— Сергей Иванович! Добровольное общество автомотолюбителей существует шесть лет. Для массовой организацни всероссийского масштаба срок сравнительно небольшой. Однако, наверное, вполне достаточный, чтобы твердо встать на ноги. Не могли бы вы привести данные о численном росте Общества, о том, как оно укрепилось организационно. — Сделать это нетрудно. Но прежде хотел бы уточнить две даты. Днем рождения ВДОАМ мы считаем 23 февраля 1973 года, когда было принято решение об организации Общества и проведении учредительных конференций. Организационную кампанию завершил съезд, который проходил в Москве 6 декабря 1973 года. Он же принял устав ВДОАМ. Тогда все и начиналось: создание первичных организаций, районных, городских, областных, краевых советов... Ну а сейчас во ВДОАМ 34 000 первичных коллективов, объединяющих в своих рядах около 2,5 миллиона человек. Действует 1780 городских и районных, 72 республиканских (имеются в виду автономные республики), краевых и областных советов. — Из множества задач, стоящих перед Обществом, можно, вероятно, выделить наиболее важные... — На. первых порах надо было позаботиться прежде всего о том, чтобы вовлечь в новую организацию как можно больше автомобилистов и мотоциклистов, увлечь, заинтересовать их полезностью дел Общества. Задача эта и сегодня не снята с повестки,дня. Но. конечно, все понимают: «охват членством» — не самоцель. Объединение необходимо для того, чтобы общими усилиями создавать высокую нравственную атмосферу на наших дорогах, повышать уровень водительского мастерства, воспитывать чувство ответственности за соблюдение дорожных законов. И таким образом влиять на снижение всевозможных нарушений, которые нередко ведут к авариям, в том числе с увечьями. Это дело государственной важности. — Какими путями решаются эти задачи? — Наша программа в этой области многогранна, она охватывает моральную и экономическую сферы, требует настойчивости, инициативы, определенных Денежных затрат. Возьмем хотя бы деятельность советов, первичных организаций, направленную на воспитание у водителей дисциплины, уважения к законам дорог. Применяется здесь много различных форм. Вы, вероятно, не раз наблюдали, как люди с повязками на рукавах ис жезлами выполняют функции дорожных патрулей. В большинстве это члены ВДОАМ. В сотрудничестве с ГАИ наши энтузиасты дежурят на улицах, дорогах, пропагандируют правила движения, обучают школьников младших классов дорожной азбуке, участвуют в создании уголков безопасности движения, организуют консультационные пункты при кооперативных и коллективных гаражах... На наш взгляд, очень хорошо зарекомендовала себя и такая форма общественного воздействия на сознание водителя, как вручение талонов общественного предупреждения. Практика показывает: члены ВДОАМ с такими талонами крайне редко попадают в число нарушителей, их дисциплина, как правило, гораздо выше, чем у других участников движения. Или вот совсем недавно мы утвердили положение о знаке «За безаварийное вождение» трех степеней. Им будут награждаться активные члены ВДОАМ, в течение ряда лет не допускавшие нарушений Правил дорожного движения. Важное направление — организация подготовки водителей категорий «А» и «В», а также повышения мастерства людей за рулем. Вам ведь известно почти типичное положение: кончилось лето, с наступлением холодов человек ставит свой автомобиль в гараж (если он есть) или на колодки под брезент и до весен31 января 1974 года был утвержден устав Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей, определивший основные задачи новой общественной организации. В канун нынешнего, 1980 года наш корреспондент встретился с председателем Центрального совета ВДОАМ Сергеем Ивановичем ШУПЛЯКОВЫМ и попросил его ответить на несколько вопросов. Публикуем запись беседы.ить гаражи. Как наземные, так и подземные. Создано у нас 67 автоэкспертных бюро, в которых владельцы автомобилей могут получить квалифицированную консультацию по самым разным вопросам, начиная от оценки ущерба, нанесенного автомобилю при аварии, и кончая определением наследства. Взяло Общество на себя и такую заботу, как оказание технической помощи на дорогах. Свыше 200 специальных автомобилей с эмблемой ВДОАМ дежурят ежедневно на главных туристских трассах республики. Это весьма перспективное направление нашей деятельности, будем всячески его развивать и совершенствовать. — Среди членов ВДОАМ, наверно,много поклонников туризма и спорта. в какой мере