через месяц, 27 августа состоялось решение «О мобилизации в Красную Армию шоферов, обслуживающих мобилизуемые машины». Читатели «За рулем» знают немало примеров героических действий бойцов автобронеотрядов на фронтах гражданской войны. Вспомним хотя бы о действиях воинов за рулем в частях легендарной Первой Конной Армии. Они храбро дрались с деникинцами, врангелевцами, белополяками, махновцами, обеспечивая подвижную конницу на ее коммуникациях более высокоподвижными механизированными подразделениями. Известно, как в сентябре 1919 года прославленный герой гражданской войны командир Железной дивизии Г. Гай, посадив на 35 грузовиков 5-й Курский полк, перебросил его на 180 километров в район Симбирска и победно завершил операцию. Этот пример не единственный. Для быстрейшего восстановления народного хозяйства и улучшения обслуживания населения настоятельно требовалось более полное использование возможностей транспорта, увеличение объема перевозок. В то время это было очень непростой задачей. В 1919—1923 годах Советское правительство по инициативе В. И. Ленина, за его подписью принимает еще ряд важных решений, цель которых как можно лучше обеспечить эффективность использования транспорта в экономике и защите молодого Советского государства. Это и постановление Совета рабочекрестьянской обороны о проведении переписи автомобилей, тракторов и мотоциклов, это и постановление о мерах пополнения военного автотранспорта на Польском фронте автомобилями и мотоциклами, это и декрет о порядке использования автотранспорта учреждений и предприятий, находящихся на государственном бюджете. Очень важное решение состоялось 16 января 1922 года. Декретом Совнаркома «О применении на транспорте начал хозяйственного расчета» была введена платность перевозок, установлена система тарифов"; определена необходимость перевода транспортных организаций на хозяйственный расчет. Обратившись к произведениям Ильича, к воспоминаниям о нем его соратников, я натолкнулся на слова Н. И. Подвойского, известного революционного и военного деятеля. Обсуждая в канун Октября кандидатуру одного из командиров Красной гвардии, В. И. Ленин буквально засыпал Подвойского вопросами: «Замечательный, говорите, человек? Голову положит за революцию? А какова его военная квалификация? Сам-то он умеет бить без промаха, хотя бы из револьвера? К пушке подойти сможет, если потребуется? А на автомобиле перевезет что-нибудь необходимое, если потребуется? Умеет он управлять автомобилем?..» Сейчас, когда наш народ готовится торжественно отметить 110-летие со дня рождения великого Ленина, всем нам еще ближе, еще дороже становится каждая строчка его трудов, связанных с его именем документов, мы еще глубже оцениваем их значение. Н. ВАСИЛЬЕВ, профессор, декан инженерно-экономического факультета МАДИВ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФИдет экспериментЖурнал уже сообщал, что в минувшем году несколько автомобильных школ ДОСААФ перешли на изучение и практическое освоение автомобилей камского автозавода. Среди этих учебных организаций — автошкола в самих Набережных Челнах. Каждому, кто хоть немного знаком с учебной деятельностью, известно, что любое изменение программы, даже не очень значительное, осложняет жизнь школы, требует серьезных и целенаправленных усилий всего коллектива, и наладить стройный учебный процесс, пустить его по новым рельсам удается далеко не вдруг. Значительные трудности испытывал и наш коллектив. Все же он сумел своевременно подготовиться, пришлось сначала отменить отпуска, а потом все преподаватели и мастера, по примеру коммунистов, стали сами для себя отменять и выходные дни. Только благодаря такому напряжению сил нам удалось к 20 августа подготовить классы, приобрести нужные агрегаты, сделать разрезы, изготовить стенды. Очень помогла близость автозавода и доброе (в расчете на это сборы и были доверены нам) отношение его руководства. Сразу же выяснилось, что классы для теоретических занятий слишком малы (их площадь около 50 м2 ). Пришлось размещать трансмиссию на стенах, устраивая