15 см, нанесенными белой краской. Если площадка грунтовая, где краска неприменима, разметку можно сделать короткими столбиками или планками, заделанными в грунт, или выложить камнем. Размеры фигур и сооружений рассчитаны как оптимальные для мотоциклов минского, ковровского и ижевского заводов. Размещение фигур и сооружений Может быть иным, чем это показано на схеме, в зависимости от фактического размера и конфигурации площадки. Однако линии старта и финиша обязательно должны располагаться в одном месте. Рассмотрим вкратце упражнения и задачи, отрабатываемые на отдельных элементах (фигурах). Площадка начального обучения. В течение часа здесь отрабатывается упражнение 1-е, цели которого: правильная посадка на мотоцикл, положение за рулем и сход с мотоцикла; ознакомление с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов, пользование ими; тренировка в троганье с места, переключении передач и торможении при неработающем двигателе; подготовка и пуск двигателя, прогрев и наблюдение за показаниями приборов; открывание дросселя, тренировка в троганье с месте, переключении передач с низшей на высшую; торможение с работающим двигателем и поднятым ведущим колесом. Все эти упражнения можно, как уже говорилось, отрабатывать одновременно на двух-трех мотоциклах. Кольцевой маршрут. Предназначен для отработки пяти (2—6-е) упражнений: плавное троганье с места на первой передаче, движение по прямой, остановка торможением; троганье на первой передаче и переключение передач в восходящем порядке — с первой до высшей; движение и переключение передач в нисходящем порядке — с высшей до первой; последовательное переключение передач с первой до высшей ив нисходящем порядке с высшей до первой, торможение двигателем и тормозами, остановка мотоцикла в заданном месте; повороты направо и налево с соблюдением соответствующей скорости. После кольцевого маршрута обучение вождению усложняется: движение по ограниченным проездам с постепенным усложнением фигур. Здесь пять упражнений (7—11-е). Это «габаритный коридор», «габаритный зигзаг», «габаритный круг», «габаритная восьмерка», «колейная доска». Каждое имеет свои особенности, они подробно описаны в новой программе, и вряд ли есть необходимость расшифровывать их здесь. В заключение отметим, что после отработки упражнений проводится комплексное вождение мотоцикла по ограниченным проездам (2 часа). Последовательность: «колейная доска», «круг», «зигзаг», «восьмерка», «коридор», «кольцевой маршрут» и «финиш» (см. пунктирную линию на схеме). На учебной площадке может проводить и квалификационный экзамен комиссия ГАИ. Еще раз напомним: все, кто готовит водителей категории «А», позаботьтесь об учебном мотодроме. Это верный путь к повышению качества обучения мотоциклистов. К. ШЕСТОПАЛОВ, старший инспектор ЦК ДОСААФ СССРПо закону Дружбы1. Что примечательного произошло в Жизни ваших организаций, в развитии автоспорта в стране за последние годы? 2. Какие международные соревнования по автомотоспорту, проводимые у вас, пользуются наибольшей популярностью? 3. Как вЫ оцениваете состояние дружеских контактов соцстран в области автомотоспорта, их перспективы, и какие проблемы, на ваш взгляд, заслуживают внимания в этой области? С такими вопросами обратился корреспондент «За рулем» к руководящим работникам организаций, ведающих автоспортом и автотуризмом в ГДР, НРБ, ПНР, СРР («За рулем», 1979, № 9, стр. 6). В этом номере мы заканчиваем публикацию интервью. ЕДВАРД НИЗЕЛЕК — генеральный секретарь Польского моторного союза. 1. Начну с того, что нашему Союзу сравнительно недавно присвоен статут организации высшего государственного значения. В этом выразилось признание его заслуг прежде всего в области безопасности движения, подготовки водителей, хотя деятельность Союза охватывает и другие области — автосервис с дорожной помощью, охраняемые стоянки, экспертную работу, туризм. Особо отмечу автомотоспорт. Без него, очевидно, были бы не столь эффективны наши усилия в самом главном — безопасности движения и пропаганде автомобильных знаний. Сошлюсь на такой пример. В Польше введено звание «водитель-мастер». Чтобы получить его, надо пройти курс практических занятий в наших центрах, где учат умению ездить по льду, по скользкой дороге, в горных условиях, иными словами — овладению спортивными приемами вождения. С каждым годом число «водителей-мастеров» растет. Другим примечательным событием в жизни Союза стала реализация такой важной, я думаю, для всех нас задачи, как объединение политехнического обучения молодежи со спортом. Мы подписали Договор с польским Министерством образования о взаимопомощи и взаимодействии в этой области. Результат налицо: наши общеобразовательные школы повернулись к моторному спорту, прежде всего к картингу. Встреча подростка с Картом — это первый шаг в мир моторов, к политехнизации. С учетом этого мы начали организацию слетов картингистов и приглашаем для участия в них команды из соцстран. Машины организаторы предоставляют всем — они разыгрываются по жребию. К слову сказать, наша точка зрения: картинг — спорт юных, спорт молодых, а не бородатых дядей. Важными событиями в жизни Союза, уже чисто спортивного характера, явилось строительство Двух гоночных трасс — в Познани и близ города Кельцы (трасса в Познани предназначена для всех категорий спортивных машин, начиная со второй формулы) и первый выпуск 17 государственных тренеров по автомотоспорту Академией физкультуры во Вроцлаве. 