МАСШТАБЫ ОБЯЗЫВАЮТЗавершающий год десятой пятилетки характерен могучим размахом созидательной деятельности советских людей. Усилия трудящихся нашей страны направлены на выполнение и перевыполнение производственных планов и социалистических обязательств. Достойный вклад в общенародное дело укрепления экономического и оборонного могущества социалистической Родины вносят организации ДОСААФ. Этот вклад слагается из результатов работы по всем основным направлениям его деятельности, среди которых особое место занимает подготовка специалистов для Вооруженных Сил, а также кадров массовых технических профессий для народного хозяйства. В первую очередь речь идет о водителях транспортных средств, представляющих наиболее многочисленный отряд специалистов, обучаемых в ДОСААФ. Уже сейчас почти каждый третий шофер-профессионал в стране и подавляющее большинство водителей личных автомобилей и мотоциклов — выпускники учебных организаций оборонного Общества. А если учесть, что автомобиль, автомобильный транспорт играют сегодня огромную роль в народном хозяйстве и Вооруженных Силах, что водитель не только одна из самых массовых в стране рабочих профессий и армейских специальностей, но и из самых ответственных, порой решающих по своему характеру, то нетрудно представить себе масштабы и значимость задач, стоящих перед теми, кто организует и ведет обучение будущих водителей. В ДОСААФ накоплен немалый опыт подготовки шоферов и мотоциклистов, создана широкая сеть автошкол, спортивно-технических клубов, курсов. В распоряжении большинства из них добротные здания с классами, оснащенными современными техническими средствами обучения, автодромы, гаражи. Сложился костяк хорошо подготовленных кадров преподавателей и мастеров, отработана методика обучения. Все это в совокупности позволяет многим учебным организациям вести подготовку водителей на высоком профессиональном уровне, сочетая ее с продуманной воспитательной работой, как это, например, делают в луцкой автошколе, награжденной переходящим Красным знаменем Главнокомандующего сухопутными войсками. Школа существует всего пять лет. За это сравнительно короткое время ее коллектив во главе с опытным специалистом полковником запаса Андреем Ивановичем. Хабло самоотверженным трудом добился высокого качества подготовки водителей. Руководитель вместе с парторганизацией школы сумел создать атмосферу творческого труда, взаимной взыскательности. В оборонном Обществе теперь уже многие десятки та1. «За рулем» № 3О качестве подготовки водителей в учебных и спортивных организациях ДОСААФА. ГОЛЯКОВ, заведующий сектором ЦК КПСС ких школ, заслуживших добрую славу умелой постановкой обучения и воспитания специалистов. По отзывам из войск, а также по оценке многих местных партийных и советских органов, водители, прошедшие подготовку в ДОСААФ, в основном имеют прочные знания и необходимые навыки в эксплуатации техники. В учебных организациях оборонного Общества, как и везде, по всей стране, развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, успешное завершение десятой пятилетки. Выполнение взятых обязательств безусловно создаст хорошую основу для наращивания успехов в следующем пятилетии. В нашей традиции — не довольствоваться достигнутым, штурмовать новые рубежи. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС указал на необходимость при оценке проделанного видеть не только успехи, но подвергать критике недостатки, вскрывать резервы, использование которых должно обеспечить более высокий конечный результат труда. Анализируя с этих позиций состояние подготовки водителей в организациях ДОСААФ, нельзя закрывать глаза на то, что качество ее далеко не везде и не всегда отвечает современным требованиям. Причин здесь несколько. И одна из основных — разного рода упрощения в обучении водителей. Немало еще школ, где не полностью отрабатываются предусмотренные учебной программой упражнения по вождению автомобиля в сложных дорожных условиях, по ограни-Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 годаченным проездам, в темное время. Скажем, в кунгурской автошколе (Пермская область) в прошлом году большинство выпускников не занималось на автодроме, до 40% не полностью выполнили практические работы по техническому обслуживанию. Подобные примеры, к сожалению, не единичны. В некоторых школах занятия ведутся без учета изменившейся за последние годы дорожной обстановки, поэтому часть их выпускников оказывается плохо подготовленной к вождению на дорогах с интенсивными транспортными потоками. Видимо, надо усилить борьбу с любыми упрощениями в подготовке водителей. Программа обучения — это своего рода государственный план, и он должен выполняться неукоснительно, без отступлений. Иногда причиной сокращения часов практического вождения служит неоправданное отвлечение учебных машин на разного рода хозяйственные работы по распоряжению местных органов власти. А поскольку сроки обучения призывников в организациях ДОСААФ строго ограничены, восполнить отставание невозможно. Это