42
43
вости ( с лишком велик увод шин). П рощеговоря , «зад обгоняет перед». М ашина становится совершенно неустойчивой, плывет из сторонывсторону от любого порыва ветра, и зменения наклона дороги , д ажекогда выбоину пытаешься объехать. — А ГАИ куда смотрит? — Ты знаешь: и нспектор если остановит, в лучшем случае мельком глянет, не лысые ли колеса. А сейчас ведь немало наварных шин срисунком радиальных: их надо уметь различать. К тоскажет , с колько «таинственных» аварий на дорогах происходит из-за неправильной комбинации шин, а вовсе не из-за козней инопланетян. И это явление — наше, отечественное, где-нибудь в ФРГ вряд ли возможное : там «Мерседес» не встретишь на шинах от сенокосилки. — Д а , братцы... Ездим абы как — на авось! П омню случай: стояли на передке радиальные Ми-16, а назад ярискнул таки забортовать диагональные ( к ажется , М-145) — и з «наварки». П ервоеощущениебылодожутинеприятное : д аже на прямой машина еле-еле «стоит» — ерзает, а ужвповороты входит так охотно , у служливо , что любойпоймет : что-то не впорядке ! П орезчеперестроишься — никак не хочет стабилизироваться, лови ее... Не езда — рыдания! Так я мучился месяца два: думал при ­ выкнуть. И вот еду как-то вдождь , асфальт блестит... Вдруг выбоина. Н емногоопоз ­ дал, н аверное : крутанул баранку — и « ж и ­ гуленок» понесло, как по льду. Я этого не ждал , если бы не богатая зимняяпрактика , д обромбы не кончилось... — Поймал все-таки? — В сантиметрах от канавы... П отом вспомнил, что к чему, отъехал всторонку , и поменял местами передние и задние колеса. К онечно , с корректировал давление... И — вперед. М ужики ! Это было как чудо. М ашина стала неузнаваема. Устойчивость — что надо, управляется хорошо , не хуже , чем с «радиалками» на передке . С той порыятолько так иезжу . Д ажезимой , при гололедице, о щущение очень неплохое, вселяет уверенность... — П огоди , старичок. Диагональные шины тоже не без недостатков. На льду, полагаю, не столько шины тебе помогают , с колько другая деталь: голова. К онечно , если ездить, как ты , — е жедневно , к руг ­ лый год — и так лет двадцать кряду , м ожнолюбойгололед осилить! А язамечу : есть все-таки ситуации, где машина на «диагоналках» явно теря ­ ет устойчивость. П опробуй , н апример , о дини тот жеповорот проходить со все возрастающейскоростью : на этих шинах срывает в занос гораздо быстрей, ч ем на радиальных. Речь пока очистом , с ухом асфальте. А если он мокрый , г рязный , х ужетого — замасленный? Тут разницу почувствует и тот, кто ездит более чем скромно . А этакая чувствительность диагональных шин кразнымдефектам асфальта: п родольнымтрещинам , уступам... Наверное, «круглый» профиль импомогает : шины будто сами выискивают колеи , д аже малозаметные — м ашину водит всторо ­ ны порой так, что рискуешь зацепить соседа. — Погоди, о каких колеях ты говоришь? — Приглядись клюбой улице с интенсивным движением , четкой разметкойи милицией, к оторая бдит... Ясно: тут все «соблюдают рядность » , — и летомвмяг ­ к ом асфальте накатывают великолепные 42 ЗА РУЛЕМ 5—6/92к олеи . От того , что их края не острые, а мягкозакругленные , суть не меняется. Здесь будь начеку — м ашинуможет неож иданно бросить всторону . — А мне что посоветуете насчет шин? У меняужетри «Ми-шестнадцатых» « с кри ­ вились». Выбросить жалко : п ротектор - т о еще новенький! — Эх, брат... Рецепта реанимации тебе никто не даст: е го нет. Ведь шина оттого кривая, что часть проволочеккордав каркасе лопнула, какие-то вообще вылезли наружу — д ержатьформу стало, образно говоря, некому. — Стоп, ш еф ! Тут, замечу, ты заблуж ­ даешься, хоть икорифей . В каркасе , по крайнеймереу наших легковых шин, н икакогометаллокорда нет. Стальные нити есть вбрекере — это такой слой междукаркасомипротектором . А каркас, спрятанный между слоями резины , — из синтетических нитей. Они-то и рвутся от бесчисленных ударов (а иногда хватает иодного , посильнее). И тогда , действительно, шина теряет правильную форму , « г рыжа » вылезает... — Хочешь меня убедить, что металлок орд не рвется? А проволочки , что нар ужуторчат , — б езобидное украшение? — О бэтом свой разговор . Я только хотел сказать, что шина — ш тука достат очносложная , не бубликсвоздухом внутри. И винить во всех наших бедах металлокорднекорректно , если не сказать неграмотно . Хотя, к онечно , и от него хлопот немало : к примеру , лопнувшие нити станут вылезать внутрь — пойдет прокол за проколом , к амеру клеить бесп олезно . Бывает штука иещечудней : это уж специалисты рассказали. «Конусность брекера » называется — к огдаего нити уложены так, что оказались на разной высоте от центра шины, как быпооб ­ р азующей конуса. С наруживообще ничего не определишь — а машину тянет вбок , как проклятую ! — А мне вот приходилось читать, что радиальные шины чувствительны кпониженному давлению — из-за негои каркас быстрее разрушается. — Читал ияобэтом . Повышенные деформации , нагрев нитей... Но, ей-Богу, т рудно вообразить, б удто тысячи и тысячи машин эксплуатируют спонижен ­ н ым давлением — словно водители-злодеи дружно сговорились против благодетелей-шинников. Короче, отклонения могут влиять, но главная причина — п ри ударах обострые края кромок нити каркаса — а ведь на самых « м одных » шинах Ех, то бишь Бл-85, о нодно ­ с лойный ! — п росто рвутся. Э лементарно ! Так что, д рузья , не сочтите за крамо ­ л у , — п одобнуюконструкцию , в свое вре ­ м япреподнесенную как вершина про ­ гресса, для наших дорог считаю не ­ пригодной. Кстати, специалисты моюточкузрения молчаливо подтверждают . К огда некто высылает на завод кривую шину спробе ­ г ом , куда меньшим гарантийного, а взам ен не получает ничего — это вполне отвечает моейконцепции ! Ему темсамымдают понять, что ездил он безграмотно , неумело, иными словами, не смогизбе ­ жать ударов . Ш ина не виновата — виноват владелец! А когда «виноватых» миллион? — Но коль ужмытакими шинами пользуемся — в наварку-то их принимают? — Как говорят чиновники, в соответствии свышеизложенным . В переводе на нормальный язык: если каркас не повреж ­ д ен , нити металлокорда целы — ну и так далее.— Выходит, на кривой шине... — . . . д алеко не уедешь, это точно. М есто ей влучшем случае вбагажнике , да и то... Всерьез на такую «запаску» рассчитывать нечего. — Ну, а что почувствуешь, если на машинеокажутсявдруг две кривые шины? — С просиуж сразу про четыре, и яскажу , куда тебе сними надо ехать. Ишь, остряк нашелся! Записал Э. К ОНОПСЛОВО ВЛАДЕЛЬЦАМ «СТАРЫХ» «МОСКВИЧЕЙ»Применительно к машинам, о которых пойдет речь, слово «старый» вполне употребимо без кавычек: «Москвич-412», «2140», не говоря ужо «408-м» — модели и впрямь устаревшие, да и большая часть таких машин ужев преклонном возрасте. О днако их у владельцев около четырех миллионов, а «Москвич-412ИЭ», «ИЖ-комби» сходят с конвейера и по сей день, и для многих автолюбителей они — самые что ни на есть новые. Этим читателям будет нелишне узнать, какие хлопоты ждут впереди, а каких можно избежать, приняв упреждающие меры. М ы постарались отыскать такие советы в работах, присланных на конкурс «Ищем авторов». С реди автолюбителей, о собенно владельцев «жигулей», бытует мнение , что на «москвичах» ездят люди , обиженные судьбой , или упрямые чудаки. Но хозяева «москвичей» п ридерживаютсяиногомне ­ ния, обнаруживая «собственную гордость», как В. Чикунов из Саратова. Вот что он пишет. Была возможностьприобрестиВАЗ 21013, но одновременно пришли « м оскви чи-21406» («сельские»), и я купил такой . Почему? Наверное, потому, что этот автомобиль более «российский», лучше при ­ способлен кобслуживаниюиремонтусоб ­ ственными силами. К томуже на него проще было достать запасные части, д ажев магазине, и по более умеренной цене. К онечно , м ожно сказать: купил машину, чтобы ремонтировать . Но с 1982 года я наездил более 80 тысяч километровбез особых неприятностей. К омфорт не « ж и ­ гулевский», но утешаюсь тем , что езжурегулярно , не унижаюсьв «сервисе», да ибензин подешевле ( м одификациясдефорсированным двигателем для бензи ­ на А-76). Резонное суждение . Что касается неприятностей, о них читатели поведали немало, но обнаружитьзакономерностьпо ­ явления дефектов зачастую трудно : то, что уодной машины ломалось через две тысячи километров , у другой — через сто двадцать. П ри этом виной мог быть элементарный брак. Иной раз такую халт уру нельзя считать чисто «москвичовс кой » . Н апример , о дини тот жедефектэлектрического омывателя ( о нем речь впереди ) м ожет встречаться у « м оскви ­ чей» и «жигулей», д ажемикроавтобу ­ сов, п отому что эти узлы у них совер ­ ш енноодинаковыи изготовлены на одном заводе. Тем не менее нам показались интересными наблюдения, к оторымипо ­ делился С. Сурин из Черкасской обла- сти. Д олгоникто из специалистов и «бывалых» не мог разгадать тайну самопроиз ­ вольного включенияближнего света. После нескольких остановок инспекторами за езду « д немсогнем » пришлось самому основательно взяться за разгадку этого секрета. Причина оказалась, как всегда, простой. П ри малейшей встряске выпадала конусная впайка из верхнего контакта реле ближнего света, замыкая собой цепь. А привключении реле (я ужепотомпри ­ способился) она вставала на место до очер едной встряски. Пришлось выбросить эту впайку, чтобы получить надежный конт ­ роль над ближнем светом. При пробегеоколо 30 000 км появилась еще одна загадка. При изменении режима работы горячего двигателя ( п ереключение передач и т. п.) о н стал глохнуть, а пускался вновь струдом . Только когда остывал, пуск становился надежным . Обследовав системы зажигания икарбюратор , ничего подозрительного не выявил, к роме неб ольшого люфта прерывателя-распределителя. О днажды из дальней поездкимне удалось добраться до дома только после того , к акя притянул « т рамблер » ' р езинкой , зафиксировав еготакимспособомводном положении. Своевременную помощь оказал тогда журнал «За рулем». В немпо ­ явился совет одного из «бывалых» — над ежно скрепить корпус «трамблера» с егохвостовиком . ( П одробнооб этом мож ­ но прочитать в ЗР, 1989, № 6 — ред.) С. Сурин успешно преодолел идругие неисправности, t довольно многочисленные, и не безгордостисообщил , что «давно разменял третью сотню тысяч ки ­ лометров». Но чтобы избежать непредвиденных отказов иполомок на первых жеты ­ сячах километров (а иногда и раньше) из-за плохо затянутой гайки (об этом часто говорится в письмах читателей), советуем после покупки проверить и подтянуть, если надо, весь крепеж . В прочем , это совет купившемулюбой автомобиль — не только « М осквич » . А для продления жизнимашины есть не менее универсальная рекомендация : провести антикоррозионнуюобработку кузова. Н екоторымиважнымиподробно ­ стями обэтом поделился Н. Могилев из Новосибирска. Прежде всего необходимо снять крылья «Москвича» и нанести изнутри мастику — с кажем , б итумную . Но сначала обрежьте крылья снизу (у порогов ) на 3 — 4 см (рис. 1) — тогда в них не будет скапливаться грязь . Чтобы крылья не вибрировали, на освободившийся болт установите уголок или пластину толщиной 2—3 мм , п рикрепив ее ккромке крыла двумя винтами-саморезами (расстояние междуними25 — 4 0мм ) . Э того вполне достаточно. Что-то похожее делалось на ГАЗ-21, а сейчас — на ГАЗ-3102. П ороги тщательно обработайте внутри защитным составом ( н апример , «Мовилем») и оставьте безоднойпробкипосередине : вентиляция обеспечена. Не беспокойтесь, грязи и пыли внутри будет ненамногобольше , а сохранность значительно улучшится. Препарат можно нанести из салона лю ­ б ым распылителем, предварительно сняв резиновыековрики или вынув заглушку, — через отверстие в задней арке щеткой «ерш», з акрепленной на длинной толстой проволокесручкой на конце , чтобы по -те заднее сиденье. Вы увидите две при ­ варенные к полу гайки для крепления глушителя. П одберите лист