НА ДОРОГЕАВТО ПОЕЗДКогда мимо нас мощно проносится затянутая брезентом сигара автомобиля с полуприцепом, осуществляющего международные с перевозки, или, натужно подъем тягач урча, штурмует длинный с почтительностью сти такой «состав» прицепами, груженными зерном, мы и уважением проводалеко не просто. значит он и впрямь становятся не вдруг. ж аем их глазами. Каждому понятно: веЕсли уж доверена шоферу эта честь и ответственность — Но мастерами Учатся на мастер высокого класса. собственных самого ошибках, на первого дня,Само собой разумеется, что управлять автопоездом может не каждый водитель. Это по плечу лишь человеку собранному, дисциплинированному, обладающему определенным опытом, одним словом, настоящему мастеру. Наши шоферы — герои, те кто принес славу этой почетной профессии, неизменно отличались любовью к механизмам, находчивостью, изобретательностью, отличным знанием техники, умением находить выход из самых трудн ых положений, способностью сохранить автомобиль во всех передрягах и доставить грузк месту назначения невзирая ни на что. Вот таким видится мне водитель, который может сесть за руль автопоезда. Еще об одном человеческом качестве хотелось бы сказать непременно: об уважительном отношении к тем, к то работает рядом, на дороге. Что греха таить, нередко даже на столичных улицах можно видеть, к ак водитель КрАЗа без зазрения совести вытесняет на тротуар крошку «Запорожца», руководствуясь единственным правилом «прав тот, в ком больше железа». За время долгой работы на испытаниях — а я водил разные машины по Памиру и пескам Каракумов, по дорогам Урала и Сибири, по трассе БАМа — приходилось не раз видеть примеры подлинной самоотверженности водителей. Особенно сильны шоферским братством водители Амуро-Якутской магистрали, северо-восточных трасс. Водителю автопоезда нужны , конечно, и специальные знания инавыки . Общие положения, относящиеся к автопоездам, должен хорошо помнить каж ­ дый водитель. И, даже рискуя показаться навязчивым, я все-таки о главных из них хочу здесь напомнить. Автопоезд — это автомобиль (обычный или специальный тягач) с одним или несколькими прицепами. К специальному тягачу первым присоединяется (прицепляется) полуприцеп. Присоединение — тягово-сцепное или опорносцепное устройство и общие с автомобилем тормозная и осветительная системы. Прицепы и полуприцепы могут иметь ведущие (активные) оси с приводом (механическим, электрическим, гидравлическим) от силового агрегата автомобиля. В соответствии с действующими Правилами дорожного движения длина автопоезда с одним прицепом (полуприцепом) не должна превышать 20 метров, а с двумя или более прицепами — 24 метра. Груз не должен выступать за заднюю точку габарита больше чем на 2 метра. В случае превышения этих габаритных размеров, а также размеров по высоте и ширине необходимо получить разрешение Госавтоинспекции, а если на маршруте движения есть железнодорожные переезды, то еще и разрешение начальника дистанции пути железной дороги. Как видите, автопоезд — сложное транспортное средство, и сложность эта проявляется уже с ПОДГОТОВКИ К РЕЙСУ. Кроме проведения обычных регламентных работ с автомобилем-тягачом и прицепом, следует тщательно проверить состояние сцепного устройства: крепление седла к раме, износ губок сцепного устройства или крюка , работу запирающего механизма; на полуприцепе — осмотреть шкворень, его крепление к опорной плите. После сцепки автопоезда надо зашплинтовать замок буксирного устройства (только шплинтом, гвоздь или проволока не годятся!); убедиться, что запирающий механизм седельного устройства надежно закрылся. Если прицеп не имеет автоматического тормоза — н ужно присоединить дублирующее (страховочное) сцепное устройство. Обычно это трос или цепь. В случае обрыва основной сцепки страховочная поможет избежать аварии. Затем следует подсоединить магистраль тормозов и электропроводку прицепа, убедиться в их работоспособности. Окончательная проверка всех систем — пробное «протягивание» автопоезда на 20—30 метров. После того как водитель убедился в полной исправности всех систем, можно начать ДВИЖЕНИЕ. Особенности управления сказываются уже на этом, начальном этапе. Вес иразмеры поезда существенно больше, чем одиночного автомобиля. Поэтому трогаться нужно более плавно, без рывков, непременно с первой передачи. Разгон при переключении передач растягивается во времени, поскольку поезд медленнее набирает скорость и быстрее ее теряет. В процессе движения чаще приходится пользоваться третьей и второй передачами. Потерю динамичности водитель автопоезда ощущает очень остро. На обычных автомобилях, используемых в качестве тягачей, это выражается в том, что водителю