Прибалтийские республики — один из самых насыщенных автомототехникой регионов нашей страны. По тому хотя бы, как любят в Прибалтике моторные виды спорта, можно судить о популярности автомобиля и мотоцикла у населения. Недаром самые известные трассы для кольцевых гонок находятся в Таллине, Риге и Каунасе. Очевидно, сказываются экономические и социальные особенности, присущие Эстонии, Латвии и Литве: развитие отраслей, связанных с морем, которые, как и сельское хозяйство, здесь богаты моторной техникой, небольшие, достаточно плотно заселенные территории, близость и взаимное влияние города и села, развитые внутри- и межреспубликанские транспортные связи. Чаще, чем в других республиках, у нас можно встретить, скажем, современную городскую архитектуру в небольших районных центрах. Во многом одинаково материально-техническое снабжение населения города и села. А зачастую богатые колхозы, поставившие свое хозяйство на индустриальную основу, задают тон ив социальном развитии. Примером может служить рыболовецкий колхоз имени С. М. Кирова на берегу Финского залива, севернее Таллина: многоэтажные дома, заполненные автомобилями стоянки, современное здание колхозной авторемонтной мастерской. Без учета реальных жизненных условий нельзя правильно поставить ни одно дело. Об этом помним и мы, специалисты технического обслуживания в Эстонии, и такой же подход наблюдаем у соседей, с которыми поддерживаем постоянные контакты, строим совместные планы. Известно, что удельный вес услуг, связанных с ремонтом мотоциклов, мал по сравнению с тем, чего требуют автомобили. Но и развитие мотосервиса также может найти хорошую поддержку у населения, если его направить по верному пути. Такой вариант нашли наши латвийские коллеги. Специализированную станцию по обслуживанию и ремонту мотоциклов они построили в районном центре. И в результате, как говорят, убили двух зайцев. Прежде всего, довольны сельские жители — основные владельцы мотоциклов, и, как следствие, всегда с прибылью работает станция, загруженная почти круглый год. Положительный опыт есть ив Литве. Там служба автосервиса уже построила совместно с колхозами несколько станций технического обслуживания для автомобилей, причем сеть таких небольших предприятий постепенно расширяется. Как мне кажется, полезный опыт есть ив Эстонии. Об этом расскажу подробнее. У нас в сервисе одновременно развиваются два направления. Одно — это фирменная сеть станций Волжского автозавода, задача которой заботиться о «жигулях»; второе — сеть станций «Автотехобслуживания» Министерства бытового обслуживания Эстонской ССР. Наша задача помогать владельцам автомобилей и мотоциклов всех марок и моделей. Выполняя эту задачу, мы строим свои предприятия на всей территории республики, исходя из концентрации личного транспорта в каждом районе. Поэтому в Таллине, например, создано головное предприятие, которое может обслужить одновременно 70 машин. В то же время на острове Сааремаа мы построили станцию на три поста, но с учетом специфического положения начинили ее универсальным оборудованием и подобрали туда специалистов, которые могут делать все: от ремонта двигателя до восстановления кузова машины. На каждом из основных транспортных направлений из столицы до границ республики минимум три пункта техобслуживания. К тому жев каждом крупном городе — СТО больше чем на 10 постов. В Тарту — крупная станция на 25 постов, в Нарве, Пярну и Хаапсалу — по 15, в Кохтла-Ярве, Выру и Вильянди — 12-постовые, в Тюри и Йыгева — на пять и шесть постов, а в небольших поселках Марьямаа и Пярну-Ягупи — по три поста. К этому, конечно, 2. «За рулем» М 1 >Трудно найти грань между «автомобильной жизнью» горожанина и труженика колхоза имени С. М. Кирова.можно добавить и небольшие станции в самом Таллине. Созданная таким образом сеть наших предприятий позволяет любому автолюбителю в республике в течение часа попасть на СТО. Но в последнее время мы строим свою работу с расчетом, чтобы владельцу машины не обязательно было добираться до нашего предприятия, а достаточно было позвонить и машина техпомощи со специалистами сама прибыла к нему в гараж или на стоянку. Хорошую оценку автолюбителей получила деятельность выездных бригад технического обслуживания в кооперативные гаражи и колхозы. Опробовав этот новый вид услуги совместно с автолюбителями таллинской птицефабрики (она находится а 20 километрах от города), решили развивать его повсеместно, конечно, с учетом потребностей населения. В помощь владельцам автомобилей, прибывшим на площадку осмотра ГАИ, мы создали на базе «Москвича—433» передвижную диагностическую лабораторию. Ее водительмеханик при необходимости может сделать мелкий ремонт, отрегулировать мотор, подкрасить номерные знаки и выполнить другие мелкие работы, из-за которых пришлось бы повторно приезжать на осмотр. Эстонские специалисты автосервиса разработали и внедрили еще одну, как считают автолюбители, полезную услугу — консервацию и деконсервацию машин. В первую очередь ее оценили те, кто не эксплуатирует автомобиль зимой или по каким-либо другим причинам оставляет его без движения на долгое время. По предварительной заявке специальный автомобиль техпомощи со всем необходимым оборудованием и материалами прибывает в гараж, на стоян ку, и специалисты защищают кузов и агрегаты машины любой марки и модели от вредного воздействия влаги, солнца и времени. Все большую популярность иу горожан иу сельских жителей получает автомобиль с прицепом. Идя навстречу пожеланиям клиентов, с прошлого года мы централизованно получаем с заводов-изготовителей комплекты буксирных устройств и устанавливаем их за небольшую плату. Среди услуг, напрямую затронувших интересы сельских жителей, мне хотелось бы отметить изготовление минитракторов из восстановленных агрегатов ходовой части автомобилей и переданных нам органами социального обеспечения списанных мотоколясок. Эта маленькая машина, способная перевозить необходимый в индивидуальном хозяйстве груз, тянуть плуг и борону, делается по техническим условиям Министерства сельского хозяйства ЭССР. Заказов на нее у нас достаточно, и даже столичный институт «Моснечерноземиндустрпроект» заинтересовался нашим минитрактором как товаром широкого потребления, который могут производить крупные заводы. Конечно, жизнь не стоит на месте. Она постоянно ставит перед нами новые задачи. Сейчас совместно с «Мотоковом» мы обдумываем планы создания центра по обслуживанию чехословацких мотоциклов. Но в то же время считаем, что наступила пора полностью взять в свои руки обслуживание и ремонт всех двухтактных моторов: и мотоциклетных, и для мопедов, и лодочных. Такая специализация поможет сконцентрировать в одной системе и квалифицированных специалистов и распыленные сейчас по многим ведомственным складам запасные части и материалы. На повестке дня у нас также создание службы технического страхования, цель которой обеспечить круглосуточную помощь автолюбителям, желающим воспользоваться ее услугами. Есть и другие планы. Мы готовимся к их осуществлению вместе с приемом участников и гостей Олимпиады-80, которые прибудут в Таллин, в Эстонию. _ _ В. ИЛИМАР, директор «Автотехобслуживания» Министерства бытового обслуживания ЭССР г. Таллин