СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАлучшее сцепление с мокрой дорогой. Конфигурация же профиля новой шины улучшила управляемость и устойчивость автомобиля. Шина М-145 предназначена для автомобилей «Москвич—412», «2140», ИЖ—2125. Эксплуатационное давление воздуха в шинах надо поддерживать в зависимости от нагрузки в строгом соответствии с рекомендациями заводской инструкции по эксплуатации машины.ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО«По работе мне не раз приходилось встречаться с термином «цетановое число» применительно и дизелям, — пишет нам водитель из Петрозаводска Н. Савин. — Расскажите, пожалуйста, что это за число ик чему оно относится». Цетановое число (ЦЧ) — одна из главных характеристик дизельного топлива. Это показатель интервала (периода задержки) между моментом начала впрыска топлива в цилиндр и вспышкой от соприкосновения его с нагретым от сжатия воздухом. Чем ЦЧ выше, тем, значит, меньше период задержки воспламенения. Как определяют это число? Из двух чистых углеводородов—легковоспламеняемого цетана, который условно считают имеющим ЦЧ равное 100, и практически невоспламеняемого альфаметилнафталина (с ЦЧ равным условно «0») — можно приготовить смесь в любых пропорциях с диапазоном цетановых чисел от «0» до «100». Так получают эталоны топлив. И, сравнивая характер горения в специальных установках того или иного образца с горением испытуемого дизельного топлива, определяют для него цетановое число. У различных дизелей оно бывает разным. Его оптимум зависит от степени сжатия, размера цилиндра, оборотов, на которые рассчитан мотор, фракционного состава самого топлива. У нас наиболее распространены дизельные топлива с ЦТ не менее 45. Увеличить цетановое число топлива в принципе можно, добавляя в него специальные присадки.МАСЛА ДЛЯ «МОСКВИЧЕЙ»Многие читатели просят еще раз рассказать о том, какие «жигулевские» масла можно применять в агрегатах «москвичей»: в заводских инструкциях разных лет ив публикациях журнала за разные годы нет однозначных рекомендаций. Вот ответ заместителя главного конструктора АЗЛК И. К. Чарноцкого. Да, действительно, только после многолетних эксплуатационных испытаний у завода появилась уверенность в пригодности моторных и трансмиссионных масел, применяемых на «жигулях», для агрегатов «москвичей». Моторные масла М8ГИ и М10Га безоговорочно годятся для высокофорсированных с полнопоточной системой фильтрации масла двигателей моделей «412» и «2140». На «москвичах—407» и «408» эти масла допускаются лишь как исключение зимой для облегчения пуска. Постоянное же применение «вазовских» масел на этих, принципиально отличных от «жигулей» по системе смазки двигателях может привести к повышенным износам деталей. Для рулевых механизмов и коробок Передач всех моделей «москвичей» можно использовать трансмиссионное масло ТАД-17И. В задние мосты моделей «407» и «408», а также «2140» и «2138» выпуска до июля 1978 года первые 4—5 тысяч километров пробега следует заливать только масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003—53). После этой обкатки можно с успехом (особенно зимой) эксплуатировать их на ТАд-17, применяемом в ВАЗах. У моделей «2140» и «2138» производства второй половины 1978 года шестерни главной передачи проходят противозадирное фосфатирование, и на них можно с самого начала применять в заднем мосту масло ТАд-17.сокого качества (см. рисунок). Взаимозаменяемость сохранена и по отдельности ив комплектах. Номера новых деталей: , 24-1701114-01 (старая 24-1701113) и 24-1701127-01 (24-1701126). С октября того же года с шасси № 537968 на модели 24-01 ис декабря (с шасси № 547929) на ГАЗ—24, ГАЗ—24-02 и ГАЗ—24-03 устанавливают новые передние и задние бамперы. Они взаимозаменяемы со старыми только в сборе. Из других изменений 1978 года можно назвать установку на автомобили противотуманных фар (май, с шасси № 505615), чехла на запасное колесо (ноябрь, с шасси № 542900), нового кронштейна звукового сигнала (март, с шасси № 498470) и невзаимозаменяемую с прежней новую стяжку аккумуляторной батареи (январь, с шасси М 481388). ЬЧЕМ РАЗБАВИТЬ КЛЕЙ?В вопросе С. Шашкова из Рязанской области имеется в виду применяемый для промазки уплотнителей лобовых стекол автомобилей клей 88-Н, когда он загустеет. Сотрудники всесоюзного промышленного объединения «Союзбытхим» сообщили, что клей 88-Н можно разбавить смесью бензина и этилацетата. Соотношение компонентов — 1 : 2 по весу. Автолюбителям также полезно знать, что недавно начато производство клея «Феникс», который рекомендуется применять вместо 88-Н. И тот и другой поступает в хозяйственные магазины.