ПО ТУ СТОРОНУКак уже знают читатели «За рулем», в прошлом году Международная мотоциклетная федерация праздновала свое 75-летие. Но не только юбилейными торжествами был отмечен этот год. Ровно половину его шла «война» между ФИМ и спортсменами, выступающими в чемпионате мира по кольцевым мотогонкам. Конфликт начался 1 июля в бельгийском курортном местечке Спа. Очередной этап, который должен здесь был проходить на кольце «Франкоршан», фактически не состоялся: все ведущие гонщики в классах одиночных машин дружно отказались стартовать, так как, по их мнению, новая, короткая трасса не отвечает требованиям безопасности. Организаторы бельгийского этапа начали готовить ее еще летом 1978 года. И, видимо, экономя средства, остановили выбор на негодном гудронированном щебеночном покрытии. Перед соревнованиями гонщики опробовали кольцо, но, пройдя всего несколько кругов, верну лись в закрытый парк. Мнение чемпиона, мира в классе 500 смз американца К. Р бертса и его основных конкурен итальянца В. Феррари, англич, ~ Б. Шина, других спортсменов были е, нодушным: такая трасса небезопасна Здесь следует сделать небольшое наступление. Конфликты, подобные тому, который случился в Спа, лт^'а международном автомотоспорта#''не !_редкостй Можно привести немале примерив;. ког% да отказывались выходить на старт ав § тогонщики в формулу I, мотокроссмены. | Причина всегда одна-и та же — трассы не соответствуют;»'требованиям 'безопасности. В мире капитализма профессно нальный спорт сталг^авно одной из^сфрр бизнеса. Устроители соревнований* а они являются,-как правило, представителями, фирм, президентами и владельцами-ваа* личных ^клубов, стремится приклечь зрителя щекочущим нервы сгабртивг^ представлением. Завочды с каждым J ^ S OM повышают мощности дви_атед.ей, j#_c и скорости на еоревнованияжТа)И ки стали делом рисковандамй " HI из их участников, получай гонорар: а\этом'''скандальная история, разыфирм, расплатились са*той ^дорого ,. вщаяся в Бельгии, не закончилась. ной — собственной жизнью ! Навбовот, бунт звезд вспыхнул с новой Конечно, устроителям ^ЛёрЩало бъ% сдаойдао время следующего этапа Гран вкладывать необходимые ^среДства .яри jjr Карлскоге (Швеция). Во всяком трассы, применяя современные мёт^ы для слкЯае, в отличие от многих предыдущих повышения их безопасности. Но делается выступлений в защиту своих прав, на это далеко не всегда. К чему еще расхолйтот раз гонщики, кажется, по-настояды, когда зрители буквально валом _!а:$ят проявили решимость на гонки «профи»? Что касается спо|Дс- е ,. -? щему. сплотились и По прибытии на меменов, то к их.требованиямиприслуЦти»' бороться до конца.они устроили сто соревнований прессваться не обязательно. Ведь, Для боссов конференцию под председательством от спорта главное —^хорошо"•заработать. Бэрри Шина. На ней присутствовали все Тем более что, . если и возникнет./конлидеры шоссейно-кольцевых гонок, кофликт, то, как показывает опыт, на стоторые обсуждали последствия бельгийроне организаторов; ' и нь ^ и словами, на ского этапа, дальнейшие действия страже их финансовых интересов, почспортсменов в их конфликте с ФИМ, ти всегда оказываются': ; функционеры а также вопросы, связанные с состоямеждународных 'федерадий — в больнием трасс и быстро растущими расходашинстве своем те жда представители ми по участию в соревнованиях. Было фирм, владельцы ^клубов. Не случайно принято решение сообщить президенту гонщики в борьбе' за етои интересы, заФИМ Николасу Родил дель Балле о том, конное пр.аво-меныпе^исковать жизнью что ни один из гонщиков не собирается все чаще Объединяются в профсоюзы. платить штраф, наложенный Федерацией. Кроме того, участники чемпионата мира Но верней'ся в Спа ик событиям, пронаправили письма организаторам шведисшедшим после бельгийского этапа. ского этапа Гран при с требованием За день до соревнований, перед обязаулучшить состояние трассы и организательной тренировкой организаторам готорам финского этапа с просьбой опланок была подана петиция, подписанная тить все дорожные расходы гонщиков, всеми ведущими спортсменами. Ее отклосвязанные с их участием здесь в соревнили. Участники же стояли на своем: нованиях будущего года. трасса очень скользкая и опасная, поэтому не может быть речи о розыгрыше Когда этот материал готовился к печаГран при. Однако, идя навстречу зритети, стало известно, что ФИМ на своем лям и организаторам (ожидался огромосеннем конгрессе, где праздновалось ный кассовый сбор), спортсмены пред75-летие Федерации, вынуждена была, ложили компромиссное решение — проучитывая торжественность момента, провести гонки, но без зачета очков в чемстить «бунтовщиков» и отменить все рапионате мира. Оно тоже не было принянее принятые к ним санкции. Трудно то. Более того, организаторы пригрозили сказать, закончилась ли на этом «война» участникам, что в случае отказа от вымежду звездами профессионального мотоступления у них отберут лицензии. Но и спорта, с одной стороны, и руководством эта угроза не поколебала их решимости. ФИМ и организаторами этапов Гран при, В субботу вечером была организована с другой. Скорее, речь идет о перемирии. пресс-конференция, на которой Роберте Ведь почва для