54
55
«TATPA-80» (Чехословакия)Год постройки — 1935; количество мест — 6; двигатель: число цилиндров — 12, рабочий объем — 5988 см3, мощность — 120 л. с/88 кВт при 3000 об/мин; сцепление — двухдисковое; число передач — 4; размер шин — 7,00—17; длина — 5000 мм; ширина — 1800 мм; высота — 1700 мм; база — 3800 мм; масса в снаряженном состоянии — 2400 кг; наибольшая скорость — 140 км/ч; расход топлива — 25—30 л/100 км.«Делае-165» (Франция)Год постройки — 1939; количество мест — 3; двигатель: число цилиндров — 12, рабочий объем — 4488 см1, мощность — 160 л. с/118 кВт при 4500 об/мин; сцепление — однодисковое; число передач — 4; размер шин — 7.00—17; длина — около 5600 мм; ширина — около 1950 мм; высота — около 1400 мм; база — 3210 мм; масса в снаряженном состоянии — 1450 кг; наибольшая скорость — 200 км/ч.54ЗА РУЛЕМ 5—6/92 Т мобиль скузовом типа «ландоле» был передан службе президента Чехословар идцатогоиюня 1935 года этот автокии. И м тогда был Томаш Масарик ( 1 850 — 1937). Представительские машины модели «80» к опрживницкий завод «Татра» выпускал с 1931 по 1938 год (изготовлено 22 экземпляра). Среди них — 12 скузо ­ вами «лимузин», 6 — с кузовами «кабриолет» (2 — шестиместных и4 — четырехместных), несколько шасси для заказных кузовов фирмы «Содомка» и один-единственный — с кузовом «ландоле». На президентском автомобиле часть крыши над задним сиденьем была сделана складывающейся, как на кузовах типа «кабриолет». Передняя часть крыши над сиденьем водителя также могла убираться. М ежду пассажирским салоном и отделением водителя находилась стеклянная перегородка . Уникальный экземпляр «Татры-80» долгое время находился в Национальном техн ическоммузее Праги. В 1990 году он прошел трехмесячную реставрацию на заводе вКопрживницеи вернулся в эксп озициюмузея , п ричем нынешний Президент Чехословакии Вацлав Гавел совершил на нем демонстрационнуюпоездку . По шасси модель «80» унифицирована с «Татрой-70» (1930—1936 гг.), оснащавшейся не 12-цилиндровым, а 6-цил индровым двигателем. Модель «70» изготовлена в 120 экземплярах. Основу обеих машин составляла хребтовая рама в виде трубы , к переднему концу которойж естко крепился двигатель скоробкой передач, а к заднему — главная передача сцилиндрическимдифференциалом . Внутри трубы проходил трансмиссионный вал без карданных шарниров. Кузов соединялся срамой через приваренные к ее трубе траверсы. Поперечная рессора и рычаги передней независимой подвески, как и качающиеся полуоси независимой задней, т акже крепились к раме, п ричем сзади упругим элементом являлись две четвертьэллиптические рессоры. Картину дополняли барабанные тормозас гидравлическим приводоми 17-дюймовые колеса (до 1933 года — типа «Рудж-Витворт» с проволочными спицами и центральной гайкой, п озже — дисковые на шести шпильках каждое ) . Двигатель, вопреки многолетним трад ициям завода, охлаждался не воздухом , а водой. Два блока по шесть цилиндров располагались под углом 65°, а стык алюминиевых головок с чугунными блоками был не плоским , а по цилиндрической поверхности. К онструкция двигателя «по почерку» имела сходство с 8- и 12-цилиндровыми моторами «Хорьх», появившимися в 1932 году. Двигатель «Татра80» был бесшумными весьма гибкимв работе. Восьмиопорный коленчатый вал и очень жесткий картер двигателя из алюм иниевого сплава были призваны обеспечить ему большой срок службы. Из двух десятков «супер-татр», к роме президентской, д о наших дней сохранилось еще одно шасси (без кузова).О5 _б « Май — июнь % 1992Ежемесячный журнал для автомобилистов Учредитель: ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ» Издается с апреля 1928 годаГлавный редактор А. ЛОГИНОВ Редакционная коллегия: B. АРКУША, Б. ДЕМЧЕНКО (редактор «Мото»), Ф. ИЛЮХИН, Б. ЛОГИНОВ, А. МЕЛЬНИК (редактор АМС), А. МОИСЕЕВИЧ, C. НЕЧАЮК (зам. главного редактора), Б. СИНЕЛЬНИКОВ, М. