И в самом деле, заезд, где Сикк после падения переместился на пятнадцатую позицию, а потом все же пришел на финиш первым, был интересен. Но давайте хотя бы бегло просмотрим списки чемпионов и призеров, прочтем имена тех, кто поделил между собой награды у мужчин. Это мастера международного класса Юрий Худяков, Павел Рулев, Владимир Кавинов, Валерий Корнеев, Анатолий Бочков... А разве нам не знакомы Владимир Худяков и Анатолий Овчинников, собравшие самый богатый урожай медалей? Спору нет, приятно, что испытанные мастера мотокросса показывают на протяжении многих лет столь стабильные результаты. Но ведь наши Спартакиады всегда отличало рождение новых имен. А с кем мы познакомились в Харькове? Невольно задумаешься: а не коротка ли скамейка запасных у наших мастеров мотокросса? В командном зачете впечатляет солидный отрыв гонщиков Российской Федерации, занявших первое место, от их давних соперников — коллективов Украины, Ленинграда, Латвии, Эстонии и Белоруссии. В заключение скажем доброе слово в адрес организаторов финала. Отменно работала бригада арбитров (главный судья — Николай Степанов). И, что особенно отрадно, хозяева трассы проявили истинную заботу о зрителях: к району соревнований курсировали специальные автобусы, в отведенных для этого местах бойко торговали буфеты. Продавались программки, по радио давалась подробная информация о ходе гонки. В. СМИРНОВ, спецкор «За рулем» г. ХарьковК 16-му заезду финальной серии стартов лучшую сумму очков набрал Хлыновский. Однако он уже исчерпал свою программу выступлений, тогда как у его главных соперников Кузнецова и Никипелова в запасе еще был выход на дорожку. Чтобы стать чемпионом, Никипелову достаточно было финишировать вторым. С этой задачей он справился и впервые стал чемпионом Советского Союза и Спартакиады. До этого он добился серебряной медали в Тольятти на финале чемпионата СССР и Спартакиады по спидвею. Не часто одному гонщику удается за сезон заработать два таких почетных трофея в разных, хотя и близких видах соревнований. Второе место досталось Григорию Хлыновскому, третье — Виктору Кузнецову. Соревнования превратились в настоящий праздник для любителей мотоспорта Баку. В эти дни участники были самыми популярными и уважаемыми людьми в городе. Стоило гонщикам появиться на улице, как бакинцы стремились пожать им руку, каждому пожелать успеха, приглашали в гости. Недаром, покидая гостеприимную столицу республики, один из эстонских гонщиков сказал: «В Баку я выучил два самых популярных азербайджанских слова — «Салам, азизим!» — «Здравствуй, дорогой!». А. НЕМАЙСКИИ, г. Баку спецкор «За рулем»«ТБИЛИССКОЕ КОЛЬЦО» ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙНа новой трассе завершили спор за спартакиадные награды я за медали чемпионата страны мотоциклисты-кольцевики. Их путь к последним, решающим стартам оказался наиболее долгим. Представители «королевы мотоспорта», как часто называют шоссейно-кольцевые гонки, первый этап провели еще в конце мая на «Неманском кольце» в Каунасе. Оттуда они перебрались в Ригу на известную трассу «Бикерниеки». Здесь состоялся второй этап, который определил основных претендентов на призовые места. Наконец, спустя три месяца, участникам предстояла третья, заключительная встреча — в Тбилиси. Грузинские спортсмены всегда тяготели к скоростным видам соревнований. Но выступать им приходилось в гостях, поскольку своей базы они не имели. И вот долгожданный момент — открытие нового спортивного комплекса ЦК ДОСААФ Грузинской ССР близ промышленного центра республики — города Рустави. Среди сооружений, предназначенных здесь для соревнований автомобилистов и мотоциклистов, впервые опробовалась кольцевая трасса, построенная с учетом современных международных требований. Проверка оказалась самой ответственной — в ходе ее решалась судьба чемпионских титулов. Забегая вперед, отметим, что новая трасса понравилась спортсменам, тренерам и специалистам. Остались довольны гости и пребыванием в Тбилиси — было щедрое кавказское солнце, традиционное гостеприимство. На последний этап с максимальным количеством очков (30 из 30 возможных) прибыли неоднократная чемпионка страны Л. Тулл, А. Смертьев (50 см3), А. Максимец (175 см3) и Л. Тээсалу (250 и 350 см3). Но не теряли надежды на успех их ближайшие преследователи — Л. Кузнецова, 