<*<#•^В классе было не очень-то уютно. Белые стены, высокий гулкий потолок и металл. Первая шеренга — стенды, вторая — двигатели и отдельные, агрегаты, третья — машины на осмотровых канавах. В стороне, словно командный пункт, — обитый жестью добротный, устойчивый стол. «Трудно вам с ним будет,- — сказал мне Олег Акимович Горяинов, начальник автошколы. — Говорить просто так он не любит, о себе тем более. А голова светлая, руки золотые... Дисциплина, требовательность и душевная теплота к людям... Педагог по призванию». Когда я ближе познакомился с биографией мастера производственного обучения Александра Васильевича Тюркина, а речь шла о нем, понял, к ак складывался характер этого человека, откуда черпались знания, опыт. Да, о себе он рассказывает неохотно. И все жев одной из бесед произнес: «Военная косточка во мне с юных лет имеется... Танковое училище, офицерская служба. Тридцать четыре года армии отдано. И больше все по технической части...» Коллеги Тюркина по автошколе говорят: «Многому у него научились и учимся. Если вдруг и не заладится что-то, он докопается до истины и тут же приведет все в порядок». Одно из определяющих условий его педагогического кредо: подготовить, проверить, научить. Методика же воплощения — гибкая, разносторонняя. Основным условием лучшего преподнесения материала Александр Васильевич считает наглядность. Он постоянно что-нибудь мастерит. Остается после работы, закрывается в классе один, а чаще с группой курсантов, вычерчивает, вытачивает, разрезает, собирает. И прибывает пополнение во вторую шеренгу — какой-нибудь агрегат, который становится «живым», действующим. Вот, к примеру, пусковой подогреватель. Известно, подобраться к нему дело непростое. И чтобы изучение его стало наглядным, мастер установил агрегат на тележке, заставил работать... Коробки передач, редукторы, карбюраторы, другие агрегаты и механизмы в разрезе — дело рук рационализаторов автошколы. Александр Васильевич — в авангарде творческих дел коллектива. А оснащение классов действующими наглядными пособиями здесь проводится планово. Педсоветом.За нашу Советскую Родину!| 1 | | За рулем*|f§|f 12 Ф Декабрь © 1979Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 годаНе менее важным в практической выучке курсантов Александр Васильевич и его коллеги считают умение найти и устранить неисправность, которая может встретиться в пути. Будущий воин-водитель должен быть способен сделать это быстро и точно. Вот и дает мастер каж ­ дый день вводные своим питомцам: «неисправность в проводке», «отказал генератор», «что-то с аккумулятором», «неполадки в тормозной системе»... Сумей определить и ответить, к ак поступить дальше. — Несчастную свечу зажигания, — говорит Тюркин, — каждый из группы за курс обучения откручивает и закручивает раз десять, наверное... А это значит, что учебное наше хозяйство изнашивается, требует постоянного ухода, досмотра, ремонта. А кто, к ак не мы, мастера, за этим должны следить, чтобы к каждому занятию каждый учебный агрегат работал! К приходу очередной учебной группы в хозяйстве Тюркина все готово, будто и не было здесь только что торопливых и неловких, любопытных ребят. Все эти хлопотные и отнюдь не простые заботы по организации учебно-воспитательного процесса в школах ДОСААФ определены в разделе «Мастер производственного обучения» очень коротко: «Своевременно готовить к занятиям учебные места...» За каких-то пятнадцать минут пересменки мастер должен осмотреть агрегаты, механизмы, устранить неполадки. Надо учесть, что техника в его распоряжении не новая. И нормы расхода горючего, масел, ветоши предельно скромны. А у не имеющих опыта курсантов материалов уходит гораздо больше, чем у водителя даже средней квалификации. Не один километр выхаживает мастер с заявками к руководству, к коллегам на автобазах... Ведь при проверке готовности он для себя самый требовательный ревизор, самый педантичный ОТК. — Не по мерке залитое горючее, отсутствие протирочного материала — вполне извинительные пустяки: