СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАРЕГУЛИРОВКА ВОЗМОЖНА«Можно ли, а если можно, то как подрегулировать реле напряжения типа РН7» — спрашивает К. Липовицкии из Москвы. Такой же вопрос задают В. Луков с Урала, другие читатели. Отвечают разработчики этого прибора. Электронные реле-регуляторы напряжения РН-1, РН-2, РН-3 выпускаются заводом отрегулированными на 14±0,05 В что в большинстве случаев обеспечивает оптимальный ток заряда аккумуляторной батареи. Однако в зависимости от конкретных условий эксплуатации автомобиля — длительности поездок, частоты пуска двигателя, состояния батареи, времени года и т. п. может понадобиться иное напряжение. Так, зимой, когда двигатель часто не пустишь с первого раза. батарея расходует больше энергии, а значит, требует больше времени для восстановления ее. Чтобы батарея успела полностью зарядиться, целесообразно увеличить ток заряда, то есть напряжение вырабатываемого генератором тока. Летом же при длительных поездках батарея может получать больше энергии, чем расходует, и будет перезаряжаться. Электронные регуляторы РН-1, РН-2 и РН-3 имеют в своей схеме переменный резистор, посредством которого устанавливают необходимое напряжение. Поскольку прибор опломбирован, вскрытие его лишает владельца права на гарантийный ремонт. Если это неважно для хозяина, можно подрегулировать реле согласно рекомендациям, приводимым в специальной литературе (например, Ильин Н. М. и др. «Электрооборудование автомобилей», «Транспорт», 1978, табл. 4).официального утверждения, указывающим, что параметры изделия (в данном случае — оптического элемента и лампы) соответствуют общеевропейским нормам безопасности — правилам ЕЭК (Европейской экономической комиссии ООН). Проверка проводится по особой программе специально выделенными учреждениями нескольких государств. Ставят этот знак на каждый прошедший проверку узел. Цифра, стоящая рядом со знаком «Е», показывает страну, где «экзаменовали» изделие. Всего таких государств сегодня девятнадцать. Советские автомобили, как правило, испытывают во Франции (ее знак — двойка), Италии (тройка), Венгрии (семерка) или ЧССР (восьмерка). Естественно, что в любой оптический элемент со знаком «Е» можно ставить лампы с этим знаком независимо от места, где проходило утверждение.С ОКОНЧАНИЕМ «БЕК»Студент Н. Комолов из Омсна просит объяснить точное значение недавно появившихся в технической литературе терминов «фастбек», «хэтчбен» и «нотчбен». «Мне часто приходилось их встречать, — пишет он, — в статьях в журнале «Автомобильная промышленность США», который издательство «Машиностроение» выпускает в русском переводе. Но что же они означают?» Во всех трех новых терминах присутствует окончание «бек». В переводе с английского это означает «спина», или «задок», применительно к автомобильному кузову. Слова же «фаст», «хэтч», «нотч» переводятся соответственно как «скорый», «затворяемый», «ступенчатый». Отсюда и производные: «фастбек» — кузов со «скоростным», покатым задком (как у «Победы»); «хэтчбек» — с запираемом люком в задней наклонной стенке (как у «ИЖ-комби»); «нотчбек» — со ступенчатым задком, то есть с ярко выраженным багажником (как у «жигулей»), Первоначально эти три термина бытовали только в американской автомобильной литературе. Теперь они получили международное признание.МАРКИРОВКА НА КЛЕММАХ«На обеих клеммах аккумулятора моих «Жигулей» нанесены цифры и буквы. Что они обозначают?» — с таким вопросом обратился и нам В. Степанченко из Донецка. Аналогичный вопрос задают И. Чернов из Москвы, А. Букатин из Марийской АССР. Кроме того, их интересует, какие заводы поставляют ВАЗу аккумуляторные батареи, чем они различаются. Автомобили Волжского автозавода могут комплектоваться аккумуляторными батареями как отечественного производства, так и изготовленными в Югославии или Болгарии. На каждом аккумуляторе должен быть товарный знак. Так расшифровывается маркировка на клеммах аккумулятора (слева — на плюсовой, справа — на минусовой): заряжен в июле 1978 года бригадой, имеющей шифр «А». изготовлена в марте 1978 года.УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ВАРИАНТ«В продажу поступил блок зажигания «Искра-3». Чем он отличается от предыдущих модификаций?» — спрашивают А. Голубовскии и П. Каростин из Москвы. Блок электронного зажигания «Искра-3» является дальнейшей модификацией блоков «Искра-1», «Искра-2», ПАЗ-2 и ПАЗ-3. Он отличается от них повышенной надежностью, лучшей стабилизацией вторичного напряжения, независимостью его от температуры. Кроме того. «Искра-3» многократно образует искру на свече во время пуска двигателя и тем способствует лучшему воспламенению рабочей смеси. По конструкции блок «Искра-3» аналогичен блоку «Искра-1», но имеет четырехклеммную контактную колодку и лучше защищен от попадания воды.БатареяВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫНаши читатели И. Краев, живущий в Коми АССР, и А. Цуканов из г. Николаева просят рассказать, можно ли на «Москвиче—408» вместо реле-регулятора РР24Г2 поставить РР24 или РР24Г и как отразится такая замена на работе электрооборудования автомобиля. Как сообщили редакции в НИИавтопрнборов, реле-регуляторы РР24, РР24Г и РР24Г2 взаимозаменяемы, и установка одного прибора взамен другого возможна без каких-либо переделок и особых регулировок. РР24Г устанавливали одно время на «москвичах—408», а РР24 — на «победах» и «волгах» ГАЗ—21. Электросхема автомобиля с любым из них должна работать нормально. Это значит, что регулируемое напряжение на выводе «Б» и «массе» должно быть в пределах от 13,8 до 14,8 В; амперметр должен сразу после пуска двигателя показывать значительный зарядный ток (до 20 А), а затем, при работе мотора — ток порядка 0,5—2,0 А, в зависимости от состояния аккумулятора. Естественно, что при замене одного реле-регулятора другим нужно тщательно проверить правильность его включения.Если батарея сделана на саратовском заводе, это изображение маяка на боковой стенке моноблока; тюменский и подольский заводы ставят свои знаки на ярлыке, прикрепленном к мастике; югославские и болгарские — также на фирменных ярлыках-наклейках. По своим характеристикам все эти батареи одинаковы, все 6СТ55, все полагается эксплуатировать согласно инструкции завода. Теперь о маркировке на клеммах. На торце плюсовой — разметка, делящая окружность на четыре сегмента. В левой верхней части ставится буква, обозначающая месяц зарядки (первые двенадцать в порядке русского алфавита), рядом буква «А» или «Б», являющаяся шифром бригады, которая вела зарядку, в правом нижнем секторе — последняя цифра года, когда батарею зарядили на заводе. • Минусовая клемма разделена на две половины. В верхней — буква, обозначающая месяц изготовления, в нижней — год изготовления. На югославских аккумуляторах фирмы «Трепча» в полипропиленовых коробках дата изготовления ставится на верхней крышке между первой и второй заливными горловинами.МАРКА «СИТРОЕН;«Очень хотелось бы получить краткую справку о французской автомобильной фирме «Ситроен», — пишет Ю. Авдеенков из Сыктывкара, — а также о современных легковых моделях, выпускаемых ею». Завод «Ситроен» начал выпускать автомобили в 1919 году. В отличие от большинства европейских фирм он стал вести производство по американской технологии — сборка шла на конвейере. Это позволило наладить выпуск в массовых масштабах и значительно снизить себестоимость. С 1934 года завод делает легковые автомобили с передними ведущими колесами. Сегодня все его легковые модели сконструированы по этому принципу. В 1970 году «Ситроен» вступил в альянс с итальянской фирмой ФИАТ, но их сотрудничество длилось недолго, и ныне «Ситроен» объединил усилия по производству автомобилей с другой французской фирмой — «Пежо». Марку «Ситроен» в настоящее время носят три базовых семейства легковых машин, все с передними ведущими колесами. Первое включает модели «2ЛС», «Диана-6», «Ами-8», «ЛН», «Мехари» с двухцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения рабочим объемом от 435 до 602 смз. Второе — машины «ЖС» с оппозитными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения (1100 — 1200 смЗ). Третье — автомобили «ЦИкс» с четырехцилиндровыми моторами водяного охлаждения (2000 — 2400 см'). У машин последних двух семейств независимая, гидропневматическая подвеска всех колес, дисковые тормоза, кузова с очень малым аэродинамическим сопротивлением. Годовой выпуск машин марки «Ситроен» около 600 тысяч.А ГДЕ ЖЕ «ВЯТКА»?С таким вопросом обратился в редакцию К. Пятницкий из г. Верхняя Салда. Он внимательно изучил помещенную в № 12 нашего журнала за 1979 год таблицу с характеристиками мотоциклов, мопедов и мотороллеров, выпускаемых советскими заводами, и не нашел в ней данных по мотороллеру «Вятка—3-электрон». В таблице «Вятка—3-электрон» отсутствует не случайно. Как сообщили редакции, завод в августе 1979 года прекратил ее производство. Однако в торговой сети эти машины и запасные части к ним имеются в количестве, достаточном для удовлетворения спроса на ближайшее время.ЧТО ЗНАЧИТ БУКВА <Е»Нескольких наших читателей интересует, что означает маркировка в виде буквы «Е» на оптических элементах и лампах фар. Мы уже рассказывали об этом знаке, принятом в автомобилестроении. Но, вероятно, не лишне повторить. Буква «Е» в кружке является знаком23