Пусть не смущает вас несколько неожиданная, на первый взгляд, последовательность изложения материала. В структуре Правил дорожного движения все осталось попрежнему, и раздел, о котором сегодня пойдет речь, как и раньше, почти в самом конце их. Но, думается, наше исключение будет признано оправданным: ведь пришло время ежегодных технических осмотров. Правда, новая редакция Правил дорожного движения начнет действовать чуть позже, но все равно вскоре ездить-то придется по ним. Так что уж лучше быть сразу к этому готовым. Подробнее познакомить с ними и водителей, и работников ГАИ мы и решили в "этом материале, который предлагается, так сказать, вне очереди. Начнем с положения, ставшего аксиомой. В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов любая неисправность автомобиля или мотоцикла представляет серьезную угрозу безопасности движения. Надо помнить, что по этой причине случается не так уж мало дорожных происшествий — около 4%. Здесь не спасает ни опыт, ни безукоризненная техника вождения. Хотя, конечно, неисправность неисправности рознь. Поэтому мы и решили начать разговор о том, каким требованиям должно отвечать техническое состояние транспортных средств, с тех неисправностей, при обнаружении которых дальнейшее движение водителю запрещено. Стало быть, если ему на месте устранить какую-либо из них не удалось, остается одно: вызывать «техпомощь» и буксировать автомобиль в гараж. Что же здесь имеется в виду? Во-первых, неисправности в системах пневматических тормозов — выход из строя манометра или компрессора. Последний считается вышедшим из строя ив том случае, если он хотя и работает, но не обеспечивает необходимого давления воздуха в системе (обычно 5—6 кгс/см 2 ). Как известно, каждый прицеп с разрешенной полной массой более 750 кг должен иметь рабочую тормозную систему, которая включается при торможении автомобиля-тягача.. Правда, одно время выпускались автомобильные прицепы и без тормозов. Однако если такие устройства предусмотрены заводом-изготовителем, то их неисправность, как и отсутствие, считается условием, исключающим движение. Теперь перейдем к рулевому управлению. Если его детали повреждены или просто плохо закреплены, не зашплинтованы, а тем более отсоединились, ехать нельзя. Обнаружить это можно визуальным осмотром ивращая руль на неподвижном автомобиле при вывешенных передних колесах. Для определения величины люфта применяют специальные люфтомеры. Ими измеряют свободный ход рулевого колеса из положения, соответствующего прямолинейному движению автомобиля. Когда такого прибора нет, определить люфт можно по длине дуги свободного хода руля, делая отметки мелом прямо на его ободе. Следующее требование '— чтобы колеса были надежно закреплены на ступицах. Это достигается исправностью резьбы и правильной затяжкой подшипников ступиц с обязательной шплинтовкой гаек, а также нормальным креплением дисков колес на ступицах. Довольно опасной неисправностью, которая часто оборачивается пожаром на автомобиле, является подтекание топлива в системе питания. Не оставляйте также без внимания повреждения или вибрацию карданного вала. Они могут привести к его обрыву продвижении и, как следствие, к опрокидыванию автомобиля. Для безопасного движения водителю нужна нормальная видимость и обзорность. Поэтому, естественно, фары (не считая противотуманных) и задние габаритные огни должны гореть, а стеклоочиститель работать. Как исключение, в случае, когда не горит одна фара или габаритный фонарь, можно доехать до гаража, но при обязательном условии: надо обеспечить свет с левой стороны транспортного средства, чтобы не дезориентировать других водителей. Разрешается движение и тогда, когда не работает правый от водителя «дворник», при этом, конечно, следует учитывать ухудшение обзорности и принимать необходимые меры предосторожности. Наконец, последнее из условий, при которых исключено самостоятельное движение, пока транспортное средство не будет приведено в надлежащее состояние, — неисправность тягово-сцепного устройства у автомобиля и прицепа, а также опорно-сцепного у тягача и полуприцепа. При обнаружении каких-то других отклонений от требований, перечисленных в 27-м разделе Правил (пересказывать их мы не будем), и невозможности устранить их в пути водителям разрешается следовать своим ходом к месту стоянки или в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности. В частности, рекомендуется избегать резких разгонов и торможений, выбирать маршрут по дороге, где нет значительных подъемов и спусков и интенсивность движения невысока, да и скоростьдержать пониже, чтобы можно было своевременно остановить машину, когда это понадобится сделать. Хочу лишь обратить внимание на те требования, которые включаются в наши Правила дорожного движения впервые. Первое из них — рабочий тормоз должен обеспечивать не только определенную эффективность торможения (по длине тормозного пути или максимальному замедлению), но и равномерность его на всех колесах. Критерий здесь выбран такой: при торможении транспортное средство не должно разворачиваться на угол больше 8° или занимать полосу движения более 3,5 метра. (Стояночный тормоз, напомним, должен, как и прежде, удерживать транспортное средство на уклоне 16%.) Второе — указатель поворота должен постоянно работать в установленном режиме, а не просто «гореть», как говорилось в прежней редакции соответствующего пункта Правил. Третье — запрещается установка многотонального звукового сигнала, если он не предусмотрен конструкцией транспортного средства. Четвертое — запрещено устанавливать дополнительное декоративное оборудование, ограничивающее обзорность с места водителя или оказывающее опасное воздействие на других участников движения. И наконец, пятое — если на одиночном мотоцикле есть предусмотренные конструкцией дуги безопасности, то запрещено снимать их или вообще демонтировать. Вот те условия, те неисправности, при обнаружении которых дальнейшая эксплуатация транспортного средства запрещена. Но это еще не все в разговоре на эту тему. Не забудем также, что один раз в год (а для автобусов и такси — дважды) Госавтоинспекция устраивает, можно сказать, генеральную проверку всех транспортных средств на соответствие их технического состояния не только тем требованиям безопасности, которые изложены в самих Правилах дорожного движения, но и всем положениям инструкций по их эксплуатации, разработанных заводами-изготовителями. Отнеситесь к этим документам повнимательнее — и у вас не возникнет недоразумений при техосмотре, вам будут ясны те критерии, которыми руководствуется при их проведении ГАИ. Потому что, повторяем, Правила содержат лишь самые необходимые для безопасной езды условия. Н. ЮМАШЕВ, заместитель начальника ВНИИБД МВД СССР25