шшшИаспорядок сборов построен таким образом: первая половина дня — в актовом зале ЦК ДОСААФ республики. Слушают доклады, лекции, занимаются «общеобразовательной подготовкой». Потом группами разъезжаются по школам, спортивнотехническим клубам. Вечером в гостинице все собираются снова, и начинается обсуждение увиденного и услышанного за день.Беседую с Александром Алексеевичем ЛУКЬЯНОВЫМ, представителем ордена Ленина Московского военного округа. — Досаафовцы Армении порадовали нас многими интересными новинками, добротностью оборудования, высоким уровнем методической подготовки преподавателей, мастеров. Сборы — хороший урок для всех. Ведь еще немало учебных организаций Общества, которым надо подтягиваться. Вы слышали сегодня выступление начальника управления вневойсковой подготовки ' Министерства обороны генерал-лейтенанта Попова? Главное внимание он обращал на необходимость улучшать лрактичес- • кую выучку будущих воинов-водителей. В самом деле, при нынешней насыщенности войск автомобильной техникой, современных требованиях, предъявляемых к боеготовности", роль водителя поднялась чрезвычайно. Но не секрет, что кое-где будущего военного шофера готовят все еще на старых моделях, не все школы имеют автодром. Бывает, что он только значится, поскольку плохо оборудован и польза от него минимальная. Между тем автодром, езда в сложных условиях — это и есть главный класс. Кстати, в понятие «практическая выучка» вкладывается многое. Это и умение находить и устранять простейшие неисправности, это и навыки обслуживания автомобиля, не говоря уж об особенностях вождения в самых разных условиях. Мне не раз приходилось сталкиваться на экзаменах с фактом, когда курсанты не могут сменить масляный фильтр, сноровисто и быстро заменить колесо, а тем более выполнить какие-то сложные работы. Думаю, что тут сказываются недостатки в организации учебной работы, в частности отсутствие взаимодействия между мастерами обучения вождению, с одной стороны, и преподавателями, мастерами производственного обучения — с другой.Летом состоялись очередные всесоюзные учебно-методические сборы заместителей председателей ЦК ДОСААФ союзных республик, областных и краевых комитетов Общества, ведающих подготовкой водительских кадров, при участии представителей военных округов. Местом сборов был- выбран Ереван — столица Советской Армении. Уже сам этот факт говорил о том, что здесь есть чему поучиться, есть где перенять опыт. Республиканская организация ДОСААФ ив самом деле сумела создать такую материально-техническую базу, которая дает возможность изучать современные автомобили, осваивать управление ими. Участникам сборов была предоставлена полная возможность в течение недели знакомиться с передовыми методами организации учебно-воспитательного процесса. Предлагаем вниманию читателей заметки нашего корреспондента о встречах и беседах с участниками сборов.лись учебный класс и комната для инструктажа мастеров вождения и курсантов. Наверняка каждый из участников сборов повидал с десяток подобных сооружений. Какие же впечатления вынесут они? Рядом со мной идет мой старый знакомый, заместитель председателя смоленского областного комитета ДОСААФ Евгений Степанович ТАРАНЕНКО. — Смотри-ка, платформу они, видно, добыть не смогли, вот и смастерили ее подобие из камня да бетона! А похоже, однако. И размеры выдержаны. И даже перекидные мостики уложены! Надо же... Это, пожалуй, неплохо, а? Габаритный дворик обнесен тросом, один конец его через блок натягивается грузиком. Ловко! Значит, если автомобиль упрется бортом в трос, он его не порвет, а только оттянет. И тот потом опять встанет на место. А это что? Датчик? Любопытно. Трос оттягивается и размыкает контакты, звонит звонок... Недурно придумано. Смотри, у габаритного туннеля тоже звонок! Ну-ка пойдем посмотрим. Мы подходим к туннелю. На ограничителях (кстати сказать, легких, простых и удобных) подвешены инерционные датчики. Достаточно даже рукой легонько толкнуть такой ограничитель, чтобы контакты датчика замкнулись (пусть на мгновение) и сигнал поступил на звонок или лампу. При такой системе мастеру или проверяющему легко не только проследить за прохождением фигуры, но и учесть число