10
11
— Выходит, Запорожье становится, как и Тольятти, автоградом! — Такие планы у дирекции есть. Причем этот автоград обойдется по ориентировочным расчетам втрое дешевле комплекса, который предполагалось строить, например, в Елабуге. Скажем, реконструкция «Коммунара», головного завода объединения, для того, чтобы он мог выпускать 200—250 тысяч автомобилей, потребует относительно небольших капиталовложений. Но даже и это количество автомобилей не позволяет получать достаточных прибылей. Экономически наиболее эффективно производство минимум 500 тысяч. Об этом говорит и мировой опыт. Потому и возникла идея новой промплощадки. Вообще же наша задача — создать в Запорожье автосборочный центр. Сюда будут стекаться элементы автомобилей со всех предприятий объединения, а головное будет вести только сборку. — ЗАЗ-968М — последняя заднеприводиая модель с двигателем воздушного охлаждения. Какова ее дальнейшая судьба! — Этот автомобиль пользуется спросом и имеет свои преимущества перед другими моделями. Как это ни покажется странным, но именно «Эмка» все еще дает заводу наибольшую прибыль. Зачем же ее снимать с производства? Отдельные ее элементы следует совершенствовать и продолжать выпускать до тех пор, пока на потребительском рынке спрос на нее не станет падать. До сих пор тенденции снижения спроса мы не наблюдаем. А относительно улучшения отдельных элементов конструкции у нас есть некоторые наработки. Так что «Эмка» еще поживет. — Кстати, какова была в минувшем году доля этой старой модели в общем выпуске автомобилей! — Пока высокой — что-то около 70 процентов. Не забудем, что в числе ЗАЗ968М немало машин с ручным управлением, и мы стараемся сохранить объем их выпуска неизменным. В конструкцию «Эмки» вносим текущие изменения и так будем делать впредь. Но все же главное — перспектива. Мы уже сегодня должны накапливать интеллектуальный потенциал, чтобы через 10 или 15 лет у нас работали люди — конструкторы, дизайнеры, испытатели — способные создавать совершенные модели. — Да, кстати, сидя у вас в кабинете, я видел, как пришли студенты машиностроительного института и вы беседовали с каждым из них... — Видите ли, к сожалению, из тех, кто прежде приходил к нам по направлениям вуза, примерно сорок—шестьдесят процентов не задерживались на заводе. Вот мы и решили дать возможность молодым людям еще в студенческие годы попробовать себя на заводе за кульманом, в лаборатории, а возможно, в дизайнерской. Приглянемся друг другу — добро пожаловать работать на ЗАЗ. За этими ребятами — будущее завода. Беседу вел Е. ТЕМЧИН Рис. Д . ОрловаАВТОМОБИЛЬНЫЕ РОЗЫГРЫШИГОСУЭДРСТВЕННЫИ ЦЕЛЕВОЙ БЕСПРОЦЕНТНАЯ ЗЛЕМ ' ^ШВМГДБИЙМП ЩЦ1Щ1 ппин llinWTII lllliilln иди ириобрстii >*«I»*ITTI £Тм*2*1И7Сеял» lupfeiui L-*|mii«. г*г.ич« »L.*jfi»e* f » i > w m ireric»i^tScl^nJ. fcUhifm* •Л"тр^*й, ub*AL<j'i< л|чЬш hd тшт*тс1цр|»ч«т TTpfinofq'i. yr-444,RAliaciCIJ 0Й.1НП111"НO rjiftmi торге»»™ п репринт It ЯЯвпЧС T0N1JK1, „ „ ™ .„ ™ ™:,k,.„ *~,-,T*"""""'""ОтаеДеинс СверСтте иного Oaiuai .<• (!рсЙ1л*.1*и nnenipT'• • -••i-^SSS^iSSSiiSSXXri«Ми.••b-ФС..Г»».' nam*,*! серил BuJoMJiefO .Л'-Ih-H,«*J.«**JMJ OT.SFtwt тпрптога лргЗтфилтил aprniCTpiiii » " o0.ninii)iniЧем азартнее игра, тем она ин ­ тереснее, а чем больше ставки, т ем сильнее переживания. Это истина из ­ вестная. Знают игрокии то, что в случае неудачи можнои сгореть в один миг... Однако какая-то притягательная сила манит все новых же ­ лающих испытать счастье, как бабочек и мотыльков пламя свечи. Для удовлетворения этой страсти во многих странах мира существует развитая индустрия игорного бизнеса, которая через всевозможные виды захватывающих игр (от традиционных рулетки и карт до современных электронных автоматов) виртуозно опустошает карманы клиентов. М ыже , бывшие граждане бывшего Союза, привыкли идти своим путем. Самыми, пожалуй, захватывающ имии притягательными были и остаются у нас азартные игры сго ­ сударством. Каких только головокружительных поворотов и острых ощущений не испытывал наш человек. Что там рулетка — чепуха, масштабы не те. Но был один нюанс: как правило, в дураках оставался кто угодно, только не государство. Д опустим , в розыгрыше последнего