В технических и автомобильных школах нашего оборонного Общества автодром по праву называют главным учебным классом. И в этом нет преувеличения. Такое определение как нельзя более точно указывает место автодрома в процессе подготовки водительских кадров, его роль в формировании практических навыков вождения автомобиля. За последние годы у нас сложилась определенная система взглядов на то, каким образом следует учить будущего военного водителя, чтобы получить от него самую полную отдачу. В части практической эта система предусматривает ступенчатое, поэтапное обучение. Начальной ступенью, на которой водитель овладевает элементарными навыками пользования рычагами управления, является тренажерная подготовка. После нескольких часов таких занятий начинается второй этап — обучение на автодроме, где навыки закрепляются и совершенствуются. Третий этап — обучение на дорогах общего пользованиязавершает цикл водительской подготовки. Однако занятия на автодроме не кончаются до самого последнего дня пребывания курсанта в школе. Здесь, на автодроме, закладывается мастерство: отрабатывается техника преодоления препятствий, умение вести автомобиль по ограниченным проездам; здесь же военная комиссия оценивает, как научился курсант управлять автомобилем. Представляются поэтому совершенно закономерными и оправданными те усилия, которые предпринимают комитеты и учебные организации оборонного Общества для развития автодромной сети. И в этой области есть несомненные достижения. Требование VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ — каждой школе автодром — практически уже осуществлено. Даже там, где положение с земельными площадями чрезвычайно трудное (например, в Таджикистане, Армении), работники наших учебных организаций, проявляя инициативу, образцы изобретательности, смогли .оборудовать учебные поля, вполне отвечающие сегодняшним требованиям. На большей их части, как того требует программа, установлены габаритные фигуры для двух марок автомобилей. Имеются специальные площадки для подготовки мотоциклистов и водителей автомобилей категории «В». -Все чаще можно увидеть на автодроме хорошо оборудованный класс, в котором занимается половина группы в то время, когда другая половина отрабатывает упражнения за рулем. Так обстоит дело в руставской и омской автомобильных, минской технической, брестской объединенной технической и других школах. Вместе с тем мы знаем, что в ряде учебных организаций автодромы еще не отвечают требованиям, изложенным в соответствующих документах. На бумаге, в отчетах порой, вроде бы, все гладко, все благополучно. Когда же приезжаешь на место, убеждаешься, что это не так. Например, в автошколах ДОСААФ Челябинской области лишь 10% из имеющихся автодромов оборудованы сносно.А. КУНИЛОВ, начальник управления ЦК ДОСААФ СССР Несмотря на настоятельные рекомендации ЦК ДОСААФ СССР о повсеместном введении обучения вождению в сетку расписания (половина всех школ уже перешла на эту систему два года назад), в некоторых учебных организациях автодромы не имеют достаточного количества элементов, способных обеспечить проведение занятий в составе группы. Кое-где еще используется переносное оборудование, устанавливать и снимать которое немалый труд. А время, потраченное непродуктивно, ничем не восполнишь, оно безвозвратно выпадает из учебного процесса. И из-за этого мастера вождения вынуждены упрощать занятия, сокращать программу, то есть заведомо снижать качество подготовки. Хотелось бы указать и на такой факт. Уже не раз на учебно-методических сборах заместителей председателей областных комитетов ДОСААФ по военнотехнической подготовке мы показывали хорошо, по-современному оборудованные автодромы. Вспомним хотя бы сборы а Каунасе в 1977 году или в Ереване в 1979-м. Участники сборов в течение недели изучают новое, обмениваются опытом, записывают в своих блокнотах все, что пригодится для внедрения в практику. Однако, разъехавшись по местам, далеко не все используют у себя передовой опыт. Это относится ик оборудованию автодромов. _. Между тем жизнь идет вперед. Даже то, что сегодня мы оцениваем как новинку, завтра станет устаревшим. В развитии и оборудовании автодромного хозяйства уже сейчас назрел определенный перелом. Тот, кто его не замечает, через год-два непременно окажется в числе отстающих. Думается, следует активнее внедрять дистанционный контроль за прохождением различных элементов и препятствий. Каким будет этот контроль, однозначно пока ответить трудно. Поиск идет в разных направлениях. Например, в Октемберяне (Армения) нам показали, как можно оборудовать простейшими инерционными датчиками ограничители на габаритном тоннеле и восьмерке и самыми простыми размыкателями габаритный дворик, погрузочную площадку. Здесь можно использовать любой вид сигнализации (звуковую, световую), наблюдая за которой мастер со значительного расстояния оценивает качество выполнения упражнения. Есть возможность через систему электрических цепей вывести сигналы от датчиков на центральный пульт и даже регистрировать их при помощи записывающих устройств, что позволит потом быстроопределить подготовленность целой группы (и тем самым одновременно — квалификацию мастера) и внести коррективы в учебные планы. Можно пойти по пути внедрения телеметрических систем, снабжая датчиками не препятствия, находящиеся на автодромном поле, а сами автомобили. Такие работы ведутся в ряде военных учебных организаций и зарекомендовали себя положительно. В связи с непрерывным ростом автомобильного парка и усложнением условий движения на дорогих все острее встает проблема обучения водителей действиям в критических ситуациях. Несомненно, что центр тяжести такого обучения приходится опять-Уаки на автодромы. А значит, уже сейчас нужно подумать об устройстве таких элементов, о которых писал журнал «За рулем» в статье «Запланированная неожиданность» (1979, № 9). Пусть для начала это будут простейшие усложнения на кольцевой трассе — светофоры, шлагбаумы, меняющиеся дорожные знаки — они, несомненно, послужат совершенствованию водительской квалификации. Если же мы станем внедрять и такие элементы, как неожиданно появляющиеся на проезжей части «пешеходы», «автомобили», «посторонние предметы», то этим сделаем еще более серьезную заявку на повышение той квалификации водителя, которая хотя и не оценивается на экзаменах, но способствует безаварийной работе — а это и есть одна из главных целей обучения. Конечно, такое переоборудование автодромов не дается само собой. Оно требует и финансовых затрат, и времени. Но главное — было бы желание, инициатива. В этом еще и еще раз убеждаешься, знакомясь с теми автодромами, которые я уже называл, и с проектами их реконструкции в ряде школ ДОСААФ на Украине, в республиках Прибалтики, в Воронежской, Восточно-Казахстанской областях. Раз уж речь зашла о финансах, нельзя не обр.атить внимание на то, что хозяева автодромов зачастую упускают реальную возможность получить средства, которые потом можно использовать на реконструкцию того же автодрома. Почему, например, не проводить на автодроме автомотосоревнования, сдавая его в аренду? Или не предоставлять его владельцам личных автомобилей за определенную плату, чтобы они повышали свое водительское мастерство под руководством опытных наставников? Кстати, здесь же можно оборудовать и специальную «скользкую» площадку, на которой отрабатывались бы приемы преодоления заноса. Если же заглянуть еще чуть дальше, можно увидеть и тот день, когда сидящий в «рубке» мастер вождения будет по радио руководить десятком курсантов, которые управляют автомобилями совершенно самостоятельно. А в случае необходимости наставник сможет дистанционно на любом автомобиле выключить зажигание и тем самым предотвратить нежелательное развитие событий. Все, о чем здесь сказано, не фантазия. Это — завтрашний день наших учебных организаций, наших автодромов.8