2. Если говорить об автомобильных соревнованиях — то это «Польсное ралли» («Рейд польский») — этап чемпионата Европы с высшим коэффициентом сложности — и «Варшавское ралли», организуемое «Польским ФИАТом». В мотоциклетных соревнованиях пальма первенства принадлежит жужелю — спидвею. Неоднократно проходившие во Вроцлаве и Хожуве личные и командные чемпионаты мира всякий раз становились спортивным событием номер один в стране. Вполне естественно, что и наибольших успехов наши гонщики добились в ралли ив спидвее. Хотя в последние два года выдающиеся результаты показали и польские многодневщини. Я имею в виду их второе Место в розыгрыше «Серебряной вазы» на шестидневке 1978 года и победу Станислава Ольшевского в чемпионате Европы этого года (класс 75 см3). 3. Дружеские контакты в автомотоспорте между странами социалистического содружества развиваются во все больших масштабах. Наша совместная работа приносит ощутимые результаты ив национальном и международном плане. Совместно разрабатываемые Положения о соревнованиях открывают все большие возможности для вовлечения в автомотоспорт новых сил. Дело тормозится из-за нехватки спортивной техники. И здесь, мне кажется, надо учитывать возможности .промышленности наших стран, более гибко реагировать на происходящие там изменения. НЯГУ КОСМА — первый заместитель председателя румынского автоклуба. 1. В апреле этого года нашему Клубу исполнилось 75 лет. Ой появился как клуб спортивный (уже в 1906 году прошло первое ралли), а значит, в тех условиях, и как .клуб привилегированных — владельцев автомобилей. В социалистической Румынии он стал клубом подлинно народным. В ряду многих задач, решаемых Клубом, его центральными и уездными комиссиями — здесь и безопасность движения, и автосервис, и техпомощь, и автотуризм, — заметное место занимает спорт. В особенности после принятого в 1976 году Центральным Комитетом нашей партии постановления о развитии технических, прикладных видов спорта. Оно нацеливает на то, чтобы через спорт нести в массы технические знания, научить молодых мастерски владеть техникой. Это необходимо для выбора профессии, для службы в армии, а значит отвечает интересам народа, страны. Понятно, что Клуб в первую очередь занимается массовым спортом, опираясь при этом и на Молодежные организации. Прежде всего в развитии картинга. Мы закупаем карты и другую спортивную технику, распределяем ее по стране, координируем через Федерацию автоспорта и картинга всю спортивную деятельность. Большую роль играет в этом наша Дачиада (то же, что у вас Спартакиада), программа которой охватывает и автомобильные соревнования. Массовая спортивная работа имеет разнообразные формы. Спорт прочно вошел в жизнь организаций Румынского автоклуба. В его календаре одних только ралли около ста. С этим связаны и наши последние успехи на международной арене: победы в «Балканском ралли», первое место команды «Дачия» в заводском зачете других европейских ралли. Мы намерены развивать и кольцевые гонки, вернуть розыгрышу «Большого приза Бухареста» былое значение. Когда-то это соревнование у нас собирало многие десятки тысяч зрителей. 2. Самое популярное — «Дунайское ралли» — этап чемпионата Европы, этап «Балканского ралли» и Кубка дружбы социалистических стран. В этом году оно проходило в четырнадцатый раз. Интерес к этому соревнованию, где стартует обычно свыше ста экипажей, в том числе и лучших европейских раллистов, трудно с чем-либо сравнить. Днем и ночью десятки тысяч зрителей на трассе! 3. Я высоко Оцениваю их. Они расширяются, принимают разнообразные формы и помогают укреплять связи между нашими народами. В этом смысле показательны и организуемые автоклубами соцстран слеты, например, встречи автомобилистов румынских городов СатуМаре и Синаи с венгерским Мишкольц и болгарским Пампорово и, конечно, слеты автотуристов из соцстран. Последний из них состоялся у нас, в Мамае. Приезжают сюда семьями, с Детьми. Главное здесь — не туристское ралли, не конкурсы, а просто человеческие контакты, установление дружеских связей. Из существующих проблем хотел бы выделить одну. Автоспорт включает два фактора — человеческий и технический. Для меня первый из них — мужество, отвага, умение — стоит выше. У нас, так же как ив Венгрии, Польше, ЧССР, других странах, достаточно людей, обладающих такими качествами. А вот специальной спортивной техники мы еще не производим. И хотелось бы, чтобы в наших связях на первом месте была широкая взаимопомощь, а на втором уже собственно спортивные интересы, а не наоборот.7