трехпроцентного займа гражданину повезло — выиграл автомобиль. Радость-то какая, аж дух захватывает! Однако не спешите ликовать. Выигрыш свой гражданин этот при нынешних обстоятельствах вряд ли по ­ лучит. Вот вам и острота ощущений, гамма переживаний, азарт борьбы. Обидно, конечно, автомобильным «счастливчикам» — обладателям выигрышных лотерейных билетов иоб ­ лигаций. Но что поделать, если их фантазии не хватило представить парадоксальную ситуацию, в которой они, выиграв, все равно окажутся в проигравших. Правда, им не то чтобы совсем не отдают выигрыш, но предлагают доплатить из своего кармана разницу между новой и старой ценой автомобиля. Например, это должны сделать владельцы билетов лотереи ДОСААФ (ныне ОСТО Российской Федерации). Понятно, что немногие могут выполнить такое условие. О р ­ ганизация, проводившая эту азартную игру, не в состоянии покрыть такую разницу, не вылетев в трубу, ведь лотерейный билет стоил всего 50 ко ­ пеек. Если эту «мелочь» умножить10ЗА РУЛЕМ 7/92 на тираж, получим сумму , которая вносилась на закладку выигрышных фондов, и ни копейки больше. И было все это до подорожания . Такая вот ситуация, пожалуй что безысходная... Есть еще одна большая группа обманутых людей (язык не поворачивается назвать их игроками ) , о судьбе которых стоит рассказать особо. Она объединяет владельцев целевых чеков и вкладов, к оторые зарабатывали право на покупку машины нелегк имтрудом на БАМе , К райнем Севере, у боркеурожая , в забое и т. д . Все они поверили государству, хотя многие из них понимали, что рискуют . Сюда жеможно отнести и обладателей автомобильных облигаций, к о ­ т орымв свое время правительство Павлова гарантировало выделение автомобилей по целевым фондам. Азарт игры заставил и их поверить этим обещаниям. Целевые чеки, вклады и облигации распространялись на предприя ­ тиях среди самых достойных, и платили они за них столько, с колько стоил тогда новый автомобиль — не больше 10—20 тысяч рублей. Почем умыоб этом говорим? Д а потому, что государство давало здесь кон ­ кретные обязательства и по правилам игры их надо выполнять. Ведь когда берут в долг и обещают вернуть, надо возвращать несмотря ни на что. Иначе плакало ваше доброе имя... А государство, взяв взаймы, пустив деньги вобороти получив прибыль, отдавать не хочет. Надо учитывать и моральные изд ержки , которые, правда, у нас после семнадцатого года вообще не принимались за что-то существенное. А ведь мечта об автомобиле незри ­ м о пронизала весь образ жизни будущих автомобилистов: ужала семей ­ ный бюджет , перекроила быт, заставила кого-то бросить насиженные ме ­ ста и поехать на заработки... Бросить «счастливчиков» на произвол судьбы было бы верхом несправедливости. Ситуация требовала от правительства какого-то решения. И вот в начале февраля наконец-то вышло дол ­ гожданное постановление «Об упоря ­ дочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации » . Вроде бы можно облегченно вздохнуть, но... Игра перешла на новый виток. Сформулирован вожделенный до ­ к умент был на таком «птичьем», то есть высокопрофессиональном юри ­ д ическом , языке, что понять его заждавшиеся претенденты не смогли . Пришлось и нам обращаться в разные инстанции. В ответ получили где вежливый, где не очень отказ. И всетаки толкователей постановления мы отыскали. Правда, согласились они на встречу при условии, что фамилии их названы не будут. Поэтому извините за неопределенность источников информации, но договор — д ороже денег. Хотя здесь стоит обратить внимание на саму тягу к инкогнито у государственных служащих в наше де ­ мократическое время . Назвав пароль, м ы встретились с нашим «завербованным» агентом в «коридорах власти» и там узнали, что частичная компенсация автомобильным «счастливчикам» постановление м предусмотрена. Снижен до 0,5 процента размер акцизов на легко ­ вые автомобили, реализуемые по целевым чекам и вкладам. В обычном случае он колеблется от 25 до 35 %. К роме того, владельцам целевых вкладов и чеков, выданных до1 января 1992 года, будет добавлено 100 процентов суммы остатка по целевому вкладу на 1 января 1992 г. П редположим , участник игры с государством внес по