ШАГИ ПЯТИЛЕТКИ«...предусматривается сосредоточение сил на таких ключевых участках, как энергетика, транспорт, черная металлургия».Л. И. БРЕЖНЕВ Из выступления на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС Одной из важнейших отраслей экономики В. И. Ленин называл транспорт. В удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках все большую роль играет транспорт автомобильный. В среднем из каждых 100 тонн груза более 80 доставляются автомобилями, а 63% всех пассажиров прибывают к месту назначения автобусами и легковыми таксомоторами. За этими показателями стоит труд огромной армии водителей, ремонтных рабочих, дорожников, инженерно-технических работников. Партия и правительство уделяют неослабное внимание развитию автотранспорта, расширению и совершенствованию сети автомобильных дорог страны. Большие средства направляются на обновление подвижного состава, производственной базы, на внедрение высокопроизводительной техники и оборудования, рационализацию перевозок, на улучшение качества строительства и содержания автомобильных дорог. Партийная требовательность к труженикам отрасли сопровождается постоянной заботой о них. В нынешней пятилетке на автомобильном транспорте заработная плата возросла более чем на 9%. За счет средств государственного социального страхования на санаторнокурортное лечение и отдых только в 1978 году выплачено свыше 17 миллионов рублей. Отвечая на заботу государства, работники автотранспорта общего пользования за четыре года пятилетки увеличили объем перевозок грузов на 15,9%, пассажиров — на 13,2%, а дорожники страны ввели в эксплуатацию свыше 60 тысяч километров автомобильных дорог с твердым покрытием, завершив досрочно, к Дню Конституции план четырех лет. Возросли масштабы помощи сельскому хозяйству, особенно в Нечерноземье. В этой зоне уже выполнены пятилетние задания по строительству дорог. Значительно увеличились объемы перевозок грузов и пассажиров, разветвленнее стала дорожная сеть в районах ' Сибири и Дальнего Востока. Вместе с тем автомобильный транспорт не полностью еще удовлетворяет потребности народного хозяйства и запросы населения в перевозках. Ноябрьский (1979 г.) Пленум ЦК КПСС и вторая сессия Верховного Совета СССР поставили конкретные задачи в этой области. Обеспечить рост грузооборота автотранспорта общего пользования на 7,3% и пассажирооборота на 3,3% против 1979 года — вот конкретные рубежи автотранспортников в завершающем году пятилетки. Чтобы их взять, предстоит напряженная работа. Основные ее направления: настойчиво внедрять эффективную технологию, передовые методы и четкую организацию перевозок, обеспечить рациональное их планирование, добиваться более высокой производительности труда, экономии топлива и смазочных материалов. Эти и многие другие меры позволят нам не только выполнить намеченное, но и наверстать некоторое отставание в перевозке грузов, допущенное в начале пятилетки. Достижение этих целей зависит от людей — от каждого водителя, ремонтника, техника, инженера — всех тружеников отрасли. Высокая ответственность возлагается на министерства автотранспорта республик, транспортные управления, на руководителей и общественность каждого автопредприятия. Важным условием успеха, как отмечал на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев, является повышение личной ответственности за порученное дело, укрепление дисциплины, четкая проверка исполнения, острое реагирование на . каждое проявление бесхозяйственности, нарушение установленных норм и правил. Испытанным средством улучшения всей нашей работы было и остается социалистическое соревнование. Как и все трудящиеся страны, автотранспортники и дорожники активно включились в соревнование за достойную встречу 110-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основой повышенных обязательств коллективов являются индивидуальные обязательства, экономически обоснованные, продуманные. О том, насколько люди серьезно подошли к делу, свидетельствуют общественные защиты таких обязательств, или, как их еще называют, «рабочих диссертаций», состоявшиеся на общих собраниях во многих коллективах. 60 тысяч автотранспортников решили завершить личные пятилетки к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Более 15 тысяч уже справились со своими обязательствами. В нынешнем году дальнейшее развитие получает бригадная организация труда и ее высшая форма — метод бригадного подряда, одним из первых инициаторов которого на автотранспорте выступила бригада, возглавляемая лауреатом Государственной премии СССР Е. Федюниным. Сейчас система бригадного подряда пронизывает чуть ли не все звенья транспортной работы — он применяется не только на доставке строительных, промышленных, торговых грузов, но и при перевозке пассажиров. Широкое распространение бригадный подряд нашел на транспортировке урожая по опыту водителей В. Носачева и П. Ярошенко, В большинстве союзных республик, краев и областей этот метод внедряется в плановом порядке с применением средств хозяйственного расчета. Сегодня около шести тысяч бригад на автотранспорте заключили договоры о подряде. В дорожном хозяйстве почти четверть всех строительно-монтажных работ выполняется этим прогрессивным методом. Все прочнее становится деловое содружество автомобилистов с коллективами моряков, речников и железнодорожников. Как показывает одобренный ЦК КПСС опыт коллективов ленинградского транспортного узла, такое содружество позволяет заметно ускорить продвижение грузов к получателям при одновременном снижении затрат. Девиз смежников — «Взаимопомощь, взаимовыгода». Этому в немалой степени способствовали специальные практические семинары, проведенные центральными комитетами профсоюзов рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, морского и речного флота, железнодорожного транспорта. Совместно подготовлены рекомендации по организации комплексного соревнования бригад, единых смен, транспортных узлов в целом. Все чаще на дорогах страны встречаются автомобили с эмблемой «300-—350 тысяч километров без капитального ремонта». Около 260 тысяч человек включилось в это движение. В основе его — грамотная эксплуатация техники, применение рациональных приемов вождения, увеличение межремонтного пробега, творческое содружество коллективов автотранспортных предприятий, заводов и ученых. Московские автотранспортники, вероятно, помнят, как в июне 1974 года шофер автокомбината № 3 Главмосавтотранса Алексей Бесчастнов вывел из ворот автозавода имени И. А. Лихачева юбилейный, миллионный ЗИЛ—130 яркокрасного цвета. Тогда на митинге Алексей заверил автозаводцев, что пройдет на автомобиле 400 тысяч километров без капитального ремонта, не расходуя запасных частей сверх научно обоснованных и отпущенных для водителей «трехсоттысячников». И вот прошло пять лет. Со своим напарником В. Ивановым Бесчастнов наездил более 700 тысяч километров. Не сразу поверили в рекорд. Провели экспертизы, отправили машину на ЗИЛ для технической ревизии. Оказалось — все верно. Всего лишь на 5 рублей больше было израсходовано запчастей против нормы, установленной для 300-тысячного пробега. Каким образом Бесчастнов и Иванов достигли такого результата? Прежде всего грамотной, бережной эксплуатацией машины, тщательным уходом, строгим соблюдением регламента технического обслуживания. Конечно, 700 тысяч — факт исключительный. Однако только на автотранспорте общего пользования уже свыше 80 тысяч водителей в стране наездили 300 и более тысяч километров без капитального ремонта. Это во многом предопределяет увеличение ресурса и снижение трудоемкости технического обслуживания. Народнохозяйственный эффект при этом превышает 100 миллионов рублей в год.4