часто «не хватает передач». На современных автомобилях семейства КамАЗ, на ЗИЛах моделей «133ГЯ» и «133ВЯ» этот недостаток устранен. У них в коробке ставится так называемый делитель передач, позволяющий увеличить их количество вдвое. При включенном делителе (управление им выведено на основной рычаг переключения) передаточное число изменяется на половину основного. И это позволяет поддерживать сравнительно высокие скорости. Особенно заметны выгоды, которые дает делитель, в горах и на сильно пересеченной местности. Пользование им требует определенных навыков. Они приходят довольно быстро. МАНЕВРЕННОСТЬ у автопоезда значительно хуже , чем у одиночного автомобиля. Особенно это становится заметным при прохождении поворотов, где из-за большой длины поезда все его колеса идут по самостоятельным траекториям. п рицеп смещается к центру поворота тем больше, чем дальше он от автомобиля. И это нужно учитывать, чтобы не заехать на тротуар, не уйти за пределы дорожного полотна. Скорость движения на поворотах следует снижатьи проходить их плавно, без рывковирезких отклонений от курса — опять-таки из-за большой массы (и инерции!) прицепа, высокого положения его центра тяжести . Особенно коварно ведут себя полуприцепы, соединенные с автомобилем только седлом. Помнится, свою работу водителяиспытателя я начал именно с того, что на повороте уложил набок полуприцеп, у пустив из виду, что автомобиль, выйдя из правого поворота, тут же вошел в левый. Полуприцеп «размахнулся» в одну сторону, затем вдругую — и опронинулся. Водитель не должен забывать ио том, что даже при движении по прямой прицеп постоянно «рыщет», отклоняется в стороны от основной траектории тягача. Причин тому много. Это и неровности дороги, и порывы ветра, и малейшие движения рулем, и действия педалями «газа» и тормоза. В связи с этим возн икают реальные опасности при обгонах, встречных разъездах. И тут , кроме естественного совета соблюдать особую осторожность, можно порекомендовать опять-таки прежнее: вести автомобиль как можно более плавно. ТОРМОЖЕНИЕ автопоезда — задача снесколькими неизвестными, и о нем приходится говорить особо. Но прежде чем перейти к этому, хочу вкратце остановиться на конструкции тормозн ых устройств. Существуют три основные, п ринципи ­ ально различные схемы работы тормозов на прицепах: гидравлическая, пневматическая и пневмогидравлическая. В первом случае прицеп имеет собственн ую тормозную систему с гидравлическим приводом. Включаются в работу тормоза специальным механизмом, вмонтированным в сцепное устройство. Во втором — тормоза с воздушным (пневматическим) приводом работают от тормозной системы тягача, то есть используют запас воздуха, находящийся в ресивере автомобиля. Понятно, что прицеп в этом случае соединен с тягачом воздушным шлангом. Далее — третья система сочетает качества двух предыдущих: привод тормозов прицепа гидравлический, а управление им — пневматическое, от системы тягача. Наконец, на прицепах для автомобилей КамАЗ и полуприцепах одесского завода ОдАЗ—9370 и ОдАЗ —9770 применена двухпроводная пневматическая система тормозов, в которой на прицепе имеется собственный запас воздуха, пополняемый впути от тягача. Системы с пневмоприводом хороши тем, что при обрыве буксирного устройства (или отсоединении тягача) прицеп автоматически затормаживает. Но есть у тормозов с воздушным приводом иопыте других водителей. Учатся годами, начиная с того когда садятся в кабину автопоезда. Статья старейшего водителя-испытателя автозавода имени ки которого прошли Лихачева Владиедва ли не все направмира Николаевича Варганова, через ругрузовики этого предприятия, чения. Полагаем, она будетлена на то, чтобы сократить время обуинтересна и полезна водителям всех категорий. Мы адресуем ее и тем, кто еще готовится лах и стать водителем, хотя в шкоспортивно-технических не проходят курса клубах управлеДОСААФния автопоездом и первые шаги на шоферском поприще делают, конечно, за рулем одиночного водить автомобиля. Но ведь рано или поздно достанется многим из нихавтопоезд то ли вармии, то ли на хлебных трассах, то ли на строительстве. И таких мастеров вождения с каждым годом нужно все больше, ибо массовое применение автопоездов — изводительности труда заданий. С каждым годом растут перевозки грузов автопоездами. Прогрессивный метод позволяет одному водителю доставлять вдвое, втрое больше грузов, чем это допустимо технической характеристикой одиночного автомобиля. В некоторых же случаях, например при доставке крупногабаритных сооружений, такой вид транспортировки является единственно возможным. важнейшее средство существенного повышения прона транспорте, выполнения и перевыполнения плановых6