52
53
«САНОС» НА НАШЕМ РЫНКЕПредприятие «ФАС-11 октября» в македонском городе Скопье (Югославия) сегодня выпускает около 50 разновидностей автобусов: междугородные, туристские, городские. Еще в 1939 году этим предприятием построены первые машины на шасси чехословацких грузовиков «ПрагаРН». В 1946 году выпуск автобусов был возобновлен. Продукцию завода в Скопье, входящего в объединение <ГФДП-Фамос», представляет председатель объединения Перо ДРОБНЯК.С овременные автобусы фирмы называются «Санос» («санос» — с окращение от «самоносный», то есть с несущим кузо ­ в ом — прим. ред.). С 1970 года она тесно сотрудничает снемецкойфирмой « М ер ­ седес-Бенц» — п ризнаннымлидеромв производстве грузовых автомобилей и автобусов. Туристские имеждугородные «саносы» вместимостью от 25 до 57 пассажиров, а такжегородские — на 115 — 200 мест выпускаются по лицензии « М ер ­ седес-Бенц». Так, на ряд городскихи туристских моделей устанавливаются ори ­ гинальные двигатели этой фирмы . Их про ­ бег без капитального ремонта — о коло 900 тысяч километров . Все модели завода в Скопье комплек ­ туются дизелями , р асположеннымив задней части кузова, 6-ступенчатой синхро ­ низированной коробкой передач «Фамос», гидравлическим усилителем руля, пневматическим приводом тормозов, пневматической подвеской колес. Ежегодный выпуск — три тысячи автобусов, п ричем 60—70 процентов продук ­ ции уходит на экспорт в Саудовскую Ара ­ вию, С ирию , И орданию , Кувейт, Египет, Китай, А нглию , Ф инляндию , Бельгию, Польшу. И вот теперь — СНГ. Пять лет назад советскомуобъединению «Нефтех имимпорт » продана партия из 180 машин, в прошломгодуоколо 100 штук поставлены вукраинскиегорода Кривой Рог и Мариуполь. Предприятие « Ф АС — 1 1 октября» р а ­ ботает в составе « Ф АП - Ф амос » — самого крупногоа Югославии объединения по производству автобусов, грузовых автомобилей, двигателей, к оробок передач и специализированного подвижного состава. Производство базируется на лицензиях таких всемирно известных фирм , как « М ер -«Санос С-315». Туристский автобус высокого класса. Длина — 12 м. Число мест — 51 + + 1 + 1. В технических характеристиках автобусов число мест указывается в виде суммы мест для сидения в салоне, места водителя и дополнительно оговариваемых мест (экскурсовода, стоящих пассажиров и т. д.). Для удобства пассажиров могут быть установлены видеомониторы, кондиционер, кафе-кухня, туалет, холодильник и др. Семейство «C-31S» оснащается дизельными двигателями «Мерседес-Бенц» мощностью 213,3 кВт/290 л. с.Туристский автобус высшего класса «С-515». Длина — 12 м, число мест — 53 + 1 + 1. Двигатель «Мерседес-Бенц» мощностью 213,3 кВт/290 л. с. Короткий вариант (9,3 м),«С511», вмещает 35 + 1 + 1 человека и комплектуется дизелем фирмы «Мерседес-Бенц» мощностью 166,2 кВт/226 л. с.Городской автобус «С-115» рассчитан на перевозку 115 пассажиров, из которых 29 — сидящие. Длина — 12 м. Двигатель «Мерседес-Бенц» мощностью 177 кВт/240 л. с. Его сочлененная модификация «С-200» рассчитана на 200 пассажиров, из которых едут сидя 43 человека. Длина — 18 м. Один из таких автобусов прошел испытания на улицах Москвы, показав средний эксплуатационный расход топлива почти на 14 литров ниже, чем у «конкурентов»,— 37 л/100 км.52ЗА РУЛЕМ 5—6/92 седес-Бенц», Ц Ф , «Фихтель унд Сакс». В объединении работают в общей сложности 20 тысяч человек, а продукция расходится по рынкам почти 30 