«Верховина—6-спорт» «Верховина—6-турист» «Верховина—6» ММВЗ—3.115 «Восход—3» «Муравей—ТГ А -200К» «Тулица» «ИЖ—Планета-с порт»' === =-=== ==ШАГИ ПЯТИЛЕТКИНаше мотоциклостроение в нынешнем году отметило памятную дату — пятидесятилетие со дня постройки на ижевском заводе первого мотоцикла. Пять опытных ИЖей, спроектированных под руководством П. В. Можарова, стали начальной вехой в серийном производстве советских мотоциклов. За полвека этаотрасль промышленности заняла достойное место в народном хозяйстве страны. Сегодня Советский Союз по выпуску мотоциклов, мопедов и мотороллеров занимает второе место в мире, уступая лишь Японии, и первое в Европе, впереди таких стран — традиционных производителей мотоциклов, как ФРГ, Англия, Италия, Франция. Девять заводов ежегодно дают более полутора миллионов машин семнадцати моделей и модификаций.\жI 1завоевал всеобщее признание в спорте. За годы десятой пятилетки произошел не только количественный рост (в 1978 году с конвейероь сошло 1099 тысяч мотоциклов и мотороллеров не считая мопедов) — из производимых в настоящее время моделей и модификаций шестнадцать были модернизированы или заменены новыми. На этих страницах мы представляем выпускаемые ныне нашими заводами дорожные модели. В таблице не указаны те из них, которые готовятся к производству — в течение следующего года журнал познакомит читателей с новыми дорожными и спортивными машинами.Мотоцикл как транспортное средство получил широкое распространение в сельской местности, он стал непременным спутником десятков тысяч туристов,КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙДвигатели. У «Днепра» МТ10—36, «Днепра» МТ12 и «Урала» М67—36 четырехтактные двигатели, у остальных машин — двухтактные. Все модели имеют воздушное охлаждение-, причем «Тулица» и «Муравей—ТГА-200К» — принудительное с вентилятором. На «Тулице» и «Муравье» — электрический стартер, на ЗИФ—77, «Ри-ге—11», «Риге—16» — двигатель пускается педалями, на остальных машинах — кик-стартером. Электрооборудование. Напряжение в системе электрооборудования: «ИЖПланета-спорт», «Тулица», «Муравей—ТГА-200К», «Урал» М67—36, «Днепр» МТ10—36 — 12 вольт, у всех же остальных моделей машин — 6 вольт.Электронной системой зажигания оснащены ММВЗ—3.115, «Восход—3». Трансмиссия. Переключение передач посредством рукоятки на руле — у «Риги—16» и всех модификаций «Верховины—6». Задний ход имеют «Днепр» МТ10—36 и МТ12 и «Муравей—ТГА-200К». Карданная передача применена на всех машинах «Днепр» и «Урал».