будущих конфликтов заявил, что решение проводить соревноосталась. Там, где затрагиваются финанвания является неверным, так как трасса совые интересы спортивных дельцов, не готова для этого. Шин добавил: «Если вряд ли можно рассчитывать на здравый они хотят, пусть отберут у меня лиценсмысл и заботу о безопасности участнизию. Не они сидят на моем мотоцикле. ков соревнований. Точно так же я отказался бы выступать Ю. ГУЛИН на следующих этапах в Швеции и Финляндии, если бы счел трассы опасными для гонок». В итоге все сильнейшие не вышли на старт. Кара последовала незамедлительно. Под давлением влиятельного бельгийского мотоспортивного союза ФИМ на своем заседании приняла решение о дисквалификации лидеров Гран при в классе 500 смЗ. Причем Робертса и Феррари на неопределенный срок. Их обвинили в подстрекательстве к бойкоту, и, по мнению боссов ФИМ, они должны были за это расплачиваться. Официальное решение гласило: «Мы подтверждаем немедленную дисквалификацию К. Робертса и В. Феррари. Санкции будут также приняты в отношении других гонщиков, которые не выполнили своих обязанностей». Это решение вызвало бурную волну протеста и возмущения и оживленно обсуждалось в международной спортивной прессе. В результате после долгих; и жарких дебатов ФИМ была'вынуждена пойти на некоторые уступки. В официальном документе секретариата, разосланном всем национальным федерациям, говорилось об отмене pafiee принятого решения в отношении Робертса й\Феррарй. и о новых санкциях против них ,и остальных «виновных» гонщийрв. с Феррари и'Робертса бь!ла снята •дисквалификация; но, как сообщалось в\новом решении• ФИМ, «в Случае повторного нарушения до конца ,^я_979 гбда они будут дисквалифицирован ы . я а 1;ед». Кроме того, их оштрафовали на 500(Гшвейцарскйх ( франков каждого. Остальные. 90 гонщиков были оштрафованы, каждый на 5Q0' франков. Справедливости, ради нужно отметить, ,„;то некоторые деятелйч ФИМ и национальных федераций'усомнились в правомерности принятых санкций. Что касается\ Феррари 1^Шина, то они отказал ись ! плавить ^ * ш траф . Последний на страницах самого' популярного еженедел%ного fанглийского издания-'.,.для мотолюбителёви «Mofo-Сайкл-Ньюс» ' ?(он ведет здесьин к<Л£онк,у под названием *§эРШ_в_Шшццетч для МСН») ааявил; участвовать или не. участвогА^ке зависит только . о т нас, а ФИМ или %ого-нибудь другого, Kyj^MfsstapTJi поставлена наша иного гжения „придерживается влиятельной в руководстве ФИМ иец Р.УгБрюнель, президент ФЦМ пО '•-триалам и мотороссу. Он просто-напросто заявил: «гонщики должны бьжь готоЬы к выступлению нДдаЛвЗЪыхутрассах, независимо от 1ер£;г6янияа»!^1ЭКЗАМЕН НА ДОМУ*УЗадачи даны в соответствии с новым текстом Правил дорожного движения, который был опубликован в декабрьском номере «За рулем» за 1979 год и вводится с1 июня 1980 года. Ответы на задачи, помещенные на стр. 24. Правильные ответы 10, 13, 16, 17, 22,24. 2, 4, 6, 8,I. Показанный на рисунке дорожный знак называется «Ограничение минимальной дистанции». Водителям ' запрещено, следовательно, двигаться один от другого на расстоянии меньшем чем то, что указано на знаке (пункт 4.3.1, 3.16). II. Водитель находится перед выездом на дорогу с односторонним движением. Навстречу общему потоку транспортных средств здесь могут двигаться по специально выделенной полосе лишь маршрутные транспортные средства общего пользования. Кроме того, на перекрестках с дорогами одностороннего движения развороты запрещаются (пункт 4.5.1, 5.10.1 и пункт 11.7). III. Как явствует из рисунка, ни одно из возможных направлений движения дорожными знаками на перекрестке не запрещено. При включенной стрелке, разрешающей поворот налево, водитель может сделать и разворот (пункт 6.5). IV. Обгон на этом участке дороги возможен ис выездом на полосу встречного движения. Двойную линию разметки, состоящую из сплошной и прерывистой, со стороны последней пересекать разрешается при любых маневрах, а со стороны сплошной — лишь при завершении обгона (пункт 5.3.3). V. При повороте налево вне перекрестка водитель обязан пропустить не только встречные, но и попутные транспортные средства, завершающие обгон (пункт 11.6). VI. В показанной обстановке мотоциклист может двигаться одновременно с водителем легкового автомобиля. Хотя справа от него находится автобус, но поскольку он не вынуждает его водителя тормозить или менять курс, то может и не ожидать, пока тот проедет перекресток (пункт VII. Водители транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак ограничения скорости (в данном случае из-за недостаточного стажа), не имеют права двигаться быстрее указанного лимита, даже на тех участках дорог, где соответствующим знаком разрешенная скорость повышена (пункт 9.5). VIII. Если на дороге одностороннего движения тротуар есть и слева, то здесь разрешены н остановка и стоянка (пункт 13.5). IX. При любом способе буксировки скорость не должна превышать 50 км/ч (пункт 22.1). X. Чтобы те, кто будет оказывать помощь, могли при необходимости быстро воспользоваться аптечкой или огнетушителем, они должны находиться в местах, где их легко увидеть и достать. Багажник для этого, конечно, не подходит (пункт 27.2.44).