на расположенные посередине дороги в одном уровне с проезжей частью трамвайные пути не создаст помех движению трамваев. Наконец, сделан шаг, чтобы убрать лишние помехи нормальному движению транспортного потока на дорогах вне населенных пунктов. Если водитель по каким-то причинам медленно движущегося транспортного средства замечает, что за ним скопилась вереница машин, а условий для обгона нет, он обязан остановиться на обочине и пропустить их вперед, а затем уже следовать дальше. Такое требование предупредит пробки на дорогах, обгоны в неподходящих, а зачастую просто опасных для этого условиях, ненужную в езде нервозность. Рост автомобильного парка в наших городах заставил подумать не только о новых мерах для обеспечения бесперебойного движения, но ио том, как лучше распорядиться территориями, которые можно отвести под стоянку машин. Теперь в общих случаях на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается не только остановка, как было до сих пор, но и стоянка. Если, разумеется, это происходит в населенных пунктах иу места остановки есть тротуар. Кроме того, среди дополнительных средств информации появился в нескольких разновидностях специальный знак — «Способ постановки транспортного средства на стоянку». Применение его в подходящих для этого случаях позволит использовать для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов и часть тротуаров. Рассчитывают, что это увеличит пропускную способность улиц или емкость стоянок, а может быть, и то и другое вместе. Я говорил до сих пор о тех переменах, которые должны способствовать в конечном счете улучшению условий труда водителя. Но ис него спрос все больше. Остановлюсь только на одном вопросе — о более строгих требованиях к его действиям при выполнении поворота или разворота. Что и говорить, в этих ситуациях возникает еще немало конфликтов, немало споров по поводу того, кто пользуется преимуществом, а кто должен уступить дорогу. Хотя вопрос совершенно ясен: помеху движению создает маневрирующий, стало быть, он. и должен позаботиться о том, чтобы его действия не угрожали безопасности, не препятствовали продолжающим движение в прямом направлении. Чтобы не было никаких недомолвок, Правила обязали поворачивающих или разворачивающихся на перекрестках и участках дорог между ними пропускать не только водителей, движущихся навстречу, но и завершающих обгон в попутном направлении. Такое требование еще раз, как видите, призывает за рулем смотреть, что называется, в оба и проявлять при маневрах максимальную осторожность. Этой мыслью мне и хочется закончить рассказ, повторяю, очень общий, о Правилах дорожного движения образца 1980 года. Да, многое делается для того, чтобы создать все условия или, во всяком случае, наиболее благоприятные для безопасного дорожного движения. Хочу напомнить еще раз о том, что реализует эти условия прежде всего сам водитель, и от его дисциплинированности, точного исполнения обязанностей, ответственности решающим образом зависит конечный результат.СИБИРЬ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОКТрасса века, как называют строящуюся Байкало-Амурскую магистраль, пролегает точно по середине нашего района. Из Амурской области она тянется н Ургалу, спускается вниз до ДуссеАлиня и Могды, затем поднимается вверх, к поселкам Березовый, Дуки, Болен и опускается к Комсомольску-наАмуре. Участок БАМа, идущий гю территории нашего района, пожалуй, один из самых тяжелых для строителей. Хребты Турана, Буреинский, Баджальский, многочисленные и неспокойные реки и речушки — Бурея, Турюн, Ургал, Солони, коварная Амгунь, через которые проложены и прокладываются рельсы, мосты, путепроводы, требуют от строителей мужества, знаний, смекалки и, конечно, умения управлять техникой. А техники здесь великое множество — большегрузные автомобили, тягачи, тракторы, бульдозеры... В большинствеНА БАМЕна стройку прибывают уже обученные специалисты. Среди них немало выпускников досаафовских автошкол, курсов, недавних