10
11
Всего мы намечали построить около 19 тысяч километров дорог с твердым покрытием, в том числе около 17 тысяч местного значения. Цель эта уже близка: сдано в эксплуатацию более 14 тысяч километров. Для сравнения могу сообщить, что до Великой Отечественной войны на Украине было всего 4800 километров дорог с твердым покрытием. К концу пятилетки все трассы республиканского значения будут иметь твердое покрытие и только 20% местной дорожной сети еще останется на какое-то время грунтовой. Из-за недостатка металла и цемента сохранятся на них, к сожалению, кое-где и деревянные мосты. В наше время, как известно, во главу угла повсеместно ставится экономика, точный расчет. Увеличившаяся за последние годы стоимость строительства и реконструкции дорог окупается сторицей повышением их капитальности, удобства и безопасности движения по ним. Современная магистральная дорога — это не только полоса проезжей части, это целый комплекс различных инженерных сооружений: сложные транспортные развязки в разных уровнях, подземные пешеходные переходы, автопавильоны, благоустроенные площадки для стоянки и отдыха и многое другое. Короче говоря, это весь тот сложный комплекс обустройства, который делает дорогу надежной, безопасной и, в конечном счете, экономичной, несмотря на значительные капитальные затраты. Началось внедрение дорожно-технологической связи, которая является важным фактором повышения безопасности движения. Она уже действует на участке Киев — Борисполь, на туристском маршруте в Крыму и предусмотрена проектами реконструкции других дорог. Мы ежегодно осуществляем мероприятия по безопасности движения, учитывая, конечно, не только успехи, но и допущенные ранее просчеты. Важным и надежным для нас источником информации в этом деле является созданная два года назад на магистральных дорогах служба безопасности движения — СБД. Ее рекомендации касаются не только организации движения, но и самого строительства — выбора направ-Десятая пятилетка, которую XXV съезд определил как пятилетку качества и эффективности, вступила в завершающий год. Уже можно говорить об итогах выполнения государственных планов за четыре прошедших, претворения в жизнь всего намеченного на этом этапе нашего экономического развития. Перед дорожниками Украины «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» поставили непростые задачи — развивать дальше сеть магистралей общегосударственного и республиканского значения и продолжать одновременно строительство местных дорог. И, что очень важно, к качеству нашей работы были предъявлены новые требования. Дело в том, что в республике значительно возросли автомобильные перевозки. Сегодня они выражаются в таких цифрах — более 4 миллиардов тонн грузов и свыше 7 миллиардов пассажиров ежегодно. Резко увеличился парк автомобилей личного пользования. Поэтому никого теперь не может удовлетворить дорога, которая просто обеспечивает проезд автомобилей из одного пункта в другой (в прошлом мы и этому были рады). При нынешней интенсивности транспортных потоков она, прежде всего, не отвечаетусловиям безопасности движения. В связи с этим наш пятилетний план предусматривал не только строительство новых дорог, но и реконструкцию значительной части существующей сети. Что и говорить, объем работ был велик, и тем приятнее смотреть на то, что сделано за последние четыре года. А сделано много. Реконструируются все четыре выезда из столицы Украины — на Харьков, Львов, Одессу и Ленинград. Благоустраиваются подъезды к таким крупным промышленным центрам, как Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Житомир, Николаев. Все это будут магистрали с многополосным движением. Заканчивается строительство дорог первой категории Донецк—Жданов, Донецк—Артемовск. Сдано почти 100 километров трассы Киев—Харьков. Сооружаются объезды 34 крупных городов и населенных пунктов общей протяженностью 322 километра.