3. Решетника, И. Нестеров и М. Рейнуп. Ведь недаром говорят: пока нет победителя, нет и проигравших. А уж в моторном спорте и подавно — самого опытного гонщика может подвести техника. Л. Тээсалу, А. Максимцу и Л. Тулл достаточно было занять в Тбилиси третье место, чтобы стать недосягаемыми для соперников. Но и третье даром не дается... Однако неожиданностей не произошло — лидеры отстояли свои позиции. Вручены медали победителям, спущен флаг соревнований. Обратимся к некоторым итогам. На старт заключительного этапа вышли по шесть спортсменов в классах3 £0 см3 «А» (гоночные), 250 см3 «А» и восемь в классе 350 см «А». Не маловато ли для первенства страны? Как известно, звание чемпиона СССР присваивается, если в первом этапе выступило не 'менее 10 спортсменов. Это число, хотя ис трудом, набралось в Каунасе. Но по существу лишь четыре-пять человек боролись на «Неманском кольце», остальных для «кворума» тренеры буквально заставляли стартовать, чтобы разыграть медали. Они выступали на машинах, значительно уступавших по скоростным данным мотоциклам лидеров. Олимпийский принцип — важна не только победа, но и само участие — здесь не срабатывает. На Олимпиады заведомые аутсайдеры едут, чтобы поучиться у более опытных спортсменов. В шоссейных мотогонках, не имея конкурентоспособной машины, учиться нечему. Поэтому и тает «кворум» на последующих этапах. Не стоит ли в связи с этим еще раз вернуться к вопросу о том, в каких классах целесообразно разыгрывать звание чемпиона, кого включать в командный зачет? И последнее. Мы уже писали о том, что многие гонщики из республик, где нет кольцевых трасс, приезжают на чемпионат, не накатав дома ни одного километра. Вся их подготовка сводится к участию в трех-, четырехдневном тренировочном сборе, предшествующем соревнованию. С вводом в строй тбилисской трассы здесь, учитывая климатические условия, могут почти круглый год проводить свои учебно-тренировочные сборы спортсмены республик не только Закавказья, но и Средней Азии. Это — верный путь к тому, чтобы наши чемпионаты стали полноправными и по числу участников и по мастерству. г. Тбилиси Г. АФРЕМОВ, почетный судья по спортуФото И. РубенчикаНарядным, праздничным выглядел в этот день мотодром в столице Азербайджана. Это было второе новоселье, пожалуй, одного из крупнейших сооружений в нашей стране для моторных и прикладных видов спорта. Недавно здесь впервые прошли всесоюзные соревнования финала Спартакиады по автомногоборью. Теперь в строй действующих вступила 1040-метровая дорожка, специально предназначенная для трековых мотогонок. Ведь до сих пор эти соревнования проводились на обычных ипподромах, и вот в Баку наконец появился настоящий, а не приспособленный по случаю стартов мотоциклистов длинный трек. Сведения о сооружении, созданном ЦК ДОСААФ Азербайджана, будут неполными, если не сказать, что здесь намечается проводить соревнования по девяти видам — спидвею, авто- и авиамоделизму, мотоболу, автомногоборью, стрельбе, картингу, трековым мотогонкам, а на прилегающей к стадиону трассе — по мотокроссу. Учитывая климатические условия Баку, можно с полным правом утверждать, что спортсмены-досаафовцы получили отличную базу, позволяющую проводить тренировки и соревнования в течение всего года. Но вернемся ко второму новоселью. Открывалась не только новая ипподромная дорожка — впервые посвящались в спартакиадный ранг мотогонки на длинном треке в классе 500 см 3 . В Баку на финальные соревнования прибыло 43 сильнейших спортсмена, представлявшие 11 союзных республик, Москву и Ленинград. Им предстояло пройти через сито отборочных заездов, и лишь 16 лучших попадали в финал и получали право оспаривать награды Спартакиады. Более пяти тысяч зрителей, заполнивших трибуны мотодрома, стали свидетелями острейшей борьбы между мастерами трекового спорта. Большинство специалистов прочило победу опытным В. Смирнову (Ленинград), украинским гонщикам Г. Хлыновскому, А. Миронову, В. Трофимову, новосибирцу В. Кузнецову, успешнее других среди советских спортсменов выступавшему в нынешнем сезоне в отборочных соревнованиях личного чемпионата мира на 1000-метровом треке. И как-то в тени оставался поначалу другой представитель новосибирской школы мотоспорта — Виктор Никипелов. Но именно он оказался главным героем финальных соревнований.