ИНЖЕНЕРЫ ЧИТАТЕЛЯМАвтолюбители В. Дорофеев из г. Свободный Амурской области, Ж. Садыков из Алма-Аты, москвичи К. Борисов и М. Степанов спрашивают, как установить на «запорожцы» прежних лет выпуска генератор Г502А. Отвечает главный конструктор МеМЗ Ф. А. РЕППИХ. Генератор Г502А со встроенным выпрямительным блоком имеет большую мощность и лучшие эксплуатационные характеристики, чем приборы Г501 и Г114 прежних моделей ЗАЗ, и естественно желание владельцев этих «запорожцев» оснастить свои машины новым генератором. Сделать это можно самостоятельно. В случае, если ваш автомобиль оборудован генератором Г501 переменного тока с отдельным селеновым выпрямителем, переделка проста (рис. 1 и 2). Снимите селеновый выпрямитель и отсоедините все провода, которые к нему идут от реле-регулятора РР-310, от реле блокировки РБ-1 и от клеммной колодки 8 (на моделях ЗАЗ—966В и ЗАЗ—966 не нужно отсоединять провода от клемм «~ », «PC» и «ЛК» реле блокировки РБ-1). Затем по месту подключите приборы согласно рис. 2. Проверьте, все ли вы правильно сделали, опробуйте и, собрав провода в жгут, заизолируйте их и закрепите скобками. Несколько сложнее переделка на «запорожцах» выпуска до апреля 1966 года с генераторами Г114 постоянного тока и релерегулятором РР109 (рис. 3). Здесь, кроме замены генератора Г502А, в схему придется еще ввести реле-регулятор РРЗЮ или РР310Б и реле блокировки РБ-1. Во избежание ошибки вначале тщательно и не спеша замаркируйте каждый провод, чтобы знать потом, на какую клемму он шел.' Затем отключите провода, снимите РР109, установите вместо него новое реле, а рядом смонтируйте РБ-1. Провода клеммы «Б» реле-регулятора РР109 подводят к клемме «Б» нового реле. Провод клеммы «М» соединяют с одноименной клеммой РРЗЮ и ее же, дополнительным проводом, с одноименной клеммой («М») на реле блокировки. А провод, шедший к клемме «К», с клеммой «ЛК» на реле РБ-1. К двум клеммам, отмеченным символом • ~ » на РБ-1, подводят провода от выводов генератора переменного тока Р502А. Клемму «К» реле РС516 (можно также использовать РС502 или РС24), к которой подходит провод от замка зажигания, соединяют дополнительным проводом с клеммой «PC» на реле РБ-1; вывод «+» генератора — с клеммой «В», а вывод «ВК-Б» катушки зажигания (новым проводом) — с клеммой «ВЗ» на реле РРЗЮ. И наконец, на клемме «Ш» реле-регулятора РРЗЮ закрепляют желтый провод от обмотки возбуждения генератора Г502А. Остается запустить двигатель и проконтролировать зарядку по лампе. При средних оборотах на клемме «Б» должно быть напряжение 13,8—14,8 В. И еще одно замечание. Взамен реле-регулятора РРЗЮ можно поставить РР310Б. В этом случае схема на рис. 2 упрощается: провод клеммы «В» и провод клеммы «Б» реле-регулятора РРЗЮ соединяют между собой и изолируют.Рис. 1. Схема включения генератора Г501: 1 — реле стартера; 2 — соединитель проводов; 3 — поднапотная лампа; 4 — реле-регулятор; 5 — реле блокировки; 6 — тяговое реле стартера; 7 — генератор; 8 — нлеммная колодка; 9 — селеновый выпрямитель. Провода: а — н клемме СТ замка зажигания; б — к контрольной лампе; в — к клемме AM замка зажигания; г — к предохранителю № 2; д — к клемме ВК-Б катушки ; е — к клемме «+» батареи.1PC 502 сБ/г "П^ч /F—1\(оРРЗЮоП (о 'ч.РСЛК! о) РБ1 Б ВЗШРис. 2. Схема включения генератора Г502: обозначения позиций те же, что на рис. 1 (отсутствует селеновый выпрямитель 9).Рис. 3. Схема включения генератора Г114: 1 — реле стартера; 2 — соединитель проводов; 3 — подкапотная лампа; 4 — реле-регулятор; 5 — тяговые реле стартера; 6 — генератор. Провода: а — к СТ замка зажигания; б — i контрольной лампе; в — к клемме AM замка зажигания; г — на « + » батареи.Ш ЖЕЛТ.ЧЕ РН.