задеваний и таким образом вывести какой-то количественный показатель. — Ну что ж, — резюмирует Тараненко, — пора и нам думать об электрификации автодромов. Дело это сложное, хлопотное, но за ним будущее. частникам сборов показывают новинку — класс программного обучения (КПО-2). Его привезли на сборы из харьковского конструкторско - технологического бюро, чтобы • услышать мнение тех, кто отвечает в масштабах республик и областей за организацию учебного процесса и от кого зависят будущие заказы на эти классы. Все оборудование состоит из пульта преподавателя, 34 пультов учеников, одного пульта кодирования и источника питания. КПО-2 можно использовать для изучения любых предметов. В билетах (заданиях) содержатся до 10 вопросов, а верный ответ или комбинацию ответов можно выбрать из восьми вариантов. Система работает в режиме как контроля, так и самоконтроля. Важно, что пульты обучаемых просты, имеют только кнопки (элемент достаточно надежный) и размещаются на любом столе. В целом новинка понравилась. Но было одно общее пожелание: ускорить переход от технической разработки к серийному изготовлению, то есть сделать так, чтобы образец не остался образцом, не устарел морально, а уже в самое ближайшее время превратился в продукцию и был поставлен на службу делу. Не заметили, как подошел заключительный разбор с выступлениями участников. Они, в частности, говорили о том, что собираются позаимствовать из ереванского опыта — применить у себя, изменить, переделать. Каждый уезжал с новым запасом знаний, которые будут переданы, как эстафета, в автошколы и спортивно-технические клубы. Б. ДЕМЧЕНКО, спецкор «За рулем» г. ЕреванИа следующий день одна из групп побывала в ереванской образцовой автомобильной школе. После детального ознакомления с оборудованием классов внимание гостей привлек медицинский кабинет. Слышу голоса: «Такого я нигде еще не видел», «И для меня — это новинка...» Две просторные комнаты оборудованы так, что здесь можно проверять состояние здоровья или оказывать первую помощь курсантам. Но не только. Кабинет рассчитан и на углубленное медицинское исследование пригодности человека к работе за рулем.Руководит здравпунктом опытный врач, большой энтузиаст своего дела подполковник медицинской службы в отставке, ветеран войны Сурен Мкртычевич КАРАЛЕТЯН. Вот что он рассказал: — Хочу напомнить: еще в 1972 году органы здравоохранения и комитеты ДОСААФ на местах получили документ, в котором говорилось о необходимости улучшить медицинское обслуживание молодежи призывного возраста, проходящей подготовку к воинской службе в учебных организациях ДОСААФ. Времени с тех пор прошло немало. Однако, насколько мне известно, кое-где здравпунктов вообще нет, в других местах они в жалком виде. Участники сборов нашли, что наш здравпункт в хорошем состоянии. Может быть и так, но мыШсчитаем, что надо идти дальше, ведь сейчас для водителей введено обязательное изучение правил оказания первой медицинской помощи. И как было бы хорошо иметь специализированный класс медицинской подготовки. Далее. Сегодня врач как-то оторван от педагогического коллектива. Заседания педсовета, экзамены проводятся без его участия. Почему7 Врач, как и преподаватели, должен отвечать за состояние здоровья курсантов, за их учебные нагрузки, быт, досуг... Все это имеет самое непосредственное отношение к подготовке молодых водителей для службы в армии... , Здравпункт был лишь эпизодом в этом насыщенном до предела дне. Но мысли и слова Сурена Мкртычевича привлекли своей новизной, желанием заглянуть в завтрашний день наших школ. етодическая учеба продолжается уже на автодроме октемберянской образцовой автошколы. Коллектив ее по итогам социалистического соревнования ил года в год занимает первые или призовые места среди учебных организаций -ДОСААФ республики. Уже с первого взгляда на автодром стало ясно, сколько сил потребовалось, чтобы его построить. Бросовый участок земли — один камень («Когдато свалка была», — пояснили нам). Преподаватели, курсанты в свободное от занятий время выходили сюда с лопатами, ломами, технику использовали. Свалку расчистили, оборудовали автодром по всем' правилам. Поставили небольшое здание, в котором размести5