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), Л. ШУГУРОВ. Р едакционный совет: Ю. БОРОДИН К. ВЕНДРОВСКИЙ, В. ИЛЬИЧЕВ, Б. КОРЯКОВЦЕВ, В. КУТЕНЕВ, Е. ЛЮБИНСКИЙ, В. МОРОЗОВ, В. НИКИТИН, Н. НИНКОВ, В. ТАБОЛИН, Н. ЧУМАКОВ, В. ЮРЬЕВ, Л. ЯКОВЛЕВ. Коммерческий директор В. ПАНЯРСКИЙ Зав. отделом оформления Н. КЛЕДОВА Художественный редактор К. НЕХОТИНъз xoddsxymt ЩР&Ш«Делае» почти неизвестна М арка стране, хотя свой первый в нашей автомобиль Эмиль Делае построил в 1895 году. Этот небольшой завод специализировался на спортивных автомобилях и легковых моделях среднего класса. Кузова для них поставляли известные французские фирмы — «Отобино», «Шапрон», «Миньон-Биллебо», «Лябурдетт», «Дюб о » , « Ф игонии Фаласки». Опытный образец новой модели «165» с двухместным открытым кузовом «Фигони и Фаласки» вызвал подлинную сенсацию на Парижской автомобильной выставке воктябре 1938 года. И не только благодаря экстравагантным формам , разработанным дизайнеромДжоАмом , но и благодаря спортивному шасси с 12-цил индровым двигателем. Д о начала второймировой войны завод «Делае» успел изготовить только пять машин модели «165». Среди заказчиков — сын писателя Конан-Дойля, р умынскийко ­ роль Кароль II . Машина, заказанная Каролем 11 ( 1 893 — 1953), служила ему недолго. В сентябре 1940 года румынский монарх отрекся от престола в пользу сына, Михая I. О н , в свою очередь, сделал то же самое в декабре 1947 года. На следующий год «Делае-165» был переправлен в Берлин, а спустя некоторое время вМоскву , в кремлевский гараж. В конце пятидесятых он нес государственный номерной знак «частного» владельца из Подмосковья . Дальнейшая судьба необычного автомобиля неизвестна. Шасси модели «165», как и двигатель (правда, дефорсированный), ведет происх ождение от спортивного «Делае» 1937 го ­ да. Его конструктор — Ж. Ф рансуа . Двенадцатицилиндровый двигатель с головками цилиндров иблоком , отлитыми из магниевого сплава, и ролико ­ выми кореннымиподшипниками развивал вгоночном варианте 235 л. с / 1 73 кВт при 5500 об / м ин . Для дорожного варианта у него понижена степень сжатия, вместо трех сдвоенных карбюраторов «Солекс» установлен один. Сохранены штанговый привод клапанов, зажигание с двумя свечами на цилиндр. Автомобиль комплектовался коробкой передач «Коталь». Это планетарная трансмиссия с электромагнитными муфтами сцепления для включения передач. Управление — небольшим рычажком на панели приборов , п ереключающим подачу тока вобмотки электромагнитов. «Делае-165» был оборудован барабанными тормозамис гидравлическим прив одоми независимой подвеской передних колес, выполненной по традиционной для большинства французских моде ­ лей тех лет схеме — поперечные ры ­ чаги и поперечная рессора. Подвеска задних колес — классическая, зависимая рессорная. Наиболее впечатляющей особенностью «Делае-165» был кузов . Отделанный ко ­ ж ейидеревом салон, обилие наружных хромированных декоративных деталей, необычная форма крыльев. Из пяти экземпляров этой модели сохранились два.Технический редактор С. ЖДАНОВА Корректор М. ИСАЕНКОВА На 1-й странице обложки — КамАЗ Фото В. Медведева Сдано в производство 12.03.92 г. Подписано к печати 1304.92 г. Формат 60X90 1/8. Печать офсетная. Усл. печ. л. 7. . Заказ 295. Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Министерства печати и информации Российской Федерации 142300, г. Чехов, Московской области. Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефон 207-23-82 Телефакс 207-16-30 При перепечатке ссылка на «За рулем» обязательна. Издательство «Патриот». 129110, Москва, Олимпийский проспект, 22.,\ За сведения в «Рекламе» об изделиях и их s качество редакция ответственности не I несет.ЗА РУЛЕМ 5-6/9255