Ваша сервисная ннишнаУХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯЭтот материал, как и предыдущие, в которых владельцам последних «москвичей» даются советы по выполнению работ, предусмотренных сервисной книжкой, подготовили работники АЗЛК А. Б. ГУРЬЕВ и Б. Ф. СТРЕБКОВ. Потребность в уходе за системой oxi лаждения «Москвича—2140», заправленной «Тосолом», минимальна. Кроме ежедневного осмотра, смысл которого не упустить появления какой-нибудь случайной течи охлаждающей жидкости через соединения деталей, владелец машины должен выполнять ряд несложных операций. Их очередность приведена в сервисной книжке. После первых 500—700 километров проверяют и при необходимости восстанавливают натяжение ремня, которым приводятся во вращение крыльчатка вентилятора, водяной насос и генератор. В дальнейшем эту работу делают через 10 тысяч километров, или практически раз в сезон. Нечасто. Но мы не раз наблюдали, как управляются с ней неаккуратные водители: отпускают болт, прижимающий генератор к регулировочной планке, и, пренебрегая тем, что нижние болты крепления генератора и болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров затянуты, отодвигают длинным рычагом генератор от двигателя. Между тем правильно делать так: снять брызговик двигателя, освободить нижние болты и только после этого ослабить крепление генератора к планке и планки к блоку. Чтобы не возвращаться к вентиляторному ремню, напомним, что в случае крайней необходимости «412-й» ремень можно заменить «408-м», но только на короткое время (добраться до дома), так как последний «короче». Инструкция рекомендует через 60 тысяч километров заменить охлаждающую жидкость. Тем, кто в год наезжает меньше половины этого пробега, следует готовить новую порцию антифриза раз в два года. Это вообще предельный срок. Дело в том, что «Тосол» -— жидкость многокомпонентная. Она содержит целый ряд присадок, которые после двухлетней эксплуатации распадаются, в результате чего жидкость теряет свои свойства. Конечно, теперь мало кто отказывается от «Тосола». Но, бывает, приходится заменять его водой или воду «Тосолом». Хотим напомнить на этот случай, что антифриз агрессивен и ядовит. Если он попадет на тело, одежду, окрашенные детали кузова, его надо тщательно смыть водой, а руки после него отмыть с мылом. «Тосол» при нагревании значительно увеличивается в объеме. В «Москвич—412» без расширительного бачка его заливают примерно на 0,6 л меньше, чем воды, иначе частьI шва now шнагретой жидкости обязательно уйдет на дорогу по пароотводной трубке. Если же обстоятельства складываются так, что надо, наоборот, перевести «Москвич—2140» на воду, нет необходимости заливать ее в расширительный бачок. Достаточно доверху наполнить радиатор. У антифриза выше, чем у воды, температура кипения и проникающая способность. Так что не удивляйтесь, когда после перехода на «Тосол» антифриз начнет просачиваться наружу там, где вода этого не делала. Необходимость слить охлаждающую жидкость может возникнуть и до срока ее замены. Несколько практических советов на эту тему. Отверстий для выхода «Тосола» два: на блоке цилиндров под выпускным коллектором и на нижнем бачке радиатора справа со стороны двигателя. Оба закрыты пробками с гранями под ключ «на 14» (у модели «412» устанавливали краники). Одна из сложностейсбор вытекающего антифриза в какуюнибудь емкость. Дело можно облегчить, если изготовить специальную воронку, которую надевают на штуцер радиатора. Размеры ее показаны на рисунке, а изготовить ее можно из любого подходящего материала — жести, латуни. Пропустив шланг, надетый на патрубок, между брызговиком и корпусом масляного фильтра и надев воронку на штуцер радиатора, осторожно отверните ключом пробку нижнего бачка (заливная горловина радиатора должна быть открыта). Вывернутую пробку жидкость вытолкнет в воронку. Чтобы она не попала в сливное отверстие и не перекрыла его, на дне воронки можно сделать перегородку. (i tun вив ют вэвв еввв ввш «вя ввя ваш шш вяа ваш •a n ••• шшш шшв ив шш iНА «МОСКВИЧЕ»КЛУБ 'АВТОЛЮБИТЕЛЬ"На «Москвиче—2140» реле РС950Б при включении указателя поворота или аварийной сигнализации обеспечивает прерывистый (мигающий) световой сигнал не только в подфарниках и задних фонарях, но ив фонарях прицепа. Поскольку с ним эксплуатируется очень небольшая часть автомобилей, а наиболее распространенный туристский прицеп «Скиф» снабжен своим реле, представилось целесообразным заменить довольно сложное реле РС950Б более простым — РС950Е, не рассчитанным на питание прицепа. Новое реле собрано почти в таком же корпусе, как предыдущее, поэтому без каких-либо изменений крепится на том жеЗАМЕНИТ! РЕЛ1На автомобилях «Москвич—2140», ЗАЗ—968А, ГАЗ—24 применяется электронно-механический прерыватель (реле) указателей поворота — типа РС950. Этот довольно сложный и дорогой прибор, к сожалению, не всегда отличается надежностью, и многие вынуждены сразу заменять его, когда он выходит из строя, так как для ремонта требуется контрольно-измерительная аппаратура и высокая квалификация. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей советы, связанные с заменой этого реле. С начала прошлого года автомобили «Москвич—2140» снабжаются новым реле указателей поворота РС950Е, которое не полностью взаимозаменяемо с предыдущим — РС950Б, чье производство прекращено. Редакция обратилась на АЗЛК с просьбой рассказать, как использовать новый прибор, если старый выйдет из строя. Предоставляем слово инженеру бюро электрооборудования завода Ю. П. ГЕРАСИМОВУ.4гш шPC 95051пс1ЯС.^шшш Р",—|Лб |£ [Д,№ \П птРис. 1. Разъемы реле РС9505 и РС950Е. Обозначения пыводов и цвета проводов, подходящих кним , в «Москвиче —2140»: ПП — лампы правого борта прицепа; ЛП — лампы левого борта прицепа; КП -- контрольная лампа прицепа; ПБ — переключатель указателей поворота правого борта, с иний ; Л Б — переключатель указателей поворота левого борта, о ранжевый ; ПТ — правый борт, к расный ; ЛТ — левый борт, ж елтый ; КТ — контрольная лампа, фиолетовый; «+» — провод питании от бортовой сети, серый; « —» — норпус («масса»), черный; П — переключатель указателей поворота (средняя клемма), зелен ый ; ПЗ — правый задний фонарь указателя поворота; ЛЗ — левый задний.14