солдат, сержантов. Однако специалистов все равно Не хватает. И тут строителям ощутимую помощь оказывает наша районная организация ДОСААФ. Вспоминаю, как около четырех лет назад в поселке Ургал, где расположился строительно-монтажный поезд «Укрстроя», мы встретились с его руководителями и завели речь о создании первичной досаафовской организации. Вскоре она оформилась. Возглавил ее бывший воин, инженер, начальник участка механизации Анатолий Алексеевич Овчарук, оказавшийся большим энтузиастом оборонно-массовой работы. Среди строителей он быстро нашел соратников в этом деле, активистов. Спустя некоторое время в Ургале заработали курсы по подготовке водите-Н 110-й годовщине со дня рождения В. И. ЛенинаРедактор уездной клинцовской газеты не скрывал своего волнения: молодой сотрудник Женя Соколов привез потрясающую новость для ленинского номера, который готовился к первой годовщине со дня смерти вождя. Оказалось, что неподалеку от Клинцов в деревне Николаевке живет крестьянинбедняк, демобилизованный красноармеец Тарас Гороховик, который говорит, что работал шофером на центральной автомобильной базе при Смольном, не раз слышал Ленина на митингах и даже участвовал в спасении Владимира Ильича, когда в него стреляли. По словам Соколова, дело было так. Гороховик в то время водил автомобиль видного партийного и военного работника, стоявшего у истоков формирования Красной Армии, товарища Н. И. Подвойского. 31 декабря 1917 года Подвойский распорядился подать машину к Смольному. В него, а это был закрытый «Делоне-белльвиль», сели Владимир Ильич, его сестра Мария Ильинична и Подвойский, и все отправились в Михайловский манеж, где были назначены проводы на фронт первого красного батальона, сформированного из выборгских рабочих-добровольцев. На проводах с горячей речью выступил Ленин. Когда митинг закончился, Подвойский приказал Гороховику отвезти Владимира Ильича, его сестру и еще одного пассажира туда, куда скажет Ленин. Когда все уселись в машину, Ильич предложил: — Пожалуйста, поедем в Смольный... О том, что после этого произошло, подробно рассказывал позже уже сам Тарас Митрофанович. «Я пустил машину быстрым ходом. Ночь была туманная и темная. Выехали на мост через Фонтанку и вдруг «тра-ах-тах-тах-тах!» Мимо автомобиля прожужжал рой пуль. Автомобильное стекло передо мной зазвенело, брызнуло осколками в лицо.ШОФЕР•Это на Ильича...» — мелькнула у меня мысль. Мороз пробежал по спине. Волосы шапку подняли... «Подальше, скорее отсюда его...» Нажимаю на все •газы». Машина летит птицей. Миновали темные переулки, выбрались туда, где посветлее. На улицах лежали неубранные кучи снега. Туман мешает рассмотреть их. В одну такую кучу врезалась машина. Я слез, открыл автомобиль и спрашиваю: — Все живы? Слышу голос Владимира Ильича: — А вас, товарищ, не задело? У нас все в порядке. Скорее поезжайте в Смольный! Я освободил машину из снежного плена и на полной скорости повел ее к светящемуся огнями Смольному. И только там узнал, что одна пуля задела руку нашего пассажира*, сидевшего рядом с Ильичей. При осмотре автомобиля обнаружилось, что кузов был в нескольких местах просверлен пулями. Одна из них застряла в кронштейне. Воспоминание об этом случае наполняет меня радостью и гордостью, что в опасную минуту я не растерялся и, может быть, тем самым помог спастись товарищу Ленину...» Все услышанное и записанное со слов Гороховика представляло для клинцовской газеты, и не только для нее, немалый интерес и, естественно, требовало* Это был швейцарский революционный деятель Фриц Платтен, организатор исторического переезда В. И. Ленина из Швейцарии через воюющую Германию в Россию весной 1917 года. Владимир Ильич пригласил зарубежного друга на митинг в Михайловском манеже. В машине они сидели рядом, когда пуля, пробив кузов и пролетев близко от Ленина, ранила Платтена в руку. В этот момент Платтен успел пригнуть голову Ленина. Подробно об этом рассказано в моей повести «Платтен — известный и неизвестный» — А, Д.2