— Мой-сеев| Мой-сеев! Мой-сеев... — в осторженный возглас, повторяемый десятками тысяч зрителей, катился по склонугоры вслед за гонщиком , котор ыйс удивительной ловкостью обгонял соперников , у ставших бороться с дождем ираскисшей трассой. Геннадий Моисеев стал героем последнего, 12-го этапа чемпионата мира в классе 250 см3 , проходившего в болгарском городе Самокове, под Софией. Хотя, забегая вперед, с кажем : это не смогло вывести его даже в число призеров. Советские телезрители имели возможность наблюдать многие фрагменты этой полной драматизма гонки благодаря почти часовой трансляции , о рганизован ­ ной спортивными редакциями телевиден ия Болгарии и Советского Союза. Н все же хочется вспомнить и главные событ ия , и то, что оказалось «за кадром». Перед этим, последним этапом призер ы мирового первенства определились уже : первый — швед X. К арлквист — 248 очнов; второй — а нгличанин Н. Хадсон (178); третий — с оветский спортсмен В. Кавинов (133). Судьба следующих трех мест решалась в этой гонке : К. ван дер Веен (Голландия) имел 97 очков , Г. Моисеев — 96, Р. Диффенбах (ФРГ) — 9 1 . На тренировкенакануне соревнован ий лучше всех прошел эту новую для участников мирового первенства трассу Р. Диффенбах (новый чемпион X. Карлк висти заболевший бронзовый призер В. Кавинов на соревнования не прибы ­ ли). Мотоцикл «Кавасаки», на котором выступает Диффенбах, имеет заднюю подвеску с центральным амортизатором — и это позволяет резвее других преодолевать «гребенку» и кочки , преобладавшие на круге длиной 2400 м. Одн ако начавшийся ночью дождь основательно размочил трассу, и на утренней тренировке время у фаворитов было почти одинаковым . Старт первого заезда Моисеев принял неудачно. Он, видимо, полагал, что при большой нагрузне на заднее колесо с отрывом переднего мотоцикл докопается до твердого слоя дороги и получит максимально возможное ускорение . Расчет не оправдался. Пока он «гарцевал» на вздыбленной машине, вперед ушло больше десяти участников . Г онку возглавил Р. Диффенбах, от которого Г. Моисеев отставал на 38 секунд! Однако, постепенно увеличивая темп, он закончил шестой кругуже третьим — вслед за гон ­ щ иком из ФРГ и чехом Я. Ф алтой . Еще несколько круговпозиции лидеров не менялись, и уже казалось, что заезд такизакончится . Но иначе думали Г. МоисеЙев и тренер нашей команды Ю. Трофимец. Зная Диффенбаха, его сильные и слабые стороны, они были уверены , что он не выдержит такого высокого темпа на трудной , с каждымкругомухудшаю ­ щейся трассе. На десятом круге это произошло. Диффенбах попал вколею , мот оцикл развернуло, г онщик не удержалс я , упал, а пока поднимался, его обогнали Фалта и Моисеев. Следующие два круганаш спортсмен шел, не прибавляя скорости , несмотря на то, что ему показывали табличку с цифрами «2» (второе место) и «8» (то есть отставание от лидера на восемь сек унд ) . Только на последнем круге Моисеев сделал резкийрывоки вплотную приблизился к Фалте. Ободряемый зрителям и , он пытается обойти лидера, но мног оопытный чех всякий раз занрывает выгодные пути для обгона. Моисееву к этому не привыкать . На очередном повороте он делает вид, что устремляется по наружному радиусу, а когда Фалта занимает его, эффектным рывком, чуть ли не на заднем колесе переставляет машину на внутреннюю дорожку ирезкоуходит вперед! Заезд, а с ним и 15 очков завоеваны. Т аким образом, перед вторым заездом у Моисеева стало на 12 и десять очков больше, чем у Диффенбаха и ван дер Bee на соответственно. Но предстояла еще нелегкая борьба. Волнения начались сразу после старта. Наш спортсмен, находясь в небольшой группе лидеров, на выходе из поворота зацепил развернувшийся поперек трассы мотоц икл японца Т. С узукии упал. Пока он поднимался, поправлял, к ак нам казалось, щ иток на плече (а на самом деле ощупывал, цела ли ключица , — удар о руль оказался сильным), вперед ушли почти все участники . Опять догонять! Сколько? Почти сорок секунд! Но впереди еще 12 кругов , поэтому не все потеряно (сумел же он