ТАК ДОСТАЮТСЯ «ТРОФЕИ»Советские спортсмены — победители командного чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см 3Помните, к ак начинался спортивный 1979 год? Город Калинин, первый в сезоне чемпионат мира — командный в мотогонках по ледяной дорожке. И блистательная победа сборной СССР. А через месяц пришла радостная весть со знаменитого западногерманского каткав Инцелле. В личном чемпионате мира по зимнему спидвею советские мастера праздновали двойной успех: золотая медаль у Анатолия Бондаренко, серебряная — у Владимира Любича. И вот финиш сезона. Последний мировой чемпионат у мотоциклистов — «Трофей наций». И снова, к акв начале года, команда СССР поднимается на высшую ступеньку пьедестала почета. Замечательное достижение наших мотокроссменог, достойное завершение спортивного года! Об этих соревнованиях, вообще об участии советских кроссменов в командных чемпионатах мира мы попросили рассказать тренера сборной команды Юрия Игнатьевича ТРОФИМЦА, человена, с чьим именем связаны многие наши успехи в мотокроссе, в том числе ив соревнованиях, о которых пойдет речь. Это первая и, не будем скрывать, долгожданная победа советской команды в «Трофее наций». В прошлом году, любители мотоспорта, конечно, помнят, мы стали чемпионами мира в другом командном первенстве — «Кроссе наций» (500 см 3 ). И вот снова праздник на нашей улице. Советские мотогонщ ики шли к нему долгой и трудной дорогой. Сколько раз, казалось, они были близки к цели. Но «Трофей» не выигрывают, а завоевывают. В конце концов они вырвали победу в высочайшем испытании воли и силы духа, умения и настойчивости. Вырвали втаких условиях, к акиеи на мотокроссе встречаются крайне редко. «Кросс наций» и «Трофей наций», несколько лет назад официально возведенные в ранг чемпионатов мира, по традиции завершают международные старты мотокроссменов, подводят итоги сезона. И дело тут не только в сроках. Если в личных чемпионатах, которые ежегодно проходят в трех классах —. 125, 250 и 500 см 3 , сильнейшие гонщики мира рассеиваются в зависимости от того, в каком из них им выгоднее выступать, то в командных собирается весь цвет мирового мотокросса. Это тот случай, когда на трассе можно увидеть всех трех чемпионов и шестерых призеров личных первенств. Надо ли говорить, в какой острой борьбе проходят такие соревнования, к акое значение придают им крупнейшие мотоциклетные фирмы мира икак почетна добытая тут победа. «Кросс наций» (класс 500 см3) состоялся в этом году в Финляндии, недалеко от Хельсинки. Шансов повторить прошлогодний результат, — напомню, мы заняли тогда первое место — у нас здесь, откровенно говоря, почти не было. Дело в том, что лишь Геннадий Моисеев располагал так называемым уникальным мотоциклом, Владимир Кавинов же , Валерий Корнеев и Юрий Худяков выступали на серийных машинах КТМ , да к тому же еще, к ак принято говорить, «сырых», поскольку привезли их прямо после заводской сборки. А трасса — песВ этих условиях все решают мощностные показатели машин. Тягаться с соперниками, стартовавшими на специально подготовленных сверхновых «Сузуки», «Ямаха», «Майко», «Хускварна», вряд ли было реально. В итоге — четвертое место. А победила сборная Бельгии. Второе и третье места заняли соответственно команды Англии и ФРГ. За чертой призеров оказались и шведы — многократные обладатели главного приза, и хорошо выступающие в этом сезоне голландцы, и другие команды, не скрывавшие своих честолюбивых замыслов. Последний шанс советским кроссменам давал «Трофей наций», который разыгрывался через неделю близ шведской столицы. Из 12 команд, прибывших сюда, бесспорным фаворитом считали хозяев трассы, шведов, во главе с чемпионом мира нынешнего года X. Карлквистом и серебряным призером прошлого года Т. Ханссеном. Ф актор родных стен давал им дополнительные преимущества. Но не менее грозно выглядела команда бельгийских звезд (в ее составе — чемпионы мира последних лет), рвавшаяся к золотому дублю. Добавьте к ним очень сильных англичан, гонщиков ФРГ, голландцев и вы поймете, к акую сверхсложную задачу пришлось решать нашим гонщикам. Организаторы применили так называемую систему «Б». Суть ее в том, что все команды участвуют вначале в одном, общем классификационном заезде. По сумме занятых спортсменами мест определяются семь коллективов, которым предоставляется право бороться за приз, а остальным — лишь за места с восьмого и ниже. Такая система предусмотрена на тот случай, когда трасса не подходит для одновременного выступления большого числа гонщиков, и должна, вроде бы, служить целям