пускников наших школ, курсов получают стройки БАМа, тюменского Севера, сельское хозяйство Нечерноземья. В условиях массовой автомобилизации по мере роста выпуска автомобилей в стране растет и стремление граждан овладеть водительским делом, получить удостоверение на право управления автомобилем, мотоциклом, находящимися в личном пользовании. Полнее удовлетворить насущные запросы миллионов тружеников, владельцев транспортных средств, подготовить грамотных водителей и тем самым способствовать безопасности движения, порядку на дорогах нашей необъятной страны — эта задача так же занимает важное место в работе ДОСААФ, приобретая большое социальное значение. Оборонное Общество предоставляет своим членам и самые широкие возможности для технического творчества, занятий моторными и другими прикладными видами спорта, для активного отдыха. Тем самым оно содействует развитию личности, способностей тружеников города и села. Гарантированная советским гражданам свобода технического творчества (статья 47 Конституции) непосредственным образом сказалась на повышении инициативы досаафовских рационализаторов и изобретателей. Зайдите в автомобильную или техническую школу ДОСААФ и вы убедитесь, как много дает пользы техническое творчество, для которого в подавляющем большинстве учебных организаций открыты самые широкие возможности. Автотренажеры, разрезные действующие агрегаты, электрифицированные стенды, сотни новинок в классах и на автодромах, способствующие повышению качества подготовки специалистов для армии И народного хозяйства, — плоды поисков целых коллективов преподавателей и мастеров. Неотъемлемой составной частью подготовки трудящихся к' защите социалистического Отечества, молодежи к армейской службе стали все более развивающиеся технические виды спорта. Растет их массовость. В секциях и командах, спорттехклубах ДОСААФ ныне занимается около 25 миллионов человек. Новый, мощный импульс в развитии массовости прикладного спорта и мастерства спортсменов дали завершившиеся недавно соревнования VII Спартакиады народов СССР. На их старты вышло свыше 50 миллионов участников — автомобилистов, картингистов, мотоциклистов, парашютистов, подводников, моделистов... В,наши дни с ДОСААФ неразрывно связаны достижения советских летчиков, парашютистов; стрелков, подводников, авто- и мотогонщиков, которые не раз прославляли спортивный флаг Советской страны, добиваясь побед в чемпионатах мира и Европы, устанавливая мировые рекорды. Сейчас в организациях ДОСААФ проходят отчеты и выборы. Долг руководителей комитетов, первичных организаций, всего актива плодотворно использовать отчетно-выборную кампанию для дальнейшего подъема всей нашей деятельности на основе прав и обязанностей, определенных Конституцией СССР, в интересах дальнейшего укрепления экономического и оборонного могущества Родины.НА НОВОМ1. М агистральный длиннобазный автомобиль КамАЗ —53212, р ассчитанный на 10 тгруза . Двигатель — восьмицилин'дров ый 210-сильный дизель КамАЗ —740. 2. Лесовоз МАЗ —509А с двумя ведущими мостами ишестицилиндровым 180-сильным дизелем ЯМЗ —236. 3. Грузовой 5-тонный автомобиль «Урал —4320» п овышеннойпроходимостис 210-сильным дизелем Камсного автомобильного завода. 4. Седельный тягачКрАЗ —258, рассчитанный на буксировну полуприцепа ЧМЗАП —5523А грузоподъемностью 25 т. Двигатель — в осьмицилиндровый 240-сильн ый дизель ЯМЗ —238. 5. Городской 95-местный автобус ЛАЗ —4202 с дизелем КамАЗ —7401 мощностью 180 л. с. 6. Самосвал МоАЗ —522А повышенной проходимости грузоподъемностью 18 т . Двигатель — в осьмицилиндровый 300-сильный дизель ЯМЗ —238Н с турбонаддувом. 