Ваша сервисная книжкаАВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ Чемпионат СССР 1979 года по кольцевым гонкам (итоги трех этапов) Личный зачет. IV класс: 1. М. Вогатыев: 2. А. Нуждин; 3. В. Хицяк (все — СФСР). Формула III: 1. В. Клнманов (Москва); 2. Г. Дгебуадзе (Грузинская ССР); 3. Т. Асмер (Эстонская ССР). Формула «Восток»: 1. А. Медведченко (Украинская ССР); 2. Р. Барап (Эстонская ССР); 3. Э. Сальм (Латвийская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Эстонская ССР; 3. Украинская ССР. В предыдущем номере вы впервые встретились с этой рубрикой. Продолжаем цикл материалов, подготовленный инженерами АЗЛК Б. Ф. СТРЕБКОВЫМ и А. Б. ГУРЬЕВЫМ.РЧемпионат СССР 1979 года по ралли (легковые автомобили IV класса, итоги двух этапов) Личный зачет: 1. В. Гольцов — С. Штин; 2. Н. Елизаров — С. Гогунов (оба — РСФСР): 3. В. Ганин — Т. Вунн (Москва). Командный зачет: 1. Литовская ССР; 2. РСФСР; 3. Эстонская ССР. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ Чемпионат СССР 1979 года по кроссу (итоги трех этапов) Личный зачет. Класс 125 см3: 1. Ю. Худяков; 2. О. Вердников (оба — Москва); 3. П. Рулев (Ленинград). Класс 250 см3: 1. В. Кавинов (Украинская ССР); 2. В. Корнеев (РСФСР); 3. А. Овчинников (Москва). Класс 500 см3: 1. В. Худяков (Ленинград); 2. Р. Паурис (Молдавская ССР); 3. А. Бочков (Ленинград). Чемпионат СССР 1979 года в мотогонках по ипподрому Личный зачет. Юноши. 125 см3: 1. В. Трофимов; 2. В. Дехтярук (оба — Украинская ССР); 3. А. Джумаев (Туркменская ССР). Женщины. 125 см3: 1. М. Ааде (Эстонская ССР); 2. А. Федоренкова (РСФСР); 3. Э. Лаутер (Эстонская ССР). Мужчины. 125 см3: 1. В. Тете8ин (РСФСР); 2. А. Кюнемяэ (Эстонская СР); 3. С. Путинцев (РСФСР). 175 см3: 1. А. Максимец (Белорусская ССР); 2. В. Кузьмин; 3. С. Губнч (оба — РСФСР). 250 см3: 1. Я. Мюрк (Эстонская ССР); 2. В. Казаков (Украинская ССР); 3. А. Акименко (РСФСР). Командный зачет: 1. Эстонская ССР; 2. РСФСР; 3. Таджикская ССР. Чемпионат СССР 1979 года по мотоболу среди клубных команд (высшая лига) 1. «Металлург» (Видное, Московская обл.) — 27 очков (забитые и пропущенные мячи 61—26); 2. «Автомобилист» (Элиста) — 22 (61—29); 3. «Вымпел» (Полтава) — 18 (28—32); 4. «Ковровец» (Ковров) — 17 (38—37); 5. «Нива» (Хорол, Полтавская обл.) — 16 (27—26); 6. «Мол ния» (Зеленокумск) — 15 (35—44) 7. «Восход» (Вознесенск) — 14 (55—50) 8. «Адажи» (Рига) — 14 (35—44) 9. «Швитурис» (Кретинга) — 1 (18—71) Чемпионат СССР 1979 года по спидвею среди клубных команд (высшая лига) 1. «Башкирия» (Уфа) — 16 баллов; 2. «Сибирь» (Новосибирск) — 16; 3. «Турбина» (Валаково) — 10; 4. «Нефтяник» (Октябрьский) — 8; 5. «Баррикада» (Ленинград) — 6; 6. «Жигули» (Тольятти) — 4.Натягиваем цепь в моторе «Москвича —1500»В сервисной книжке, прилагаемой к «Москвичу—2140», сказано, что одновременно с регулировкой клапанов необходимо восстанавливать натяжение цепи, приводящей механизм газораспределения. Изнашиваясь в шарнирных соединениях звеньев, цепь постепенно удлиняется, что приводит к усилению колебаний ведомой ветви и создаваемого ей шума. На общем фоне звуков работающего двигателя «металлический шелест» цепи отчетливо прослушивается в передней части моторного отсека. Регулировка натяжения подробно описана в инструкции по эксплуатации, и выполнить ее довольно просто. Тем не менее обращаем ваше внимание на некоторые моменты. Первый. Если стопорный болт был отвернут более чем на 2/3 оборота, рекомендуемых инструкцией, сухарь, удерживающий плунжер, обязательно упадет из-под болта. В таком случае надо вывернуть гайку, в которую упирается пружина, и вытащить пружину. Сухарь можно извлечь магнитом соответствующего размера или проволочным крючком, как показано на рисунке. Бывает, что все попытки «выудить» его^. оказываются безрезультатными. Тогда придется снять с двигателя верхнюю крышку картера, в котором находится механизм газораспределения, — в ней расположен механизм натяжения цепи. Упустив по неосторожности сухарь, не пытайтесь вворачивать стопорный болт в надежде прижать им плунжер, так как неизбежно будет повреждена пружина. Что с ней происходит, показано на фотографии. Перемещаться в таком виде внутри плунжера она не может, и придется заменять ее новой. Так или иначе добытый сухарь необходимо «прихватить» стопорным болтом, прежде чем продолжить регулировку. Вторая тонкость. После регулировки шум, издаваемый цепью, должен стать слабее. Если он не снизился, то можно предположить, что плунжер «завис» в своей направляющей. Повторите регулировку, постукивая металлическим предметом по тому месту верхней крышки цепного привода, где находится плунжер. Раздавшийся при этом щелчок покажет, что он занял нужное положение. Удары по крышке не должны быть чересчур сильными, она ведь отлита из алюминиевого сплава. Подтягивать цепь на работающем двигателе или поворачивать коленчатый вал пусковой рукояткой? Приемлемы оба способа. Следует только иметь в виду, что сначала пускают двигатель, а уж затем отворачивают стопорный болт и что при работающем на холостых оборотах моторе и отпущенном стопорном болте нельзя увеличивать или уменьшать частоту вращения коленчатого вала. Иначе цепь может проскользнуть на одной из звездочек, меняя фазы газораспределения, и произойдет встреча клапана с поршнем, выводящая из строя весь мотор. Ну а как быть, если после большого пробега регулировка не дает должного эффекта и цепь продолжает «греметь». Очевидно, что цепь вытянулась и ее пора заменить. Она уже нарушает синхронность вращения коленчатого и распределительного валов, и последний начинает несколько отставать по углу поворота. При этом резко ухудщаются мощностные и экономические показатели двигателя. Относительно срока службы новой цепи нужно сказать, что она долговечна и лишь в редких случаях ее приходится менять раньше, чем автомобиль пройдет положенные ему до капитального ремонта 140 тысяч километров. Если вы заменяете только цепь, нет смысла извлекать двигатель из автомобиля. Но лучше одновременно заменить и звездочки, зубья которых тоже не вечны. Тут уж придется демонтировать многие детали и узлы, включая радиатор, чтобы получить достаточно удобный доступ к передней части дви-• •• е• ••••••••• • «ее*ЧЕМПИОНАТОВ14