надежные рамные крепления, а для экономии места с трансмиссией совмещать еще одну действующую схему. Чтобы разместить классы лабораторно-практических занятий по устройству и техническому обслуживанию (для класса ТО мы получили четыре полнокомплектных КамАЗа и столько же двигателей), было принято радикальное решение: занять существующее помещение гаража, поделив его пополам, и одновременно начать строить новый гараж, в расчете уже на КамАЗы. Все мы ожидали, что определенные трудности возникнут в процессе практического обучения вождению: все-таки КамАЗ — автомобиль громоздкий, както с ним будут управляться курсанты? Опасения оказались напрасными. Огромный грузовик очень послушен, органы управления «легкие», обзорность отличная. А двойное управление, разработанное нашими мастерами и одобренное заводскими конструкторами, позволяет мастеру постоянно страховать курсанта. Не обошлось без осложнений на автодроме. КамАЗ «не прилезал» в «восьмерку», не укладывался по ширине на эстакаде и колейном мостике, не мог пройти через воронку, не задев за ее края. Пришлось и тут напряженно работать, приводить элементы в соответствие с габаритом нового автомобиля.Главная же сложность крылась, как выяснилось, в другом. Если прежде мы в школе изучали автомобили двух основных марок — ГАЗ и ЗИЛ, то теперь место ЗИЛа в той же программе занял КамАЗ. И ГАЗ, и ЗИЛ — автомобили с карбюраторными двигателями и очень близкими, в принципе, конструктивными схемами. И потому, рассказывая, например, об устройстве карбюратора, преподавателю зачастую достаточно было говорить только о карбюраторе К—126, отмечая при этом, что вот другой, зиловский, К—88, имеет такие-то и такие-то особенности. Точно так же, рассматривая многие сходные схемы и системы, достаточно было взять за основу одну — а вторая шла как дополнение к ней с небольшими затратами времени. Теперь сложилось совсем иное положение. У нас остались автомобили ГАЗ, и новым курсантам нужно было давать их в полном объеме, как это делалось раньше. Кроме того, к прежней программе добавился дизельный, весьма сложный и во многом совершенно оригинальный автомобиль. Мало того что некоторые системы его нуждаются в обстоятельном изучении с многократным повторением пройденного, так все это нужно уложить в те же 570 часов. Разумеется, потребовался иной методический подход к каждому занятию. И тут на высоте оказался наш педагогический совет. Показательные уроки, взаимное посещение занятий, их тщательный разбор — эти и другие меры позволяют улучшать учебный процесс. Значительные изменения претерпел порядок лабораторно-практических занятий. Классы пришлось переоборудовать. Много потрудились наши мастера производственного обучения, устанавливая камазовские двигатели, другие агрегаты и механизмы. Спасибо надо сказать рационализаторам школы. Какие трудности сейчас испытывает коллектив? Пока почти не имеем литературы, вместо плакатов по КамАЗам используем заводские схемы. Не все ладно с вождением в сетке расписания. Чтобы не менять этот метод, к которому мы уже привыкли, нужно восемь КамАЗов и восемь ГАЗов. Сейчас же дизельных грузовиков наполовину меньше. Думается, это явление временное. Дизелизация набирает темпы, становится делом всей автомобильной промышленности, из отдаленной перспективы превращается в реальность нынешнего дня. Растет мощность КамАЗа, готовится к пуску его вторая очередь. Появляются ЗИЛы и «уралы» с дизельными двигателями. А значит, все большее число автошкол ДОСААФ будет переходить на дизельные автомобили. Чтобы этот переход обошелся безболезненно, к нему нужно готовиться заранее. Широкий перевод других школ на изучение КамАЗов потребует, несомненно, и более широкой, планомерной переподготовки преподавателей и мастеров. Настоятельно нужен какой-то специализированный центр такой учебы, оборудованный всем необходимым, имеющий общежитие. Думается, что таким центром могла бы стать хоть наша автошкола, расположенная в непосредственной близости от завода-гиганта. В. ЧХЕИДЗЕ, начальник автошколы ДОСААФ г. Набережные Челны4