МногоцелевойБУДУЩЕМУ ВОИНУтранспортерГерметичный корпус обеспечивает транспортеру плавучесть. Подаваемый внутрь корпуса машины воздух проходит специальную очистку и создает избыточное давление. Для внутренней связи между членами экипажа служит обычное танковое переговорное устройство. В оборудование машины входят также прибор ночного видения для механикаводителя, дозиметрический прибор для определения уровня радиации, специальные смотровые приборы, водооткачивающая система. Ознакомимся теперь с основными агрегатами и узлами машины. Двигатель — восьмицилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель ЯМЗ—238 с жидкостной системой охлаждения и специальной системой подогрева для пуска в холодное время. Двигатель установлен на машине маховиком вперед. В маховике смонтирован двухдисковый главный фрикцион (сцепление). Главная передача — единый агрегат, в литом алюминиевом картере которого установлены коническая пара шестерен, шестиступенчатая коробка передач и планетарно-фрикционные механизмы поворота. Главная передача соединена с двигателем карданным валом, проходящим по тоннелю через отделение управления. От нее мощность раздается на правую и левую бортовые передачи. Бортовая передача — одноступенчатый планетарный понижающий редуктор, на выходном валу которого установлена ведущая звездочка. Стальной картер бортовой передачи прикреплен фланцем к корпусу машины. Ходовая часть — ведущие звездочки, опорные катки, направляющие колеса с натяжными механизмами, металлические гусеницы и подвеска. Подвеска опорных катков сделана независимой, торсионной, причем передние и задние катки оснащены гидравлическими амортизаторами. Для работы в специфических дорожных условиях машину можно оборудовать специальными уширенными гусеницами. Они придают ей снегоболотоходные качества. Управляют транспортером посредством двух рычагов поворота, педалей главного фрикциона, подачи топлива, тормоза с пневматическим приводом и рычага переключения передач. Всесторонняя оснащенность МТ—ЛБ вспомогательным оборудованием и системами, простота н надежность, высокие ходовые качества, способность передвигаться по бездорожью и при температурах от +45° до —45° выдвигают его на уровень лучших современных военных транспортных машин. Подполковник-инженер В. ГЕРАСИМОВ Подполковник-инженер Ю.СМИРНОВУсловия современного боя предъявляют армейскому транспортному средству сложные требования, в первую очередь по проходимости, маневренности и быстроходности. Им в значительной степени отвечает легкий бронированный транспортер-тягач МТ—ЛБ. Эта гусеничная машина может двигаться с высокой средней скоростью по дорогам, преодолевать труднопроходимые участки, окопы и траншеи, подъемы крутизной до 35°, форсировать на плаву водные преграды. Низкий силуэт обеспечивает ей скрытое перемещение на местности. МТ—ЛБ предназначен для буксировки прицепов и артиллерийских установок, перевозки людей и грузов. Вооружение его составляет башенная установка с 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ. Рассмотрим конструкцию и размещение основных агрегатов машины. Сварной корпус МТ—ЛБ по функциональному назначению можно условно разделить на передний, средний и задний отсеки. Передний включает носовую часть, в которой установлена главная передача с механизмами поворота, и отделение управления. Между носовой частью и отделением управления — перегородка. Для доступа к главной передаче снаружи служит люк в наклонной поверхности носовой части. За лобовым стеклом у левого борта в отделении управления — место механика-водителя: мягкое сиденье, которое можно регулировать по длине и высоте, а также по наклону спинки. Перед ним — щиток приборов, рычаги и педали управления. Около правого борта, под вращающейся башенкой с пулеметной установкой — пост командира машины, который одновременно выполняет функции стрелка. Перед ним в нише — радиостанция. В боевых условиях стекла смотровых приборов механика-водителя и командира закрываются броневыми щитками. Для входа в отделение управления левее башенки предусмотрены два люка, герметично закрываемых броневыми крышками. Средний отсек корпуса отведен для двигателя со всеми его агрегатами и системами. Смещенный относительно продольной оси машины к левому борту силовой агрегат спереди, справа и сзади огорожен стенками с теплошумоизоляционным покрытием, так что вдоль правого борта транспортера остается узкий Техническая характеристика коридор, соединяющий отделение управления с задним отсеком, то есть грузовой платфорОбщие данные. Масса в снаряженном состоямой. В этом проходе установлены одно за нии — 9700 кг; грузоподъемность — 