безопасности. Но сразу же возникает вопрос: зачем выбирать такие неподходящие трассы? В самой своей основе система «Б» антиспортивна, поскольку один классификационный заезд не в состоянии ответить на вопрос «кто есть кто?», и в результате от борьбы за «Трофей» искусственно отсекаются многие команды, способные занять высокое место. События на шведской трассе подтвердили это. В классификационном заезде у наших ребят оказался шестой результат. Хотя он и давал путевку в группу сильнейших (вместе с командами Англии, Швеции, Бельгии Финляндии, Голландии и Дании), но явно не соответствовал возможностям советских гонщиков. И они доказали это. Сыграло свою роль и самолюбие, и откровенный мужской разговор перед соревнованиями. Накануне по просьбе всех участников организаторы стали обильно поливать пыльную трассу. А ночью к ним подключился ливень, превративший ее в сплошное грязное месиво. Тут уже лошадиные силы отошли на второй план, решающим стало техническое мастерство гонщиков, их физическая и специальная выносливость. Старт первого заезда выиграл Кавинов, но вскоре его обошел мощно выступающий в этом сезоне швед Карлквист, который и закончил заезд раньше всех. Владимир финишировал вторым. Моисеев начал гонку седьмым, но все же сумел переместиться на третью позицию. Худяков показал 15-й результат. Я понимаю, что при столь бесстрастном изложении «хроники» заезда читатель не сможет представить себе, что происходило в эти минуты на трассе кросса. Трассе, неприятной уже по своей конфигурации — изломанной, узкой, где для обгона едва-едва найдешь три-четыре места. А тут еще хлещет дождь, и на мотоциклах килограммы грязи, и все вокруг черным-черно. Очки сброшены, лица залеплены комьями земли. Местами, — рассказывали потом ребята, — шли вслепую, ориентируясь только на звуки идущих впереди машин. И все же шли, падали, превозмогая боль, поднимались, снова бросались вперед, догоняли, обходили и шли, шли к победе. В итоге у команд Швеции и СССР в первом заезде получилось по 20 очков (в зачет идут по' три лучших места из четырех). Бельгийцы набрали 25 очков, финны 47, англичане и голландцы зачета не получили, поскольку имели по два схода. Все должно было решиться во втором заезде. Его вновь выиграл Карлквист. У нас — неудача сразу же после старта: попал в завал Кавинов. С сильным ушибом руки он пытался продолжить гонку, но понял, что уже не сумеет помочь своим товарищам, и сошел с трассы. Вскоре такаяже участь постигла шведа Т. Ханссена. У команд СССР и Швеции осталось по три гонщика . Главное теперь — всем дойти до финиша, чтобы обеспечить зачет. Видя, что Карлквист недосягаем и наверняка принесет на финиш драгоценное одно очко, Моисеев делает все, чтобы сократить разрыв. С 10-го места, на котором он оказался после старта, Геннадий переместился на четвертое. Финишировали Карлквист, Моисеев, и счет между командами Швеции и СССР стал 21 : 2 4в пользу скандинавов. Теперь все зависело от результатов оставшихся на трассе — наших В. Корнеева и Ю. Худякова, шведов X. Андерссена и А. Линдфорса. Что творилось в это время, словами передать невозможно. Вся четверка мчалась плотной группой, то и дело меняясь местами. Да и нападались они вволю. И все же выд ержки , настойчивости, мужества у наших ребят оказалось больше: на последнем круге они обошли шведов. Худяков финишировал седьмым, Корнеев — восьмым, Андерссон — девятым и Линдфорс — десятым. А это означало, что у команды СССР стало 39 очков, Швеции — 40. «Трофей наций» завоеван нашими гонщиками! Третье место у голландцев — 58 очков, далее Бельгия — 62, Англия — 83, Финляндия — 84. Среди тех, кто не попал в финальные заезды, первенствовали французские мотоциклисты, опередившие соперников из Норвегии, Италии и Швейцарии. Зрители, остро переживавшие неудачу своей команды, отдали должное нашим спортсменам и тепло чествовали их в торжественный момент восхождения на пьедестал,. Что ж , мы не скрываем радость победы, которая достигнута в престижном 250-кубовом классе и еще больше упрочила авторитет советского мотоспорта на международной арене. Эта победа не просто подвела черту сезона. Она показала силу и возможности нашей школы подготовки кроссменов, которая воспитала больших мастеров и настоящих бойцов, способных и впредь, при наличии современных спортивных машин , успешно штурмовать мировые вершины в мотокроссе. Ю. ТРОФИМЕЦ. заслуженный тренер РСФСР На снимке: сборная команда СССР — победитель «Трофея наций» (слева направо): Ю. Худяков, В. Корнеев, Г. Моисеев, В. Кавинов, Ю. Трофимец (тренер сборной команды).28