удовлетворяются их запросы? — Да, среди автомобилистов велик интерес к познанию своей страны, к путешествиям. Идя навстречу их пожеланиям, мы в 1979 году создали Центральное бюро услуг азтомотолюбителям — в его задачи входит обеспечение плановыми путевками. Надеемся, что эта форма помощи авто- и мототуристам прочно войдет в жизнь. Кроме того, самодеятельные туристы получают помощь на местах. Она усилится по мере того, как будут крепнуть наши контакты с советами по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Что же касается спорта, то он для нас не является самоцелью, а служит средством повышения водительской подготовки. Именно поэтому наибольшее внимание мы уделяем автомногоборью. Оно поэтапно проходит в районных, городских, областных организациях. Победители встречаются в зональных соревнованиях. Например, в минувшем году «зоны» проходили в Саранске, Петрозаводске, Владимире, Чите, Омске, Ростове-на-Дону, а чемпионат РСФСР состоялся в Челябинске. В прошедшем году впервые провели мы и авторалли' «Россия». Вся эта работа тесно координируется с ЦК ДОСААФ СССР. Сейчас уже действует согласованный спортивный календарь на 1980 год. Соревнования и туристские походы, естественно, привлекают в Общество новых членов — людей энергичных, увлеченных. — Мы начали разговор с упоминания об уставе, принятом шесть лет назад. Надо полагать, жизнь подсказала какие-то изменения, внесла свои коррективы в этот законодательный докумеят Общества? — Да, конечно! Вот хотя бы такой случай. Наш устав не позволял при строительстве охраняемых стоянок привлекать деньги автомотолюбителей. А где же, скажем, маломощной первичной организации их взять? Или другой пример. Правами юридического лица до сих пор пользовались лишь советы ВДОАМ, начиная от республиканских (АССР) и кончая городскими, районными. Первичные же организации, даже крупные, не имели ни печати, ни штампа, И такие примеры можно продолжить. Сейчас положение исправлено. Утверждены изменения в уставе, которые Расширяют возможности организаций бщества, повышают ответственность низовых коллективов, стимулируют инициативу. Так, теперь разрешается вступать во взаимоотношения не только со станциями техобслуживания, но ис магазинами, торгующими автомобилями, мотоциклами, запчастями к ним. Если прежде устав разрешал Обществу налаживать международные связи только по вопросам развития автотуризма и спорта, то теперь мы вправе расширить эту деятельность, затрагивая все формы этой работы родственных объединений автомотолюбителей за рубежом. Точно так же в уставном порядке мы будем отныне принимать активное участие в проведении техосмотров, сотрудничать с министерствами автомобильной промышленности и автомобильных Дорог, издавать учебные, справочные и методические пособия, брошюры по обмену опытом работы, устраивать выставки, пропагандирующие цели и задачи Общества.них дней превращается в пешехода и успевает кое-что подзабыть, теряет в большей или меньшей мере водительские навыки. А с первой капелью выезжает на дорогу и обнаруживает эти пробелы. Тут ему как раз и надо получиться. И такую возможность мы людям предоставляем. Сейчас упорядочена, систематизирована и утверждена единая в РСФСР 32-часовая программа переподготовки владельцев транспортных средств по правилам движения (естественно, на совершенно добровольных началах), согласованная с ГАИ и ЦК ДОСААФ СССР. Установлена единая плата за обучение — 5 рублей, причем для членов ВДОАМ, состоящих в нем более 3 лет, предусмотрена скидка. Несмотря на большие масштабы подготовки водителей — владельцев личного транспорта в организациях ДОСААФ, во ВДОАМ, потребности в курсовом обучении удовлетворяются далеко не полностью. Исходя из этого, мызаметно расширяем учебную сеть. Создано 85 автошкол и 650 курсов, где владельцы автомобилен и мотоциклов могут получить водительские удостоверения. Ежегодно Общество готовит более 100 тысяч человек. Еще 200 тысяч повышают свою водительскую квалификацию. Из года в год наращивается наша материальная. база. Имеется 2500 учебных автомобилей и мотоциклов. Однако их теперь недостаточно, так как желающих получить заветное удостоверение все прибавляется. Все увеличивающаяся продажа автомобилей населению осложняет хранение техники. И тут советам Общества тоже работы предостаточно. Правда, на своем балансе мы уже имеем 199 охраняемых платных стоянок примерно на 30 тысяч машино-мест. Но этого мало. Площадки надо расширять. И конечно же — стро19