стран. Представляя современные автобусы «Санос» п отребителю Содружества Независимых Государств, « Ф АП - Ф амос » рассчитывает, что они получат признание. М ыисходим при этом из своего многолетнего опыта международного бизнеса, из нашего стремления постоянно следовать требованиям экономики , б ез ­ опасности иэкологии . Автобусный рынок СНГ, пожалуй, самый большойвмире . О днакоего специфические особенности потребовали из ­ менений вконструкциимоделей «саносов». Усилена подвеска колес, улучшено отопление салонов и установлены предпусковые подогреватели двигателей. С ложныепогодные условия продиктовали также установку осушителей влаги втор ­ м озной системе, подогревателей наружных зеркалзаднегообзораи топлива, усиление антикоррозионной защиты кузо ­ ва. Д ля этого его полости и элементы каркаса покрыты составом «эполор» на основе эпоксидной смолы. В чем особенности несущего кузова? Еще в 1951 году немецкая фирма «Карл Кессборер» создала автобус «Сетра» без рамы , о бычной на других подобных ма ­ шинах. И менно несущий каркас кузова «Сетры» ( с окращение от немецкого слова «самонесущий» — прим. ред.) подтолкнул развитие автобусов большой вместимости: уменьшился вес конструкции , улучшились эксплуатационные показатели. Каркас состоит из прямоугольных стальных профилей, сваренных всложнуюпро ­ странственную конструкцию . В критических местах она упрочняется листовым металлом. На каркас устанавливают силовой агрегат, трансмиссию, подвеску колес, с наружи он обшивается штампованными стальными панелями. П режде чем предложить свои модели на рынке России и других государств Содружества, « Ф АП - Ф амос » провел лабораторные и эксплуатационные испытания совместно со своим внешнеторговым партнером — ф ирмой «Технометалл Вардар» и представителем в СНГ — «Автоэкспортом». Предусмотрена необходимая техническая и сервисная помощь для будущих владельцев автобусов. Покупателю гарантируются пробег 300—800 тысяч километров без капитального ремонта, пятилетняя защита от коррозии , а также цены значительно ниже европейских. Из нашего богатого ассортимента для рынка СНГ отобраны пять основных типов машин, к аждый из которых представляет отдельную группу автобусов.«С-415» для пригородных и междугородных маршрутов. Двигатель «Фамос» мощностью 147,1 кВт/200 л. с. Покупатель может выбрать модификацию как с пневматической, так исрессорной подвеской. Различные варианты автобуса вмещают от 35 + 1 + 4 8 до 53 + 1 + 3 6 человек.«Санос С-311». Укороченная, более маневренная и экономичная модификация модели «С315» рассчитана на 41 + 1 + 1 место. Длина —9,2 м. Двигатель — по лицензии «МерседесБенц» мощностью 114,7 кВт/156 л. с.Еще один «маневренный» вариант — модель «411» с лицензионным двигателем «Мерседес-Бенц» мощностью 123,5 кВт/168 л. с.Вместимость «Саноса-С411» — 37 + 1 сажиров.1 пас-Продажа автобусов «Санос» осуществляется в СНГ за конвертируемую валюту и по бартерным предложениям. Обращайтесь по адресам: Фирма «Технометалл-Вардар» Москва, ул. Средняя Переяславская, 14, кв. 1 — 2 . Тел. 280-05-96, 280-68-28, 280-64-24, телекс 414452, факс 230-23-53. Фирма В/О «Автоэкспорт» 119902, Москва, ул. Маркса-Энгельса, 8. Тел. 202-85-35, 203-51-62, телекс 411135, факс 202-60-75.Фото «ФАП-Фамос»«Санос С-315.21» — «высокопалубиый» междугородный автобус. Под полом салона —багажный отсек объемом 12 м . Двигатель и комплектация аналогичны модели «С-315».ЗА РУЛЕМ 5—6/9253