на нет и суда нет. Но здесь начинается моя расхлябанность, а следовательно, и курсантов, — говорит мастер. И, глядя на его посуровевшее лицо, я невольно вспоминаю о немалом стаже армейской службы Александра Васильевича. Все эти дела могут кому-то показаться нудными. Но надо видеть, с каким удовлетворением оглядывает мастер сверкающий металл, готовый заработать по его номанде. Все это сочетание забот и радостей в том же руководстве названо весьма прозаично: «Постоянно проверять содержание и сохранность учебного оборудования классов для лабораторно-практических занятий...» Я наблюдал за работой Тюркина в классе. Вот он с курсантами колдует над бачком с тормозной жидкостью. Впрочем, колдует не столько он, сколько ребята. Они уже изучили теорию, знают названия жидкостей и теперь прокачивают тормоза. По всем законам давно уже в приспособленную для этого склянку должна пойти чистая жидкость, а идет все еще только воздух... — Откуда же он берется? — спрашивает Александр Васильевич. Собираются у этой злосчастной склянки. Прослеживают всю тормозную систему от нее до бачка. И догадываются: «Мы же кабину подняли! Бачок наклонился, жидкость и отлила от клапана!» Вопрос подтолкнул ребят к исследованию, они сами решили задачу. И это уже не забудется. По терминологии Тюркина, они начали «чувствовать». Иногда мастер производственного обучения оказывается в роли методиста. Один преподаватель приходит к нему за советом, другой — посмотреть на учебную новинку. И начинается сам собой разговор о педагогическом мастерстве... Работник школы, сосед Александра Васильевича, рассказал мне, к ак во время последней переписи населения Тюркина просили вторично заполнить бланк — в графе «специальность» он написал: «Просто мастер». Меня уверяли, что это была шутка . А я все думаю: может, в этих словах Александра Васильевича искреннее уважение к своему делу? А. ЛОСКУТОВ, спецкор «За рулем» Калининградская область, г. СоветскВ помощьДОСААФСуществующие технические средст ва, и в частности всевозможные классь программного обучения, насколько на». известно, рассчитаны на индивидуальный метод. При этом руководитель чаще всего не может ни изменить вопрос, ни вмешаться, ни оценить степень изучения той или иной темы группой в целом. Учитывая эти обстоятельства, наши рационализаторы разработали и изготовили систему приборов, которую назвали тренажером коллективного пользования. Его главное отличие состоит в 'том, что перед всей аудиторией ставится один вопрос, всем учащимся задается одна задача в виде проекции на экран. А отвечает каждый курсант самостоятельно, касаясь нужного контактного вывода на своем пульте и тем самым подсвечивая определенный тиратрон на пульте преподавателя. Схема тренажера (см. рисунок) достаточно проста. Здесь нет трансформатора и кодирующего устройства. Тира-, троны с холодным катодом типа МТХ-90, составляющие основу, весьма надежны и стоят недорого. Другие детали, которых очень немного, также недефицитны. Питание к схеме подается от сети переменного тока напряжением 220 В через выпрямитель, собранный на полупроводниковых диодах VI—V4 типаПросматривая архив отца, я обнаружил, как мне кажется, редкую фотографию. На обороте сохранилась карандашная надпись, сделанная рукой отца: «Снимались 25-го июня 1920. м. Кубличи (Витебск, губ.)». Отец мой, Иванов Георгий Матвеевич, на этой фотографии в центре, у пулемета «Гочкис». Всматриваясь в дорогое лицо, вспомнил я его скупые рассказы о гражданской войне. Служил он в отряде мотоциклистов при корпусе известного красного командира Д. Гая, входившем в состав легендарной 1-й Конной армии. В те дни, когда сделана фотография, боевой подвижный отряд сражался с белополяками. Отец в этих боях был ранен. Во время войны, развязанной белофиннами (1939—1940 гг.), бывалый солдат опять стал в строй: подвозил на автомобиле снаряды для артиллеристов из Ленинграда на Карельский перешеек. А в годы Великой Отечественной защищал Ленинград, был заместителем командира автобатальона на знаменитой