УКРАИНА СТРОИТНа этих снимках реконструированные участки одной из дорог Украины — Киев — Харьков. Они дают достаточное представление о тех больших усилиях, которые предприняты дорожниками республики для улучшения условий труда водителей, повышения безопасности движения. Дополнительные полосы для поворотов и четкая информация о направлениях движения. Такими стали многие пересечения магистрали с другими дорогами (слева вверху). Разделительные полосы и специального профиля ограждения обеспечивают высокую безопасность на крутых поворотах дороги (справа вверху),10 ления, уклонов, радиусов поворотов и т. д. Новое начинание наших дорожников — сдача объектов с гарантийными паспортами. Высококачественное покрытие, точное соответствие всех параметров сооружения проекту, четкая информация — вот рабочая гарантия дорожников. В том, что за прошедшие два года в республике снизилась аварийность изза дорожных условий, думаем, есть и наш вклад. Пока мы говорили в основном о строительстве. Но вот дорога сдана в эксплуатацию, и появляются новые заботы, новые проблемы. Например, в течение ряда лет большие трудности были у нас с разметкой. Сначала не хватало разметочных машин. Потом появились машины, но они простаивали — не было материала. Теперь в республике освоен выпуск термопласта. Он долговечен в эксплуатации и благодаря своему составу люминесцирует в ночное время. В общем, получился хороший материал, и мы применяем его теперь очень широко. Вся страна сейчас готовится к Олимпиаде-80. 4400 километров украинских трасс утверждены как олимпийские маршруты. Именно на них в первую очередь мы стараемся осваивать все новые, прогрессивные формы содержания дорог. Успешно действует здесь дорожно-патрульная служба. Участки протяженностью по 60 километров постоянно обслуживают бригады на микроавтобусах со всем, что надо для оперативного ремонта. Рассчитываем со временем создать такую службу и на других дорогах. Олимпийские маршруты — это наша школа передового опыта. Не так давно по инициативе министерства разработан проект комплексного обслуживания трассы Олимпийского огня. В нем учтено рациональное размещение таких объектов, как АЗС, СТО, столовые, магазины, гостиницы. Исходили мы при этом из характера всей дороги, ее нагрузки, рельефа, грузонапряженности. В проекте, кстати, детально определены задачи каждого министерства и ведомства, отвечающего за свой участок работ на дороге. Важно, чтобы все их действия были целенаправлены и скоординированы, как нампредставляется, Госпланом и Госстроем республики. Дорожники Украины всегда уделяли большое внимание сервису, архитектурному оформлению. Тем, кто путешествовал по нашей республике, вероятно, запомнились красочные, оформленные в национальном стиле павильоны, площадки отдыха, питьевые источники. В последнее время у нас появились и другие хорошие ориентиры — опытно-показательные участки по безопасности движения. Их уже насчитывается более 80 общей протяженностью 3500 километров. Не так давно им выдан своего рода паспорт — коллегия министерства утвердила Положение об опытно-показательных участках. Очень важно, что одновременно с развитием материальной, технической базы росла квалификация самих дорожников. Сегодня для эксплуатации дорог, для их своевременного ремонта требуютсяне только битум, цемент и рабочие руки, но и самые разнообразные механизмы. Однако то, что выделяют нам планирующие органы, не удовлетворяет потребностей. Пришлось самим заняться изготовлением дорожной техники. Во многих хозяйствах уже работают собственные укладчики асфальтобетона и термопласта. Проходит испытания агрегат для восстановления асфальтобетона. Заводы министерства выпускают более 50 видов дорожно-эксплуатационных машин, но, к сожалению, мы пока не в состоянии наладить их серийное производство: не хватает металла и комплектующих изделий. Например, установленная на артемовском заводе линия для штамповки металлических ограждений простаивает из-за отсутствия материалов. Конечно, мы и впредь будем развивать собственную производственную базу в расчете на то, что со временем снабжение станет лучше. Возвращаясь к итогам четырех лет пятилетки, с удовлетворением могу сказать, что дорожники Украины выполнили все плановые задания. Это были годы напряженного труда и учебы, годы, которые, на наш взгляд, заложили фундамент нового этапа в улучшении дорожной сети республики.ДОРОГИА. БИТАЕВ, заместитель министра строительства и эксплуатации автомобильных дорог УССРНовый пост ГАИ у города Березань (слева внизу). Колонка дорожной связи на участке Киев — Борисполь (второе фото внизу). В разметке проезжей части все шире применяется долговечный термопласт (третье фото внизу). У дороги — «утренний туалет» (справа внизу). На фото хорошо видна сетка на разделительной полосе. Фото из альбома Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог УССР11