7. К арьерный 80-тонный самосвал БелАЗ —749 сшестицилиндровым дизелем TM3—1000Д (6 4Н21/21) м ощностью 1050 л. с. Ф ото Е. Л огвиноваи Б. К липиницера (ТАСС), А. Г анюшина , Н. ДобровольскогоСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКА Завершается четвертый год десятой пятилетки. Уже в самом начале ее советские автомобилестроители взяли двухмиллионный рубеж по годовому выпуску машин. В 1976 году дал первые дизельные грузовики КамАЗ, а летом нынешнего года с его конвейера сошла стотысячная машина. Через три с чем-то месяца мы узнаем из традиционных сообщений ЦСУ СССР итоги выполнения заданий четвертого года текущей пятилетки. Не за горами и время, когда начнется всенародное обсуждение планов развития народного хозяйства в одиннадцатой пятилетке. Наши автомобильные пятилетки имек?т глубокую преемственность, в которой отражается комплексное, единое и плановое управление всей экономикой. Поучительно вспомнить в этой связи о том, насколько своевременно было принято решение о строительстве камского комплекса, об ударных темпах, которыми это строительство велось, о тех расчетах, с которыми связывалось дальнейшее насыщение автомобильного парка дизельными машинами большой грузоподъемности. Ныне КамАЗ дает продукцию, а в повестке дня — снова дизель, хотя производство дизельных грузовиков все вре-щих собственных нефтяных ресурсов. В ряде европейских стран с, развитой автомобильной промышленностью (ФРГ, Франции, Англии, Италии, ЧССР) все грузовики, перевозящие более 2 тонн, оснащаются только дизелями. Их доля в годовом выпуске составляет для Европы 85%- В США она достигла 40%. Америка, которая еще десять лет назад выпускала седельные тягачи для магистральных автопоездов, преимущественно с бензиновыми двигателями, полностью прекратила производство таких моторов большой мощности (200 л. с. и выше), заменив их дизелями мощностью 250350 л. с. — с хорошей топливной экономичностью и большим моторесурсом. В нашей стране дизелизация автомобильного парка осуществляется планомерно, лоэтапно. Требования социалистической экономики заставили в первую очередь заняться тракторным парком. Эта проблема сегодня в основном решена. Рост выпуска дизелей на ярославском моторном заводе позволил в послевоенные годы обеспечить экономичными двигателями автомобили большой и особо большой грузоподъемности (МАЗ, КрАЗ, БелАЗ, МоАЗ). Моторное производство КамАЗа значительно увеличит долю дизельны* ма-выше в целом себестоимость изделия. И все-таки дизель быстро себя окупает. Подсчитано, что дополнительные капитальные вложения в производство таких двигателей для автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, о которых говорилось выше, окупятся менее чем через четыре года. Дело в том, что потребление более дешевого дизельного топлива связано с меньшими капиталовложениями в нефтеперерабатывающую промышленность. Так, затраты на производство тонны дизельного топлива составляют менее 70% расходов на производство тонны бензина А-76. Сегодня дизелями оснащаются наши тяжелые грузовики, рассчитанные как минимум на 8 тонн груза. Дальнейшее расширение выпуска этих двигателей на КамАЗе и ЯМЗ, освоение производства дизельных автомобилей в объединениях «ЗИЛ» и «ГАЗ» позволит постепенно к 1990 году повысить долю выпуска грузовиков с дизелями до 60% и сэкономит более 25 миллионов тонн топлива в 1986—1990 годах. Вот почему полное освоение на КамАЗе производственных мощностей по выпуску 250 тысяч дизелей в год имеет чрезвычайно важное значение. КамАЗ — основная база нашей дизелизации. В Набережнь | Х Чел-ЭТАПЕ ДИЗЕЛИЗАЦИИмя набирало и набирает темпы. В этом процессе начинается новый этап. Смысл его вытекает из постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на ловыщение эффективности производства и качества работы», определившего принцип комплексного решения экономических и социальных проблем, концентрации сил и ресурсов на выполнении важнейших общегосударственных программ. В числе первоочередных на ближайшую перспективу постановлением предусматривается разработка программы по экономии топлива. Расширение производства и применения на автомобильном транспорте дизелей, их совершенствование явится одним из важных направлений работы в этой области. Топливные ресурсы и дизелизация — в этом прослеживается четкая