О КОНУСЕ « Б УШ »Л. Бакакин из Минска прислал в редакцию письмо, в котором спрашивает о целесообразности установки под карбюратором «жигулей» так называемого конуса «Бут-Ко». По слухам, бытующим среди автолюбителей, эта сетка в виде конуса, пропускающая через себя поток горючей смеси, позволяет использовать вместо АИ-93 бензин А-76 и даже дает экономию топлива и прирост мощности. Редакция попросила ответить на этот вопрос заместителя главного конструктора ВАЗа Ю. Папина. В Управлении главного конструктора Волжского автозавода были проведены работы по определению влияния конуса «Бут-Ко» на работу двигателей «жигулей». Испытания показали, что абсолютно никакого улучшения в отношении экономичности и токсичности двигателей такое приспособление не дает, и все дальнейшие работы по этой теме прекращены. Завод не дает рекомендаций по переходу с бензина АИ-93 на А-76 для двигателей ВАЗ и ответственности за последствия не несет.402 ТЫСЯЧИ«Сообщите,^ пожалуйста, сколько легковых автомобилей экспортировал Советский Союз в прошлом году, — пишет Ю. Овчаренно из Херсона, — а также накое количество их было поставлено в социалистические страны». За ответом мы обратились к № 54 бюллетеня «Автоэкспорт информирует» за 1979 год, где указано, что в 1978 году СССР экспортировал 402 тысячи легковых машин, в том числе 291 тысячу (то есть 72%) в социалистические страны. Значительную часть среди них составляют вазовские «жигули» (в ряде стран они продаются под названием «Лада») и «нивы». Так, в 1978 году на зарубежный рынок поступило 279 тысяч (почти 70% всего нашего автомобильного экспорта) машин этих марок, из которых 197 тысяч — в социалистические страны.ДВИГАТЕЛЬ, РАДИ И ДРУГИЕ УЗЛЫ«В июньском номере вы рассказали о присвоении Знака качества автомобилю ГАЗ—24-01. В этой статье упоминаются некоторые усовершенствования машины. Какие еще изменения произошли в конструкции ГАЗ—24 за последнее время?» — спрашивает Р. Симонян из г. Тбилиси. Вот наиболее значительные из них, по сведениям, полученным редакцией от ГАЗ. С января 1978 года (начиная с двигателя J* 778009) изменен материал переднего сальника коленчатого вала. Взаимозаменяемость сохранена. При покупке запчастей учтите: новый номер крышки распределительных шестерен в сборе — 24-1002058-01 (был 24-1002058), сальника с отражателем в сборе — 53-1005032 (21-1005032) и сальника с пружиной —51-1005034-04 (51-1005034-А2). В том же месяце, начиная с шасси М 480354, завод изменил тягу жалюзи* радиатора. Новая деталь (24-1310254-21) взаимозаменяема с прежней (241310254-В). С февраля 1978 года с шасси J* 488818 шестерни второй и третьей передач делают без бронзовых втулок и более выДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА«Читал в газете о чехословацко-советской торговой палате, — пишет водитель из Новгорода В. Глазов. — Имеет ли она отношение к производству автомобилей?» Чехословацко-советская торговая палата (ЧССТП), которая объединяет крупнейшие промышленные, хозяйственные и торговые организации обеих стран, призвана содействовать реализации комплексных программ стран СЭВ. В частности, связанных с производством автомобилей (реконструкция и расширение заводов «Татра»). В числе членов ЧССТП советские внешнеторговые объединения «Запчастьэкспорт», «Тракторэкспорт», чехословацкий «Мотоков», заводы АЭРО, «Татра» и другие. ПОПРАВКА В схеме самодельного тахометра («За рулем», 1979, >6 9, стр. 27) не указан необходимый для работы прибора конденсатор емкостью 0,5 мкФ. Он должен быть включен в первую перемычку, которая на схеме соединяет ветви, идущие от клемм «Р» и «М». Приносим читателям извинение за допущенную неточность.М-145Читатель А. Сосунов из Люберец, И. Домненко из Челябинской области и другие просят рассказать, что представляет собой шина модели М-145. Для каких машин она предназначена? Вот информация, полученная редакцией в НИИ шинной промышленности. М-145 — новая модель шины, предназначенная заменить в производстве выпускающуюся сейчас М-130А. Вот ее характеристика: размер — 6,45—13 (165—330); экономичная нагрузка, при которой обеспечивается оптимальная работоспособность шины и комфортабельность езды, — 370 кгс; давление "воздуха, соответствующее этой нагрузке,—1,7 кгс/смг; максимально допустимая нагрузка — 425 кгс при давлении воздуха 2,1 кгс/см2. шина имеет диагональное расположение нитей корда и гарантийный пробег 33 тысячи километров (выпускается по ГОСТ 4754—74). Рисунок протектора — дорожный, однако он усовершенствован по сравнению с М-130А и обеспечиваетШестерня второй и третьей передач до (слева) и после (справа) изменения.29