Давно известно, что легче предупредить аварийную ситуацию на дороге, чем спасти положение, когда дело уже приняло нежелательный для вас оборот. Не случайно под мастерством вождения прежде всего подразумевается умение прогнозировать поведение других участников движения, предвидеть, как будут развиваться события дальше. Что и говорить, в условиях интенсивного движения для общей безопасности очень много значит пораньше разобраться в намерениях другого водителя. А потому за рулем всегда надо быть предельно внимательным и собранным. Наверное, это понимают все. Однако как часто еще, к сожалению, приходится слышать по поводу различных инцидентов на дороге: «Ну кто мог предположить, что он вдруг выкинет такую штуку!» А дальше следует критика каких-то нелогичных, вроде бы, а главное неожиданных для других действий того или иного водителя. Неожиданных вовсе не потому, что все вокруг были невнимательны и беспечны, а совсем по другой причине — просто потому что виновник конфликта ездит некультурно. Ведь правила движения не могут предусмотреть все в мельчайших деталях, и, конечно, на дорогах возникает немало случаев, когда именно культура вождения предотвращает «конфликтную ситуацию». Складывается культура из многих качеств. Здесь мы хотим поговорить лишь об одном — умении ездить выразительно, то есть ясно и понятно для других участников движения. Лозунг, который вынесен в заглавие этого материала, популярен сейчас вомногих странах с высоким уровнем автомобилизации. Что это значит — езди выразительно? В первую очередь вот что: заблаговременно сигнализируй о своих маневрах и занимай правильное положение на проезжей части. Это очень важно. Это помогает другим водителям, да и пешеходам лучше ориентироваться в потоках транспорта, принимать правильное, то есть обеспечивающее безопасность движения, решение. К сожалению, встречаются еще водители, которые все делают заблаговременно для себя, а не для окружающих. Включая, к примеру, сигнал поворота, они думают только о том, успеют ли выполнить маневр сами. В то время как беспокоиться нужно прежде всего о другом — смогут ли, успеют ли отреагировать на маневр остальные водители и пешеходы или нет. Предположим, вы сумеете уложиться ив самое короткое время, но ведь у кого-то могут быть и более медленные рефлексы, а авто-••••^•«оо«есюооооое*оооооееооооое#£|и»еееКУБА. К концу 1980 года здесь будет завершено строительство автомагистрали протяженностью 1023 км, которая пройдет через всю страну. Она будет иметь по три полосы для каждого направления, а на самых загруженных участках — по четыре и рассчитана на скорость до 140 км/ч. Строительство ведется с помощью советских и болгарских специалистов. ПОЛЬША. Специалисты из Лодзинского политехнического института разработали электронное устройство, которое предотвращает блокирование колес при резком торможении. Благодаря ему происходит так называемое прерывистое торможение с большой частотой и без вмешательства водителя. ПОЛЬША. В последнее время в стране уделяется большое внимание развитию сети автомагистралей. Уже сдана в эксплуатацию магистраль ' Варшава — Катовице и 40-километровая кольцевая дорога, которая является участком будущей магистрали Север — Юг. Всего к концу 1980 года предполагается сдать в эксплуатацию около 260 км автомобильных дорог. СФРЮ. Чтобы привлечь внимание водителей к наиболее опасным участкам дорог, их стали отмечать особыми знаками — «красными точками». Это делают в тех местах, где произошло не менее пяти ДТП со смертельным исходом. ЧССР. С 1 августа 1979 года в стране установлены следующие пределы скорости: для мотоциклов — 80 км/ч. для легковых автомобилей — 110 км/ч на автострадах и 90 км/ч на обычных дорогах, для междугородных автобусов — 90 км/ч, для маршрутных — 70 км/ч. АЛЖИР. Построено более половины транссахарской автомагистрали, которая свяжет Алжир с Вамако, столицей Мали. Первый участок дороги протяженностью 400 км был сдан в эксплуатацию в 1972 году, второй — 800 км — в 1978 году. Недавно комитет по координации строительства дороги, в котором участвуют представители Алжира, Мали, Нигера, Нигерии и Туниса, принял решение продолжать строительство «Шоссе африканского единства», так была названа магистраль, более быстрыми темпами. АРГЕНТИНА. Проектом, который разрушит Буэнос-Айрес, назвал Аргентинский центр инженеров сооружение двух современных скоростных автомагистралей, начатое городскими властями. Прорезав столицу в километре одна от другой, они резко изменят не только облик города, но и весь ритм его жизни, а шум движения здесь намного превысит допустимые санитарные нормы. К тому же прилив транзитного транспорта сильно увеличит загрязненность воздуха. Буэнос-Айрес, считают исследователи, через несколько лет будет так же задыхаться от выхлопных газов, как сейчас Лос-Анджелес, город с самой большой протяженностью дорог в мире. По их мнению, лучше развивать метро. Постройка дорог истощит муниципальный бюджет, а основные прибыли все равно достанутся частным компаниям, под давлением которых городские власти и пошли на это строительство. Супермагистрали не нужны городу, делается вывод в исследовании. На 5800 миллионов долларов — во столько обойдется их сооружение — можно было бы построить 15 тысяч километров дорог в сельской местности. ИТАЛИЯ. В стране имеется кинотеатры, специализирующиеся на показе документальных и художественных фильмов с автомобильной тематикой. Они пользуются успехом. В то же время