важное обстоятельство, имеющее порой решающее значение в практической выучке водителей для Вооруженных Сил страны, не могут не учитывать должностные лица, принимающие решение о привлечении автомобилей из учебных организаций оборонного Общества на те или иные хозяйственные работы. Не лучшим образом сказывается на качестве подготовки водителей снижение требовательности при оценке знаний и навыков курсантов. Говорить об этом приходится потому, что в некоторых школах ДОСААФ существует порочная практика завышения оценок как в процессе обучения, так и на выпускных экзаменах. К примеру, в челябинской технической школе во время контрольной проверки свыше 20% курсантов показали слабые знания, хотя большинству из них преподаватели и мастера производственного обучения постоянно выставляли хорошие оценки. Невольно возникает вопрос: ради чего это делается? Скорее всего, по той причине, что средний балл до сих пор является одним из основных показателей при оценке деятельности учебных организаций. Конечно, в определении индивидуальных знаний и навыков каждого курсанта без балльной системы не обойтись, но вот, оценивая работу учебной организации в целом, в^жно прежде всего учитывать уровень фактической подготовки специалистов на основе объективных критериев, которые реально бы отражали положение дел. Очевидно, настало время выработать такие критерии. Что же касается экзаменационных комиссий, то их долг твердо стоять на страже государственных интересов, не допускать1 послаблений при оценке знаний курсантов, всегда занимать принципиальную позицию. Большим резервом дальнейшего улучшения качества обучения является совершенствование учебно-материальной базы. Наряду с хорошо обустроенными и оснащенными организациями есть еще немало школ и особенно спорттехклубов, где для подготовки водителей недостает наглядных пособий, классов лабораторно-практических занятий, современного оборудования, нет автодромов или они не отвечают необходимым требованиям. Заслуживают серьезного упрека комитеты ДОСААФ тех республик, краев и областей, которые не проявляют должной инициативы в решении этой важной задачи. Но бывает и по-другому: инициатива проявляется, да не находит поддержки на местах. Между тем ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали исполкомы Советов народных депутатов помогать комитетам ДОСААФ в обустройстве их учебных организаций. И надо надеяться, что будут приняты надлежащие меры для лучшего размещения и оснащения автошкол оборонного Общества с учетом важности их работы по подготовке водительских кадров и для Вооруженных Сил и для народного хозяйства. В особой помощи нуждаются автошколы районов Сибири, Дальнего Востока, Нечерноземной зоны. Что же касается спортивно-технических клубов, а также курсов при первичных организациях ДОСААФ, то, наверно, к решениям об открытии их комитеты оборонного Общества должны подходить более ответственно, с учетом наличия необходимой учебно-материальной базы. Качество обучения водителей зависит и от умения правильно использовать уже созданную учебную базу. Успехи брестской, паневежской и других передовых школ во многом объясняются тем, что в них эффективно применяют разрезные агрегаты, электрифицированные стенды, обучающие и контролирующие устройства, позволяющие усилить наглядность и эффективность занятия. К сожалению, еще нередки случаи, когда учебная техника, оборудование содержатся и обслуживаются неудовлетворительно и, естественно, не дают желаемого результата. Особо хотелось бы сказать о тренажерах. Как подтверждает опыт лучших учебных организаций ДОСААФ и зарубежная практика, без всякого ущерба для качества подготовки водителей часть времени, отводимого на практическое вождение, можно заменить работой на тренажерах. При огромных масштабах подготовки водителей в стране это дало бы заметную экономию топлива, моторесурса, сокращение численности мастеров производственного обучения и, что не менее важно, интенсифицировало бы процесс обучения практическому вождению, так сказать, до выезда на дорогу. По всей видимости, первое слово здесь за теми организациями, которым поручено составление учебных программ. В них с учетом реальных возможностей, очевидно, должна найти свое место наряду с существующей и тренажерная подготовка, как это сделано в последней программе подготовки водителей транспортных средств категории «В». И, конечно, очень важно в связи с этим развернуть широкое производство самих тренажеров — современных, недорогих, надежных. Какой бы ни была совершенной материальная база учебных организаций, успех в решающей мере зависит от преподавательских кадров. С чувством удовлетворения мы отмечаем, что в большинстве школ сложилось ядро преподавателей и мастеров, обладающих хорошей профессиональной подготовкой, зарекомендовавших себя умелыми воспитателями. Каждый пятый работник в школах ДОСААФ — коммунист. И все же в работе с кадрами не обходится без издержек. Прежде всего это относится к подбору преподавателей и мастеров. Еще нередко на эти должности