„За рулем" на VII Спартакиаде народов СССРПо замыслу, «тот короткий отчет о «финальных соревнованиях VII Спартакиады народов СССР и лично-команд ном чемпионате СССР 1979 года по картингу», как они значатся в положении, должен был открывать другой снимок — чемпиона из чемпионов — победителя во II классе. Но «гранды» выступали во второй день, а Андреи Григорьев, единственный человек, который мог быстро сделать кадр, играл в духовом оркестре, обслуживавшем соревнования, и успел справиться с ролью фоторепортера только в первый, когда спор на трассе вели юноши. Вот такая маленькая трудность возникла со снимком. Но она, конечно, не в счет по сравнению с теми трудностями, которые легли на плечи советских и общественных организаций. и прежде всего горкома ДОСААФ небольшого латвийского города Резекне, которым были доверены подготовка и проведение такого ответственного соревнования, как финал Всесоюзной спартакиады, собравшего 17 команд, более 130 участников. Хорошо было продумано открытие соревнований. Организаторы, судьи, участники прошли колонной по городу и возложили цветы к монументу, хранящему память о воинах, 35 лет назад освободивших город от фашистских захватчиков, и к памятнику В. И. Ленину на центральной площади. А через два часа начались гонки. Честно говоря, как зритель, я ожидал от них только прелюдии к главным событиям, но очень скоро убедился, что был неправ. С первых же заездов 1216-летние мальчишки на 50-кубовых «пионерах», их 16—18-летние товарищи на «юниорах» повели борьбу так страстно и самоотверженно, что можно было простить им и технические ошибки и тактические просчеты. Это был настоящий спорт. Каждый из них мог дать команде .столько же очков, сколько и взрослый участник, и это поднимало достоинство ребят, ответственность и их самих, и всех членов команд, помогавших младшим, уделявших им столько же внимания, как и лидерам. И с первых же заездов выявилось очевидное превосходство Марго Кылара из Эстонии (класс «Юниор») и представителя Украины Анатолия Кальниченко («Пионер»). И тот и другой принесли своим командам максимальные 100 очков, уверенно лидируя в течение всех трех кругов каждой из гонок — результат определялся по лучшим местам в трех заездах из четырех. И вот перед вами портрет победителя финальных соревнований VII Спартакиады -народов СССР в классе «Пионер», как официально назвали его на церемонии награждения (титулы чемпионов разыгрывались только у взрослых), Анатолий Кальниченко. Ему 14 лет. Живет в Херсоне. С картом знаком пятый год. Занимается на городской станции юных техников под руководством отца, который для сына и механик, и педагог, и все что потребуется (он сам покинул трассу всего два года назад). Тренируется, по выражению Игоря Даниловича Кальниченко, «там, где не выгонят, чаще на набережной вокруг фонтана, так как в Херсоне нет картодрома». К Спартакиаде готовились со всем тщанием. А вообще думает о «формуле», ну это на будущее, когда вырастет. Так я узнал, с чем младший из побеителей приехал на финал Спартакиады. что он увезет из гостеприимного Резекне, кроме жетона и свидетельства Спорткомитета СССР? С чем уедут его сверстники, юные гонщики? Для многоопытных Рябчикова, Акопова, Мирзояна это пусть важный, но далеко не первый столь ответственный старт, а для мальчишек, у которых сейчас любимый спортЮноше,чуть ли не полжизни, — событие ни с чем не сравнимое, от впечатлений глаза разбегаются. Что запомнят они, как поймут, какие уроки извлекут? Ведь они восприимчивы ко всему, и к хорошему и подчас к дурному, хотя не способны четко сформулировать свое отношение. И думая прежде всего о них, вступающих в спортивную жизнь, вообще в жизнь, хотелось бы остановиться на некоторых эпизодах, которые могут преподнести юным урок, то ли со знаком плюс, то ли со знаком минус, но все равно урок. Гонки в Резекне были скоротечны: заезд у юношей — три круга, у взрослых — шесть (были здесь жаркие дебаты — мало или не так уж мало, успеют гонщики «разобраться» или не успеют, но это пусть теперь в спокойной обстановке проанализируют специалисты и решат на будущее). Место на старте, стало быть, стоило дорого. Оно определялось, как обычно на наших внутрисоюзных соревнованиях, в первом заезде контрольным временем, показанным на официальной тренировке, в каждом последующем — результатом предыдущего. Так что, плохо подготовлен мотор, зазевался — пеняй на себя. Тезка нашего юного героя спартаковец из Ленинграда Иванов, показавший в своем классе «Союзный» хорошее время, стартовал в первом ряду и сразу вышел вперед. А потом пропал из поля зрения и вдруг появился, приближающийся «на руках» к финишу. Досадный отказ — и пожалуйте в последний ряд. Но не сдался 48-летний ветеран. Мужественно и последовательно настигал лидеров и добился своего — стал чемпионом. Волю, хладнокровие, преданность делу, ответственность — качества, которые воспитывает спорт, он сумел в скоротечные полчаса воплотить в победные очки. Урок? Да. В самом престижном, международном классе II, где выступала вся наша нартинговая элита, сюжет складывался поиному. На победу практически претендовали только двое — москвичи мастера спорта международного класса Михаил Рябчиков и Петр Бушланов. А за ними в итоге четырех заездов выстроились, словно по ранжиру, другие члены и кандидаты сборной страны: Шлегелмилкс, Густешов, Ухов, Кроон, Акопов, Мирзоян. Первые двое явили для молодых пример техничной, стабильной езды и тщательной подготовки карта. И в то же время наводит на размышления разрыв в классе, не позволивший никому серьёзноаМЕРА ОТВЕТСТВЕН НОСТИШ0^Ык:Финальные соревнования Спартакиады народов СССР всегда праздник. И не только потому, что они венчают какой-то этап на долгом пути спортсмена, начинающемся с городских, районных стартов. Здесь каждый член сборной команды сознает особую ответственность перед республикой, которую представляет. Финал Спартакиады — смотр спортивных достижений за прошедшие годы, И эта ответственность, полная отдача сил, стремление добиться наилучших результатов всегда были характерными чертами таких соревнований. Кольцевые автомобильные гонки, состоявшиеся на киевской трассе «Чайка», как и все финалы VII летней Спартакиады народов СССР, собрали сильный состав участников из Москвы, Ленинграда и тринадцати союзных республик. Они оспаривали почетные награды в трех классах легковых машин: первом (до 1300 см3), втором (до 1600 см8) и третьем (до 2500 см3), К старту допускались спортсмены на автомобилях так называемой «полуторной» группы, то есть двигатели и трансмиссии которых были подготовлены в рамках технических требо-Шч&VI Хг&'-'£1чj4^Ш^)М 1\Д^ГОЯЬ jfe ^ B USU — .12ssw»«wp'