ТРИ ТОЧКИ ОПОРЫэтого следует все же иметь в виду, что часто решающее значение имеет даже не количественный показатель, а степень подготовки механиков, согласованность их действий. Сегодня уровень организации сборных команд и обслуживающего персонала поднялся на значительно более высокую ступень, чем это было несколько лет назад, и слаженная работа всего . коллектива гонщиков, механиков, тренеров в ряде случаев позволяет компенсировать некоторое отставание в других компонентах, обеспечивающих успех. Примером может служить наша сборная по -картингу, получившая благодаря слаженности преимущество перед главным претендентом на победу в командном зачете — командой ЧССР. Соперники располагали примерно равными с нашими по мощности моторами 43-551, таким же ассортиментом шин и близкими по техническим возможностям шасси. Мастерство гонщиков также в общем на одном уровне. И в этих условиях на чаше весов перевесило то, что в советской сборной замена и регулировка двигателей, перестановка колес в пяти перерывах между заездами, организация дозаправки, контроль за деталями исключили любые случайности и способствовали повышению надежности машин. Очень это серьезное дело — тренированность механиков. Ремонт машин, замена колес, заправка между заездами, перед спецучастками, в ходе гонки должны занимать считанные секунды. Время, затраченное на перестановку колес с «сухими» и «дождевыми» шинами, может решить судьбу гонки, как было в 1978 году на соревнованиях кольцевиков в Торуни (ПНР). Опыт показывает, как много значит натренированность бригады механиков и на ралли, и в картинге, и в кольцевых гонках. Подготовка их к работе в условиях соревнований, включающая раскладку оборудования и инструменОкончание. Начало — на стр. 8 та, специальные упражнения, хронометраж, стала насущной необходимостью. И этой работе тренеры должны уделять не меньшее внимание, чем тренировке спортсменов. На сервисной бригаде лежит и транспортировка техники. Уже уходят в прошлое перегоны раллийных автомобилей своим ходом к месту соревнований. Раллисты и кольцевики теперь начинают перевозить свои машины на специально оборудованных «двухэтажных» полуприцепах. Это сберегает не только технику, но и физические силы спортсменов. Правда, не всегда даже хорошо организованное взаимодействие в команде дает полную гарантию успеха, например в случаях, когда из-за плотного календаря соревнований нет возможности прибегнуть к услугам «базы». Так, второй и третий этапы кольцевых гонок на Кубок дружбы проходили в ГДР и ЧССР с перерывом всего в неделю. И если хозяева трасс имели возможность в домашних условиях проверить, восстановить, отрегулировать свои машины, то наши гонщики могли рассчитывать только на возможности «полевых» условий, что и сказалось на итоговых результатах. Но это исключение лишь подтверждает правило: организованность команды — важное поле спортивной деятельности, которое мы еще только начали осваивать, и, надо сказать, успешно. Спортивный сезон позади, и теперь самое время оглянуться, без спешки проанализировать слагаемые успехов и неудач. Такой анализ сыграет конструктивную роль, если в нём примут участие все заинтересованные стороны — Федерация автомобильного спорта, ЦАМК, организации, готовив- * шие машины для сборной, сами тренеры, гонщики, механики. В этом видится и цель настоящих заметок. Л. ШУГУРОВ, член Президиума ФАС СССРРис. 2. Регулировна зазоров при помощи модернизированного ключа.приема, ибо после затягивания контргайки нужно, отложив ключ, взять щуп, проверить зазор и, если он не соответствует норме, повторить регулировку. Работать таким инструментом неудобно. Гораздо совершеннее ключ, работающий по такому же принципу, но несколько иначе сделанный. Конструкция его ясна из рис. 1. Размеры на рисунке не проставлены намеренно. Они зависят от применяемых материалов и величины ладони автомобилиста, изготавливающего ключ для себя. Можно использовать нижнюю часть трубки с шестигранником «на 14» от ключа ясиноватского завода. Как вариант пригодна и отдельная головка торцового ключа, к которой можно приварить трубку. Тех, кто будет делать ключ самостоятельно, хотим предупредить: его рабочая часть должна иметь твердость HRc 40—45 единиц. Регулировка при помощи такого инструмента (рис. 2) проста и занимает мало времени. Контргайку отворачивают ключом с длинной рукояткой, а регулировочным винтом через стержень с пазом и фигурной ручкой управляет большой палец той же руки. Для удобства фигурная ручка должна быть возможно большего диаметра. Работать сборным ключом несложно. В свободный зазор при отпущенной контргайке вставляем щуп. Затягивая контргайку, замечаем, как меняется усилие на слегка перемещающемся щупе, и тут же корректируем положение регулировочного винта. На «Москвиче—2140» есть возможность отрегулировать зазоры в приводе клапанов, не демонтируя воздушный фильтр. Но при этом его корпус мешает работать, и особенно затруднительным становится отсоединение вакуумной трубки от карбюратора. Так что фильтр лучше снимать. Несколько слов о подготовительной работе. Снимая крышку клапанного механизма, можно повредить расположенную под ней прокладку. Как правило, одна часть ее сильнее прилипает к крышке, а другая — к головке, и при резком подъеме крышки прокладка рвется. Чтобы избежать этого, немного приподнимите крышку и обойдите ее рукой по периметру, отделяя прокладку от крышки пальцем.СЕРЕБРЯНАЯ ЛАДЬЯЧто такое «Серебряная ладья»? Любой житель Тольятти ответит, что это название самых популярных в городе автомобильных соревнований, которые собирают до 80 тысяч зрителей. Это еще и большой спортивный праздник, потому что состязания проводятся в День машиностроителя. Год от года трасса соревнований модернизировалась. В последнем варианте она представляет собой плоскую замкнутую кривую длиной немного меньше километра, с .плотным грунтовым покрытием и шириной, позволяющей обгонять на любом участке. Старты даются по специальной таблице, рассчитанной для 25 спортсменов, которые в тридцати заездах встречаются каждый с каждым один раз. Одновременно на трассе находится пять машин. Протяженность заезда — четыре круга. Автомобили участников подготовлены по группе А-2. «Серебряная ладья» — соревнование сложное, динамичное, требующее пре- , дельного напряжения сил и большого мастерства. На последних гонках почти все заезды проходили в остром соперничестве, малейшая ошибка лишала даже лидера шансов на успех. По мере приближения к финалу накал борьбы возрастал. Нагрузка увеличилась и на механиков, умудрявшихся за считанные минуты между заездами менять на спортивных автомобилях шины, коробки передач, сцепления, на судейскую бригаду, которой отлично дирижировал судья всесоюзной категории москвич В. Андрианов. Самых добрых слов заслуживают и организаторы. Все решил последний заезд. Обидная тактическая ошибка В. Сажина, который провел всю гонку безупречно грамотно, передвинула его на третье место. Второе занял В. Васильев. А победил неоднократный призер этих соревнований мастер спорта Ювеналий Крюков. В командном зачете первое место у спортсменов сборочно-кузовного производства.О.БОГДАНОВ г. Тольятти Фото Ю. Лисовца30