длинойв 2—2,5 раза больше расстояния междуни ­ м и , просверлите внем два отверстия под выступающие болты, залейте намеченное место под «заплату» расплавленным би ­ т умом и, пока он горячий , у ложите лист на слой битума иприжмитегайками . Если болты для этого коротки , заранее замените их более длинными . М ожете быть уверены — тысяч на 150 сохранность кузо ­ ва обеспечена; в противном случае через 15—20 тысяч по полу пойдут трещины . П одобного усиления требует икронштейн выхлопной трубыу заднего бампера. Если вы регулярно ездите попросел ­ к ам , имейте в виду; ж есткость кузова недостаточна и для крепления задних амор ­ тизаторов, поэтому советую со стороныбагажника поставить полосу размером50Х 800 мми толщиной 4 — 5 мм , а снизу — другую, с отбортовкой, размером 100Х Х800и толщиной 2—2,5 мм . И зогните ее по месту. Предварительно следует разме ­ тить и просверлить в пластинах отверстия подкрепеж амортизатора. Затем про ­ сверлите кузови пластины покраям для того, чтобы стянуть их болтами М10 . Естественно, эти усилители надо покрыть антикоррозионным составом. За всё время эксплуатации их больше трогать не при ­ дется. Д ля вентиляции и, следовательно, лучшей сохранности пола под резиновые ков ­ р икив кабине положите полиэтиленовые решетки (они применяются домохозяйкам и на кухне). Полуоси такжетребуют ухода. Как по ­ казывает опыт, их закрытые подшипники иной раз смазаны недостаточно. Тонкой отверткой нужно отогнуть одно из уплотнений подшипника , поддев резину со стор оны внутренней обоймы , добавить « Л и тола» и поставить на место . Первый раз это полезно сделать при пробеге 8—10 000 км , а затем — ч ерез60 — 7 0 000. Тщательного ухода требует иручнойтормоз . Н ередкоего трос заедает втруб ­ ке тормозного щита. Чтобы избежать этого, заполните трубку «Литолом». И мжедолжен быть наполнен и защитный чехол, надетый на трубку . Э тоособеннопомо ­ гает в слякоть изаморозки . А вот совет А. Вьюника из Запорожья : надеть на трос ручноготормозаполихлор ­ виниловую трубку , трос жепокрытьгра ­ фитовой смазкой . О другом усовершенствовании расскажет онсам . После сорока тысяч пробега стал «подтекать» п ередний сальник коленчатого вала. Д ля устранения неисправности я снял радиатор, храповик ишкив . Затем, знаяРис. 1. Переделка крыла: 1 — штатный болт с шайбой; 2 — пластина; 3 •*- винты-саморезы. Рис. 2. Отверстие для антикоррозионной обработки.ворачивать. При работе заднее колесо удобнее снять. У арки колеса есть особенность: ее стенки, п рикрытые задней дверью , — д вой ­ ные. В месте, у казанном стрелкой (рис. 2), следует просверлить отверстие диаметр ом 12—14 мм , чтобы распылителем нанести защитное покрытие. Тогда отбор товка крыла будет спасена от коррозии на длительный срок . Отверстие закройтепробкой или залепите пластилином. Ни то , ни другоепри посадке мешать не будет и на внешнем виде машины не отразится. Карманы вбагажникенеобходимо тщательно обработать «Мовилем», «Резистином» или другими составами, а затем залить расплавленным битумом . Это над ежная защита от ржавчины , да иуборка этих мест значительно упростится. Следует также позаботиться об усилении некоторых частей кузова, на которых трещины появляются очень скоро . С ними ­ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРОМА" ПРЕОЛАГАЕГК автобусу "ИКАРУС":— полный ремонтный комплект для водяного насоса (сальник в сборе; крыльчатка с валом, подшипники); — поршни с кольцами для компрессора.К автомобилю "Москвич":— вкладыш выжимного подшипника.Ко всем моделям ВАЗ:—диски колес с посадочным диаметром 13", шириной 5,53 и 6J. По вопросам приобретения и оптовых поставок обращаться по адресу: 111398, г. Москва, ул. Перовская, 26, корп. 2, "ПРОМА". Телефон (095) 309-21-11К легковым автомобилям ГАЗ:— втулки маятникового рычага; — втулки шкворневого узла (взамен подшипников). Втулки изготовлены из новых композитных материалов (гарантийный пробег 50 тыс. км).ЗА РУЛЕМ 5—6/9243