В предыдущих номерах корреспонденты «За рулем» вели рассказ о финальных соревнованиях VII Спартакиады народов СССР по автомотоспорту. На этих страницах мы завершаем его ворреспонденциями с трасс шоссеино-кольцевых и 1000-метровых гонок, мотокросса и ралли. Показательно, что большинство этих финалов прошло на новых спортивных сооружениях ДОСААФ.цов и Н. Судаков были сняты с соревнований за нарушение технических требований. Неожиданным явилось и не совсем удачное выступление (из-за технических неполадок) экипажа-фаворита А. Козырчиков — М. Титов. Вообще, что касается сходов по техническим причинам, то по сравнению с прошлыми чемпионатами их было значительно меньше. Тренеры, да и сами спортсмены объясняют это возросшим мастерством (что подтверждается и плотностью результатов), а также улучшением подготовки автомобилей к соревнованиям. Немаловажную роль, конечно, здесь сыграло и стремление не подвести команду, дойти во чтобы то ни стало до финиша. — Трасса была подобрана удачно, и соревнования прошли хорошо, хотя и были неполадки, — так заявил «играющий тренер» команды Ленинграда мастер спорта международного класса, автор книги «Авторалли» Э. Сингуринди. С этой оценкой, в целом, согласны многие специалисты. Объективности ради расшифруем слово «неполадки». Они выразились в недостаточно четкой работе некоторых судей по причине их слабой подготовки и были связаны также с тем, что до сих пор у нас нет современных технических средств судейства. В итоге результаты двух скоростных участков, которые были уже пройдены гонщиками, судейской коллегии пришлось аннулировать. А. ЛУБЕНСКИИ, спецкор «За рулем» г. ВильнюсНа старте в Вильнюсе 97 экипажей — представители всех союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. В составе участников: два заслуженных мастера спорта, 10 мастеров спорта международного класса, 43 мастера спорта, 119 кандидатов в мастера, остальные — перворазрядники. Дистанция первого круга — 503 км, второго — 450,8 км. Дополнительных соревнований — 18 (всего около 200 км). Такова визитная карточка чемпионата страны и финала Спартакиады по авторалли — очень представительного и сложного по программе соревнования. И все вышедшие на трассу это прекрасно понимали, настраиваясь на трудную, бескомпромиссную борьбу. Условия командного зачета очень жесткие: три экипажа в заявке — три на финише. Пока на трассе идет спор за секунды, поговорим со специалистами — каковы их прогнозы? — Не сомневаюсь, — сказал заслуженный мастер спорта В. Щавелев, — успешно выступят спортсмены Литвы. У них в команду заявлены асы, да, кроме того, в личном зачете выступает несколько опытных экипажей. А вот какие строчки в турнирной таблице займут их ближайшие соперники — представители Эстонии, Латвии, Ленинграда, Москвы, РСФСР — сказать трудно.... Примерно так же высказались другие тренеры. И они не ошиблись. Правда, что касается командного зачета, то здесь у спортсменов Литвы, как говорят, все висело на волоске. Чуть было не подвели своих товарищей неоднократный чемпион страны К. Гирдаускас и его новый штурман Ю. Жидонис. Под конец второго круга они сбились с трассы ив результате оказались лишь на 15-м месте. Спасли положение экипаж Г. Штельмокас — Г. Машкаускас, который победил вI классе, и экипаж ветеранов ралли С. Брундза — А. Гирдаускас, показавший лучший результат во II классе. Но борьба среди лидеров была настолько упорной, что команда Литвы всего на одно очко опередила следующих за ней спортсменов Эстонии. Значительного успеха добились раллисты Литвы ив личном зачете. В I классе они заняли первую и третью ступени пьедестала почета, во II классе — весь пьедестал. Неудача, как и на предыдущей Спартакиаде, постигла команду Украины. Вскоре после старта прекратил гонку после аварии экипаж А. и Н. Якуниных, а на втором круге вынуждены были по техническим причинам сойти с трассы А. Хаимский — А. Штурман. Когда закончился первый круг, стало ясно, что лишилась надежд на высокое место и команда Москвы. Кандидаты в мастера спорта В. Кузне-Трасса мотокросса, проложенная в окрестностях Харькова, замысловато петляла по склонам холмов, предлагая гонщикам чуть ли не на каждом метре решать довольно сложные задачи. Здесь было все, на чем испытывается мастерство спортсмена, — крутые виражи и участки типа «стиральная доска», головокружительные подъемы и спуски, трамплины. Трасса прекрасно обозревалась на всем протяжении зрителями, а немногие «мертвые зоны» лишь подогревали их азарт. По традиции гонки открылись заездом женщин, где лидерство сразу же захватила Валентина Коноба. Казалось, ничто не может сдержать мощного порыва многократной чемпионки страны. Но вот буквально у нее на колесе повисла молодая гонщица из Челябинска кандидат в мастера спорта Ольга Плесовских. Так и пришли они на финиш. А во втором заезде и вовсе случилось невероятное: Плесовских уверенно проходит дистанцию и заканчивает ее первой, а Коноба вынуждена довольствоваться третьим местом. У Валентины еще были шансы бороться за золотые награды Спартакиады и чемпионата страны в решающем, третьем заезде, тем более что ее главная соперница где-то на пятом круге сошла с трассы. Однако для Плесовских тут же нашлась достойная замена в лице Майи Гаже из Латвии. Со старта она ушла четвертой, потом была пятой, но к середине дистанции к ней пришло второе дыхание, и одну за другой она стала обходить соперниц. На последнем круге она уже достала лидирующую Конобу и на одном из поворотов обогнала ее. Валентина тут же пыталась восстановить положение, но, видно, погорячилась, упала и на финише была лишь четвертой. Вот так неожиданно для многих чемпионкой стала Ольга Плесовских. Неожиданно, но, думается, не случайно. Программа харьковского финала была весьма насыщенной, а точнее — перегруженной: шесть классов машин, и в каждом по три заезда. Обо всех, конечно, не расскажешь, да, пожалуй, и не стоит. Почему? После заездов женщин, где мы наблюдали острую борьбу молодежи с признанными мастерами, исход каждой гонки можно было предопределить почти безошибочно. Автору могут возразить: но ведь было же блестящее выступление эстонца Ааду Сикка, ставшего победителем среди юношей!4