попадают недостаточно подготовленные, а иногда и случайные люди, все еще велика здесь текучесть кадров. О недостаточной профессиональной пригодности мастеров обучения вождению говорят и такие данные. В душанбинской объединенной технической школе, например, половина из них на зачетах в ГАИ получила низкие оценки. И пусть даже такие факты единичны, но и они недопустимы. Жизнь показала, что дальнейшее повышение качества подготовки водителей требует хорошо продуманного, планомерного совершенствования знаний и методического умения преподавателей и мастеров. Сложившаяся практика учебно-методических сборов приносит несомненную пользу. Ее и впредь необходимо совершенствовать. Решение ЦК ДОСААФ СССР об организации курсовой подготовки инструкторско-преподавательских кадров закладывает основу для более высокого уровня их обучения. Но достижение этого уровня возможно лишь при постоянном внимании к работе курсов со стороны соответствующих комитетов ДОСААФ, глубокого изучения передового опыта. Если говорить о перспективе, то, думается, назрела необходимость готовить преподавателей автодела в техникумах, а возможно ив институтах. Сегодня, наряду с оборонным Обществом, водителей обучают и другие организации. Масштабы этой работы велики, а значит и потребность в квалифицированных преподавателях, мастерах будет расти. В совершенствовании методики обучения водителей активную роль призваны играть образцовые школы. Это своего рода центры по обобщению и распространению передового опыта — гордость оборонного Общества. Звание образцовой ко многому обязывает — не останавливаться на достигнутом, всегда проявлять подлинно новаторский подход к делу, быть в постоянном поиске передовых методов и форм обучения и воспитания. Активно пропагандировать опыт образцовых школ — одно из важных направлений работы методических кабинетов и управлений ЦК ДОСААФ. Немалую помощь в этом может оказывать издательство ДОСААФ. Благородный труд преподавателей и мастеров производственного обучения получил высокое общественное признание в оборонном Обществе. Однако и здесь сделано далеко не все, в частности в сфере морального поощрения.Высокая ответственность кадров за порученное дело находится в прямой зависимости от состояния воспитательной работы в коллективах школ и спорттехклубов. На фоне многочисленных примеров умелой постановки этой работы есть немало и других, когда учебные организации еще медленно решают задачи, выдвинутые в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Не затрагивая здесь этой проблемы подробно, хотелось бы коснуться отдельных моментов. Прежде всего об отношении к этой работе со стороны руководителей учебных организаций, от которых во многом зависит создание творческой атмосферы, то есть благоприятных возможностей для роста трудовой и общественной активности, раскрытия способностей каждого члена коллектива. Большинство начальников школ и их заместителей сами активно участвуют в воспитании своего коллектива. Но встречаются руководители другого толка. Будучи неплохими администраторами и организаторами, они занимаются только технической стороной дела и не уделяют должного внимания людям, их воспитанию. Такая позиция таит определенную опасность. Именно для руководителей подобного типа иногда неожиданными оказываются факты нарушения трудовой дисциплины, отступления от норм морали со стороны подчиненных. Не всегда неправильные поступки получают с их стороны принципиальную оценку. Сердцевину воспитания составляет, как известно, идейная закалка кадров, повышение их политических знаний. От этого зависит успех воспитательной работы в коллективе в целом. Значительная роль принадлежит здесь партийным организациям. Усиление их влияния на все стороны воспитательной и учебной деятельности — одно из главных слагаемых успеха учебной организации. Дальнейшее повышение качества учебно-воспитательной работы зависит в немалой степени от контроля и проверки исполнения, от умения комитетов ДОСААФ правильно руководить, помогать учебным организациям. Говоря об этом, можно отметить, что работники комитетов достаточно часто бывают в школах и спорттехклубах. Беда в другом. В том, что эти посещения-проверки нередко кратковременны, носят формальный, поверхностный характер. Обычно проверяется состояние подготовки в целом, а не по направлениям в деталях. Мерилом эффективности таких проверок не может и не должен служить набор вскрытых недостатков. Главное — это умение проверяющих поделиться опытом, помочь наладить дело, улучшить учебно-воспитательный процесс. Тогда и уезжать домой можно, как говорят, со спокойной совестью. Теперь, когда на долю оборонного Общества приходится в стране свыше половины водителей, получающих первоначальную подготовку или повышающих свою квалификацию, неизмеримо возрастают требования к коллективу каждой автомобильной и технической школы, каждого спорттехклуба. От их работы во многом зависит, насколько умелое пополнение вольется в ряды многомиллионной армии советских водителей в ближайшие годы.2