились или обгорели контакты прерывателя или (это встречается реже) нарушилась первичная цепь зажигания. Постоянное же отклонение стрелки, указывающее на ток разряда в 2—4 А, свидетельствует об одном из следующих дефектов: не размыкаются контакты прерывателя; замкнулась на «массу» первичная цепь зажигания; произошел пробой конденсатора (последнее на современных автомобилях происходит крайне редко). Таким образом, мы видим, что возможности амперметра выходят за узкие рамки привычных представлений о нем. Он не страдает прямолинейностью, присущей контрольной лампе генератора, которая при работающем двигателе может не гореть, тогда как аккумулятор все же не будет заряжаться — она ведь свидетельствует лишь об исправности генератора. Не все мидели автомобилей оборудованы этим полезным прибором. Но в качестве дополнительной принадлежности его можно установить на разных моделях «жигулей» или «запорожцев». Амперметр включают последовательно в цепь, связывающую генератор и аккумулятор. В «Жигулях» для этого нужно отсоединить от клеммы « + » генератора коричневый провод, идущий к аккумулятору, и амперметр включить в этот разрыв цепи. В «запорожцах» амперметр включают в разрыв цепи, идущей от клеммы « + » генератора к переходной колодке, расположенной в правой части моторного отсека, или в разрыв следующего-участка цепи (красный провод) — между колодкой и стартером. Более подробно об установке амперметров будет рассказано в одном из номеров журнала.В редакционной почте немало писем с добрыми отзывами о машинах советского производства. Нам пишут из Сибири, с Дальнего Востока. Редакция получает отзывы В от автолюбителей братских социалистических стран. Один из них — от Яна КРАВИЕЛИЦКОГО из Польской Народной Республики, как нам кажется, будет интересным для наших читателей. В 1974 году мне довелось познакомиться с ЗАЗ—968. Я был приятно удивлен насколько легко, просто и удобно пользование этим автомобилем. Он мне так понравился, что в 1975 году я приобрел его, но уже в новом исполнении. Сегодня на спидометре моего «Запорожца» более 50 Обо километров. Я не однажды выезжал за пределы Польши, побывал в странах, где запасные части для «Запорожца» — редкость, но не опасался, что они могут понадобиться. С восемнадцатилетнего возраста моя жизнь тесно связана с автомобилем, и у меня сложилось убеждение, что он должен удовлетворять самым разным требованиям того, кто сидит за рулем. Тысячи километров, прожитых с одной машиной, могут рассказать о ней многое. Небольшая цена «Запорожца» и эксплуатационных материалов для него (бензина, масла и т. д.) — это большой плюс. У ЗАЗ—968 прекрасные ходовые качества. Особенно ярко они проявляются на бездорожье, разбитых мостовых, в горах. К тому же шины 155 х 330 советского производства легко проходят более 50 тысяч километров до замены.Для старого шофера организовать удобный отдых в пути дело нескольких минут.Человеку, привыкшему к жизни на колесах и не рассчитывающему на свободные места в гостинице, раскладывающиеся сиденья создают достаточный комфорт для ночевок во время путешествий. В Польше, наверное, как и во всем мире, автосервис стоит довольно дорого. Кроме того, никогда не вредно самому поработать с машиной. Здесь мне хочется отметить одно из больших достоинств «Запорожца» — он прост в обслуживании и ремонте. С ним может иметь дело рядовой любитель. Ко всем узлам обеспечен хороший доступ, и при этом чувствуешь себя так, будто работаешь за верстаком. Бич современных автомобилей — ржавчина. Особенно тех, у которых кузов сделан очень экономно. Владельцу «Запорожца» в Польше завидуют — кузов его из более толстого материала, и у нас считают, что он не поддается коррозии. Мой четырехколесный экипаж живет под открытым небом, но выглядит как новый. С выходом на пенсию, конечно, у меня прибавилось свободного времени, и яс удовольствием посвящаю его автомобилю. Но за все четыре года эксплуатации почти не пришлось заниматься ремонтом — я только запаял поплавок карбюратора и сменил манжету поршня в главном тормозном цилиндре. Не заменил ни- одного подшипника или сальника. Аккумулятор до сих пор как новый. Купил две новые шины, но смонтировал только одну — остальные еще продолжают ходить. Пользуясь случаем, хотелось бы передать благодарность рабочим и инженерам автозавода в Запорожье. Я не жалею, что' купил «Запорожец» — это настоящий народный автомобиль!26