2500 кг; масса буксируемого прицепа — 6500 кг; макдругим два складывающихся сиденья. с В кормовом отсеке вдоль бортов смонтиросимальная скорость — 60 км/ч; скорость ваны четыре топливных бака. Два нижних по полной нагрузкой и прицепом — 30—35 км/ч; размерам и конфигурации выполнены в виде скорость на плаву — 5—6 км/ч; максимальный скамей с поролоновыми подушками, рассчипреодолеваемый подъем — 35°; запас топлитанными для четырех человек каждая. Два ва — 520 л. других, верхние, укреплены на надгусеничных Габарит. Длина — 6454 мм; ширина — 2850 мм; полках корпуса. Около задней стенки ограждевысота — 1865 мм. ния двигателя установлено еще одно сиденье. ЯМЗ—238, дизельный, четырехТаким образом, кроме механика-водителя и Двигатель. командира внутри машины могут разместиться тактный; число цилиндров — 8; рабочий объем — 14,86 л; мощность — 240 л. с ПРИ 11 человек. Для посадки и высадки людей в кормовом листе корпуса сделана двухствор2100 об/мин. чатая дверь с бойницами для ведения огня из Трансмиссия. Сцепление — двухдисковое, коавтоматов. Наблюдение во время движения, а робка передач — шестиступенчатая в блоке также аварийную высадку людей, когда мас главной передачей и планетарно-фрикционшина на плаву, можно вести через два верхными механизмами поворота. Бортовая перених люка в передней части платформы. Сводача — одноступенчатый планетарный понибодное место на крыше сзади этих люков жающий редуктор. рассчитано для перевозки ящиков со снаряХодовая часть. Подвеска опорных катков незадами или иного груза, который крепят при висимая, торсионная с гидравлическими аморпомощи специальных кронштейнов. тизаторами.Каждому владельцу автомобиля в процессе ухода за ним, эксплуатации требуется множество вещей, приспособлений, именуемых автопринадлежностями, или аксессуарами. Производство их в последние годы сильно возросло. Но все-таки еще не везде можно приобрести желаемый предмет. Причины тут разные — одни редко поступают в магазины, другие пока не выпускаются, иные не удовлетворяют потребителя по качеству и т. п. Попробуем разобраться в этих вопросах подробнее. Представление об ассортименте и уровне выпуска автопринадлежностей дает Межреспубликанская оптовая ярмарка нульттоваоов, ежегодно проводимая в Москве. На ней оптовые базы предлагают свои и покупают другие изделия для реализации в дальнейшем через магазины своей республики, области, района. Таким образом, заключенные на ярмарке договоры определяют и программу производства автопринадлежностей и масштаб, географию их продажи. Что же предлагала промышленность на последней (1979 года) ярмарке? На первый взгляд, все, что нужно автолюбителю, — 440 образцов, — это вдвое больше, чем в предыдущем году. Однако при изучении номенклатуры оказалось, что разных по существу изделий... 90. Все остальные — практически одинаковы: 26 видов декоративных колпаков на колеса «жигулей», 24 вида передних и задних брызговиков для этих же машин и т. д. А новых разработок — буквально единицы. И это при том, что не один десяток изделий, нужных автолюбителям, вообще не освоен промышленностью (например, легкие пластмассовые противобуксовочные приспособления, устройства для предпускового подогрева двигателей, клеящиеся декоративные молдинги и т. д., и т. п.). Обращает на себя внимание диспропорция выпуска, когда некоторые изделия в избытке производятся многими предприятиями, а другие в недостаточном количестве — только на одном-двух. Те же декоративные колпаки, брызговики, защитные кожухи для картеров двигателей изготовляются каждое более чем на 20 предприятиях. И неудивительно, что, несмотря на малые объемы их производства на каждом отдельном предприятии, не удалось продать 10% этих изделий. Совсем недавно только один завод выпускал металлические противобуксовочные приспособления, а сегодня таких заводов уже 12, и производство этих изделий превысило заявки торгующих организаций. Такая же картина, н сожалению, наблюдается ис целым рядом других товаров. В итоге базы не приняли к продаже целый ряд предлагаемых промышленностью аксессуаров. Но вот другой факт. Торговые базы не приняли для реализации в магазинах 10 тысяч комплектов замков для крепления колпаков, 2 тысячи щупов для регулировки клапанов, 14 тысяч комплектов напольных ковриков-поддонов, тысячу наружных зеркал. А ведь эти изделия не лежат на полках магазинов. Во многих областях люди ищут их. В чем же дело? Очевидно, торговые организации недостаточно изучают спрос на местах и потому необоснованно отказываются от нужных товаров. Необходимо отметить еще одно обстоятельство, мешающее делу. Речь идет о низком техническом уровне и качест-