ГАЛОГЕННЫЕНедавно возле магазина запчастей где в кругу покупатели нередко открывают дискуссии и обмениваются опытом по любым вопросам эксплуатации автомобилей, я услышал такой разговор. — У меня теперь со светом ' порядок! — похвалялся один. — Галогены поставил! • — Ну и как? — Что ты! В десять раз фары лучше светят. — А мне приятель из зарубежной поездки привез, — вступил в разговор третий, — так ГАИ запретила на «Волгу» ставить. — Да ну, мода все это и больше ничего! — безапелляционно заявил один из слушателей. — И с обычными фарами жить можно. — Точно, — поддержал его кто-то. — А стоят эти лампы — ого-го! Слушал я этот спор и убеждался, что в общем-то большинство водителей еще плохо представляет себе, для чего нужны галогенные лампы, в чем их преимущество перед обычными ив каких условиях они дают наибольший эффект. На эту тему и хочется поговорить. Конечно, системы освещения автомобилей еще далеки от совершенства. Потому и не прекращаются поиски любых путей для улучшения условий езды в темное время. Вот появились сравнительно недавно и галогенные лампы для автомобильных фар. Что они собой представляют? Чем отличаются от стандартной автомобильной лампы накаливания? Особенностями физико-химического процесса. Дело в том, что в колбу такой лампы заключают смесь инертных газов, содержащих галогены, например йод или бром. Если температуру этой смеси довести до 300—350° С, галогены вступают с испаряющимся вольфрамом нити в устойчивое газообразное соединение. Именно такой тепловой режим и создают на стенках колбы галогенной лампы, изготовленной для этого из специального тугоплавкого кварцевого стекла. При той же температуре, что имеет нить накала, соединение вольфрама и брома распадается, и вольфрам осаждается на раскаленной нити. В результате чего она постоянно восстанавливается, и теоретически галогенная лампа может работать бесконечно (на практике это пока не получается из-за несовершенной технологии производства), а кроме того, ее колба не чернеет от налета испаряющегося вольфра-Что они дают и как ими пользоватьсяма. Все это вместе взятое позволяет, во-первых, увеличить более чем в полтора раза светоотдачу лампы, а во-вторых, обеспечить стабильность ее эксплуатационной характеристики »в течение всего срока службы. Тогда как потемнение колбы, которое со временем происходит в обычных лампах, почти вдвое ослабляет их световой поток. Иными словами, две фары с галогенными лампами по световому эффекту заменяют минимум три фарыс обычными той же мощности. Правда, стоимость их еще высока, но игра стоит свеч. Галогенные лампы выпускаются с одной или двумя нитями накаливания. Однонитевые используются главным образом в дополнительных фарах — противотуманных, фарах-прожекторах. В тумане, например, они позволяют на 10—20% повысить безопасные скорости движения. Такие противотуманные фары и эффективнее на поворотах> они высвечивают более удаленные препятствия, сокращают «слепые» зоны. На 30—40% возрастает с галогенными лампами дальность действия фар-прожекторов. Двухнитевые применяются в фарах головного света. И они заметно улучшают условия видимости препятствий на дороге благодаря большей освещенности и яркости покрытия, более высокой контрастности объектов и деталей фона, более широкому световому пятну на рабочем участке поля зрения. Повторяем, сила света фарс галргенными лампами в направлении обочин и дороги почти вдвое выше, чем с обычными. Но есть, как говорят, у этой медали и оборотная сторона. Фары с галогенными лампами и слепят больше. Приблизительно на 10—15%. Притом эти результаты получены в сравнительных испытаниях на дорогах с покрытием высокого качества. На неровных же дорогах, а также в случаях, когда нарушена регулировка фар, они могут вызвать' и более сильное ослепление. Поэтому, в частности, с учетом наших условий эксплуатации специалисты сочли пока нецелесообразным применение галогенных ламп в фарах ближнего света. Их разрешено устанавливать в фары дальнего света, там, понятное дело, где они конструктивно выполнены отдельно — на ВАЗ—2103, ВАЗ—2106, «Москвиче—408Э», то есть на моделях с четырехфарной системой освещения. Когда в конструкциях наших автомобилей, а такие работы уже ведутся, появятся уст-, ройства для корректировки угла наклона фар в зависимости от нагрузки, галогенные лампы мсжно будет применять без всяких ограничений. Так что, возвращаясь к дискуссии у магазина, с которой начата статья, скажу, что,, запретив установку галогенных ламп в фары «Волги», ГАИ поступила совершенно правильно. Пока будем использовать их в фарах дальнего света, то есть в обстановке, когда близко нет водителей, движущихся во встречном направлении, когда ваш сильный свет никому не мешает К только на пользу. Вместе с тем хочу дать несколько советов водителям. Если в фарах дальнего света вашей машины стоят галогенные лампы, не забудьте, что они сле1 пят других водителей с большего расстояния, чем обычные фары. Поэтому переключать свет при встречных разъездах только за 150 метров, как того требуют Правила дорожного движения (в расчете на обычные), в таких случаях поздно. Это нужно делать метров за 200—250. Учтите также, что при переключении света на ближний усилится эффект «черной ямы» — провал этот будет более резким, потеря видимости станет более ощутимой. Поэтому надо заблаговременно снижать скорость. Это надо делать, разумеется, всякий раз при переходе с дальнего света на ближний, но при выключении галогенных ламп — до более низкого предела: 30—40 км/ч. Наконец, последний совет — по эксплуатации самих галогенйых ламп. Старайтесь, чтобы при замене их или просто обслуживании оптических элементов фар колбы ламп оставались абсолютно чистыми. Ведь рабочая температура здесь высока, и частицы грязи, масла, которые с ваших рук могут попасть на стекло, запекаются на его поверхности и значительно снижают световые параметры. Итак, эффективность и перспективность галогенных ламп не вызывает сомнений, но только при их грамотной эксплуатации, при более внимательном отношении к другим водителям, на машинах которых стоят обычные фары. К. ЛЕВИТИН, заведующий отделом ННИлвтопрмбороо, нандидат технических наукКомплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.Вот тан меняется дальность видимости, скажем, пешехода в темной одежде при освещении дороги галогенными (1) и обычными (2) фарами легкового автомобиля на ближнем (а) и дальнем (б) свете.3,75 1,75 0 /.75 Ширина элементов дороги, м3.75 f,75 0 f,75 Ширина злементоб дороги,»3,7521