целевому вкладу деньги за «Волгу», которая стоила 16 361 рубль. Государство индексирует 100 процентов этой суммы , то есть добавляет еще 16 361 рубль. Остается «пустячок» — : доплатить оставшуюся суммуи автомобиль ваш. О д ­ нако «пустячок» этот тянет сегодня тысяч эдак на четыреста. В постановлении есть еще одна обнадеживающая фраза: «По реше ­ н ию трудовых коллективов для ком ­ пенсации оставшейся части увеличения стоимости легковых авомобилей, выдаваемых по целевым чекам и вклад ам , могут использоваться средства из прибыли предприятий иоргани ­ заций, перечисляемые учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации». Правда, радоваться и здесь особо не приходится. Не много сейчас предприятий процветает, больше разоря ­ ется. Лишних денег нет. Надо работать по крайней мере на мощнейшемоборонном заводе, к оторомуконвер ­ сия не страшна, или в благополучных СП или кооперативе, а по долж ­ ности быть директором , главным бухгалтером или председателем проф ­ кома, чтобы этой льготой воспользоваться. Но каков ход игры, а сю ­ жет? Перепад эмоций от самых положительных до что ни на есть отрицательных. Что там казино... Закончилась наша «конспиративная» встреча передачей информации для размышления. На территории краев, областей, автономных образо ­ ваний, городов Москвыи Санкт-Петербурга продажа автомобилей будет производиться вI квартале 1992 го ­ да только после погашения задолжен ­ ности владельцам целевых чеков, вкладов, включая чеки БАМа, за сданное государству зерно идругие сельскохозяйственные продукты . Хотелось бы в это верить. Но, к сожалению, в нашей стране пока преобладает другая тенденция — стать счастливым не благодаря, а воп реки заботам государства. Конечно,критиковать легко, труднее сделать. Тем более, что не нынешнее правительство затеяло автомобильную игру с гражданами. Те, кто «пошел пер ­ вым», сегодня уже вне игры, с них, как говорится, взятки гладки. Нынешнее правительство хоть как-то старается исправить положение . Сейчас даже вспомнили о долгах царской России, мол, отдавать надо. Значит понимают нынешние руково ­ дители, что нельзя уподобляться тем , кто, забрав власть 75 лет назад, объявил, что ничего отдавать не соби ­ рается. Этим своим лихим заявление м они настолько подорвали кредит доверия к себе деловых людей всего мира, что и по сей день сказывается. И если есть понимание, что самые древние долги надо отдавать, то о недавних тем более грех забывать. Ведь, грубо говоря, любая власть держится на доверии народа. Обманули по мелочи раз, а где гарантии, что по-крупному не проведут. Именно поэтому нет уверенности у многих наших сограждан в завтрашнем дне. Не приучили нас верить на слово, а очень бы хотелось, чтобы Россия была гарантом надежности во всем, и в большом ивмалом . Поэтому даже за громадой неотложнейших дел, которые требуют напряжения всех сил, наши российские лид еры не должны забывать отом , что любое справедливое недовольство их действиями, в конечном итоге, мешает движениюреформ , на ко ­ торые возлагается столько надежд. А пока остается еще очень много нерешенного, и неясного. Что, нап ример , делать «счастливым» обладателям автомобильных чеков и вкладов, п роживающим не в России? Нап ример , жителям бывших Прибалтийских республик, Молдавии и т. д. Опять России придется взваливать на себя груз долгов бывшего Союза? Или этот вопрос все же переадресовать к правительствам стран СНГ? А вдруг там примут меры , да такие, что российским чиновникам станет неловко. Тогда и они сделают новый, более реальный шаг. Б. ПРИМОЧКИН От редакции. Пусть не обижают ­ ся на нас все владельцы целевых чеков, вкладов, облигаций, лотерейных билетов за то, что в этой статье сравнили их сигрокамив азартные игры . Поверьте, м ы искренне за вас переживаем и по мере сил стараемся помочь. И нам приятно сообщить, что, пока материал готовился к печати, Е. Гайдар подписал специальное постановление. Согласно ему об ­ ладатели целевых чеков «Урожай-90» смогут приобрести автомобили по старым ценам, существовавшим до 2 января 1992 года. Надеемся, что инициатива правительства будет продолжена и по другим пунктам нашей автомобильной истории.ЗА РУЛЕМ 7/92 11