взаимосвязь. Запасы нефти, которые служат основным сырьем для получения топлива для двигателей — авиационных, судовых, железнодорожных, автомобильных, — не являются неисчерпаемыми, как это казалось многие годы. Многолетняя практика эксплуатации транспортных машин показывает, что дизели имеют перед карбюраторными двигателями большие преимущества в смысле топливной экономичности. Они требуют топлива на 25—40% меньше, и оно дешевле, чем бензин. Отработавшие газы дизелей содержат (благодаря более полному сгоранию топлива) меньше вредных примесей: в 10 раз меньше окиси углерода, в два-три раза — углеводородов, на 10—15% — окислов азота. И ко всему еще дизели надежнее и долговечнее карбюраторных моторов, Сегодня двигатели с самовоспламенением топлива от сжатия получили широкое распространение во многих странах мира, главным образом не имеюшин в нашем парке. Двигатели КамАЗ предназначены для широкого диапазона машин, в том числе для автобусов львовского и ликинского заводов, а также трехосных грузовиков «Урал» и ЗИЛ. В автомобилестроении ближайшая, одиннадцатая пятилетка будет связана с дальнейшим расширением производства автомобилей с дизельными моторами. В ней, в частности, намечается создать мощности по производству дизелей для автопоездов ЗИЛ и ГАЗ. При этом сохраняется существующее производство бензиновых двигателей. Создаваемые сегодня дизели для ЗИЛа и ГАЗа имеют современную конструкцию и по своим показателям не уступают зарубежным аналогам. Технико-экономические расчеты показывают, что благодаря меньшему расходу топли-. ва себестоимость перевозок автопоездами ЗИЛ и ГАЗ с дизелями будет на 30—35% ниже, чем на автопоездах с бензиновыми моторами. Конечно, в производстве дизелей есть свои проблемы: оно требует более высоких затрат на материалы, металл и отличается повышенной технологической трудоемкостью. Затраты связаны с расчетными параметрами дизеля — большей степенью сжатия, большим крутящим моментом, большей температурой рабочего процесса. Как следствие, необходима более прочная конструкция блока цилиндров, коленчатого вала, поршней, шатунов, и это приводит к росту массы деталей или применению особо прочных и дорогостоящих материалов, вместо металла обычных марок, вполне приемлемых для карбюраторного двигателя. В производстве дизелей — иной, более высокий, класс точности обработки деталей и их сопряжений. Сложнее и строже режимы испытания и доводки, нах намечено осуществить строительство новых заводов: по ремонту двигателей, производству запасных частей, выпуску тракторных дизелей. В одиннадцатой пятилетке будет продолжено создание фирменной сети КамАЗа по обеспечению потребителей запасными частями. Попутно решаются и другие важные проблемы. Например, сегодня одиночные автомобили ГАЗ, занятые в основном на селе, составляют около 70% парка грузовиков. Пока они работают без прицепов. Переход на выпуск дизельных автопоездов позволит удвоить производительность горьковских машин в сельском хозяйстве. У нас ведутся большие исследования в области дизелизации. В них участвуют ученые — автомобилисты и нефтехимики совместно. Проблема дизелизации в свете новых задач и усложнившихся энергетических требований приобретает большое государственное значение. И здесь, видимо, будет недостаточно усилий одного Министерства автомобильной промышленности, которое в последнее время много делает для развития дизелизации. Оно нуждается во всемерном содействии прежде всего Госплана СССР, а также Госснаба СССР, Академии наук СССР, . министерств и ведомств, связанных с добычей, переработкой и использованием топлива. Их совместные целенаправленные действия, подкрепленные необходимыми капиталовложениями, дали бы возможность более эффективно реализовать программу по созданию новых образцов тяжелых и легких дизелей, по созданию производственных мощностей для их выпуска, в первую очередь для нужд автомобильного транспорта. А. НЕВЕЛЕВ, заместитель начальника отдела Госплана РСФСР, профессор