в первом заезде отыграть 38). Третий круг Моисеев заканчи ­ вает третьим . Опять воодушевляемый зрителями, он демонстрирует виртуозн уютехнику , терпение, выносливость. И, все время увеличивая темп, на пятом круге становится первым ! Так под аплоисменты и восторженные возгласы оисеев ифиниширует . Заслуженная, великолепная победа мужественного и искусного гонщина, подтвердившего свои высокий класс. К сожалению , она была единственной на протяжении всех двенадцати этапов. Хотя и почетны третье и четвертое места, но после первого, занятого впрош ­ лом году, первого и второго в позапрошлом, они не очень радуют.УЖЕ НЕ ТЕ...В классе машин 250—350 см3 все ждали дуэли старых соперников — Владимира Мамонова (РСФСР) и Валерия Воронина (Украинская ССР) — неоднократных победителей прошлогодних чемпионатов. Первое испытание — на старте — выиграл Валерий, затративший в два раза меньше времени на запуск двигателя. Казалось, и дальше он не уступит. На огневом рубеже, после трех кругов гонки Воронин точно поразил пять «тарелочек». Такого добились только шесть участников, но среди них не было Мамонова, и ему, как и остальным «промазавшим», пришлось идти на штрафной круг. Все же — такое нередко случается на мотоциклетных соревнованиях — изза неполадок в двигателе Воронин уступил и Мамонову, и многим другим. За этим захватывающим соперничеством двух лидеров как-то не замеченным поначалу оказалось выступление других спортсменов, стартовавших позже. А именно они-то и стали главными героями дня. Прежде всего хочется назвать С. Назаренко из Хабаровска — прошлогоднего чемпиона в этом классе. Отлично прошел он всю трассу, отлично выполнил дополнительные упражнения ив награду получил «золото». Приходится только удивляться тому, что тренеры команды России, как ив прошлом году (тогда хабаровские мотоциклисты завоевали две медали), не включили чемпиона в состав команды, и он выступал как личник. Обстановка на трассе обострилась, когда стало известно что на позиции спортсменов Российской Федерации и Украины повели наступление представители Белоруссии и Азербайджана. Забегая вперед, скажем, что только неудача, постигшая на огневом рубеже Владими-На призы „За рулем"ПЕРЕМЕНЫ НАЗРЕВАЮТНа снимках : председатель оргкомитета — председатель райисполкома И. Петрук (справа) и председатель обкома ДОСААФ Д. Корнеев вручают наград ы победителям ипризерам ; на трассе соревнований. Фото П. Л укьянчукаи Н. Т рофимчукЧетвертый раз районный центр Волынской области — Рожище принимал участников чемпионата страны по многоборью на личных мотоциклах, где наряду с медалями разыгрываются призы журнала «За рулем». Как и всегда, хозяева были гостеприимны и сделали все, что было в их силах, чтобы спортсмены-мотоциклисты, жители города смогли почувствовать: они присутствуют на событии всесоюзного масштаба. Именно на этом уровне проходило и торжественное открытие соревнований (под него отвели Центральную площадь), и большой концерт в Доме культуры, который дали для гостей города замечательные мастера художественной самодеятельности, и многое другое, что входит в понятие «организация чемпионата». Но вот в отличие от прошлых лет погода оказалась не очень гостеприимной — в день соревнований зарядил холодный осенний дождь. К счастью, коррективы, которые он внес в ход встречи, не испортили, а скорее подправили то, что заготовили организаторы. Речь идет о новой семикилометровой трассе. Ее проложили по ровной местности и придали откровенно скоростной характер. На такой трассе первое слово имели моторы, их мощность, а не мастерство вождения и физическая подготовка спортсменов. Дождь значительно усложнил трассу и все поставил на свои места. Как ив прежние годы, основной спор за лидерство разгорелся между спортсменами Российской Федерации и Украины. В составы этих команд (напомним, что каждая из них включает четырех спортсменов — два в классе 250350 см3, два — 125—175 см3) входили неоднократные участники и победители чемпионатов, в том числе шесть мастеров спорта.18